Неделя посвящена памяти замечательного первому русскому ученому-естествоиспытателю мирового значения, человеку энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, одному основоположнику физической химии, поэту, заложившему основы современного русского языка, художника, историка, поборника отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки. Горячего и неукротимого борца за честь русского народа, за его славу, силу и преуспевание. В нашей школе была проведена физическая декада посвященная 295 годовщины со дня рождения М. В. Ломоносова. Были привлечены преподаватели различных профилей, которые рассказали ребятам о роли ученого для данной специальности. Было соответствующее оформление для этой недели.
Цели недели:
- Учебные: показать исторический материал об изобретениях М.В. Ломоносова, его роль в развитии отдельных разделов физики, повторить и обобщить пройденное.
- Воспитательные: познакомить учащихся с биографией М. В. Ломоносова, а также с физиками - учеными XVI в.
- Развивающие: научить детей работать с дополнительной литературой, самостоятельно находить знания; развивать устную речь учащихся. Оборудование: портрет М.В. Ломоносова, даты жизни; плакат с перечнем работ М.В. Ломоносова по годам; портреты ученых получивших премию имени М.В Ломоносова; схем его приборов.
Программа недели:
1. Интелектуальный марафон. 9 - 11кл.
Ребята отвечают, на сто вопросов естественно на все вопросы они могут не ответить. Время дается один час. Вопросы по естественным наукам: физике, астрономии, биологии и химии. Учитывается количество правильных и их оригинальность ответа. Конкурс проходил в кабинете физики. Вопросы и ответы здесь не даны, вы можете воспользоваться газетой "Физика" или другой литературой.
2. КВН среди учеников - 7 - 8 к л
За основу этого соревнования была взята игра "Сюрприз".Надо было рассказать о приборах выставленных на демонстрационном столе; пословиц разработанные на физических явлениях; музыкальный конкурс, где надо было продемонстрировать мелодии связанные с физическими явлениями. Методику проведения такого конкурса знают
все ,поэтому не стоит ее расписывать.
3. КОНКУРС "ЕСТЬ ИДЕЯ" - 5 - 11 к л .
Проводился среди ребят 5 - 11 классов. Цель была проверить ребят на выдумку, оригинальность, практичность применения законов физики на практике. Давалось, задание и надо было, в течение 40 минут догадаться, о чем идет речь в задание.
Например.
- 5 "А" кл: бралась, коробка подходящего размера и надо было найти для нее равновесие.
- 5 "Б" кл: определить яйцо сырое или вареное.
- 6 кл: вставить яйцо в бутыль, не прилагая никакого усилия.
- 7 "А" кл: дано блюдце, кастрюля с водой и вопрос: условие плавания тел.
- 7 "Б" кл: берется стакан с водой, лист бумаги, на стакан положим лист, стакан переворачиваем. Объяснить явление.
Для старших классов, которые прошли электричество: "черные ящики" с простейшей электрической схемой.
Для 10 ,11 классов что-нибудь серьезное. Можно придумать что-то свое, литературы для этого достаточно.
4. ВЕЧЕР "О ПОЛЬЗЕ ЕЛЕКТРИЧЕСТВА"
Воспользуйтесь разработкой из серии "Библиотечка "Первое сентября" Физика № 4/2005" замечательная вещь. Если ребята будут, немного артистичными вы получите прекрасное удовольствие от спектакля. Я показывал этот спектакль при проведении мастер класса.
5. " ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ"
Окончательным результатом недели было проведение чтений, на которых были прослушаны всевозможные сообщения ребят и некоторые из них выдвинуты на конференцию "ШАГ В БУДУЩЕЕ" Здесь мы выступили только с сообщениями о деятельности М.В. Ломоносова в различных областях науки. Сейчас мы принимаем активное участие в этой конференции.
Конечным результатом недели является награждение победителей. Как бы не было трудно обязательно, но наградить надо побольше ребят за участии в недели. Этим вы докажите, что во времена Ломоносова когда тоже было трудно для ученого, но он все же стал великим. Вводите всевозможные номинации. Кто-то ответил на большее число вопросов по физике, биологии, географии, астрономии и. т.д.
У меня были ордена прямоугольного формата с одной стороны портрет ученого, с другой стороны высказывания ученого о молодом поколении и высказывание о самом ученом. Дерзайте!