ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкальное движение – это целостный эмоционально-осмысленный, внутренне-внешний психофизический процесс, в котором участвует все существо двигающегося ребенка. Современные программы дошкольного воспитания предполагают развитие разных способностей у детей дошкольного возраста, в частности развитие музыкально-ритмических способностей определяется типовой программой (автор М.А.Васильева). С каждым годом все больше детей приходит в сад с пониженной эмоциональностью, частичной дискоординацией, напряжением мышечного аппарата, скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя в танце. Уровень знаний, умений и навыков детей, оставляет желать лучшего.
Поэтому процесс развития творческих способностей у ребенка замедляется.
Проблеме изучения произвольности поведения в процессе развития двигательной активности никогда не уделялось должного внимания.
В связи с этим перед музыкальным руководителем стоит задача формирования двигательной активности детей, развития музыкального слуха, памяти, воображения, посредством освоения ребенком, музыкально-ритмических движений и, как следствие, развиваются творческие способности у ребенка, в виде раскрепощенности в движениях, ориентации в пространстве, координации движений.
Анализируя программу М.А. Васильевой по музыкально-ритмическому движению и проведя педагогические наблюдения, выяснилась схема формирования у детей двигательных навыков. Показ взрослым движения и многократное воспроизведение детьми этого образца. Сложившаяся система музыкально-ритмического воспитания не обеспечивает в должной мере ни развития двигательной активности, ни общего психофизиологического развития дошкольника. Дети замыкаются на себе, оставаясь безразличными к тому, как строятся и выполняются движения их сверстниками. На основе анализа и его результатов появилась актуальная необходимость в разработке авторской программы, которая поможет в работе с детьми, для развития творческих способностей.
Новизной и отличительной особенностью в отличие от действующих программ воспитания и обучения (Васильевой М.А., Дубровской Е.А. Горшковой Е.В. “От жеста к танцу”) в данной программе главным является развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении и танце во взаимосвязи со сферой нравственной и интеллектуальной.
Цель программы: Развитие духовных и физических особенностей личности ребенка посредством танцевального искусства.
Задачи программы:
- Учить детей пластической импровизации, выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений).
- Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
- Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, выносливость)
- Развивать умения эмоционально выражать чувства в танце, игре музыкально-ритмическими движениями.
- Развивать творческие способности, мышление, воображение, память,
- Воспитывать морально-волевые, эстетические качества и интерес к танцевальному искусству.
Основной формой работы являются: групповые занятия по расписанию:
средняя группа 15–20 мин.
старшая группа 20–25 мин.
подготовительная группа 25–30 мин.
Индивидуально:
средняя группа 5–7 мин.
старшая группа 5–10 мин.
подготовительная группа 10–12 мин.
А так же в свободное и вечернее время.
Для успешной реализации программа предполагает:
- беседы о музыке, танце различного содержания
- слушание музыки танцевального характера:
- экскурсии; посещение концертов;
- просмотр видеозаписей детских праздников и концертов;
- рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
Содержание работы – образовательный процесс делится на три ступени исполнительского мастерства:
- Развитие мелкой и крупной моторики.
- Танцевально-двигательный.
- Развитие творческих способностей через игры, танцы, драматизацию.
Программный материал, построен от простого к сложному.
- определены темы работы с детьми;
- дано описание техники выполнения, танцевальных движений;
- подобран комплекс упражнений на релаксацию, игры на развитие отдельных анализаторов, упражнения, развивающие коммуникативные навыки детей;
- пальчиковая гимнастика;
- игровой самомассаж;
- разработан комплекс танцевальных движений.
Структура программы: Данная программа рассчитана на 3 года обучения, детей 4–7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. При слушании музыки и пения, дети передают свое отношение к музыке и чувства через движения своего тела. На музыкально-ритмических занятиях учатся слушать и понимать музыкальное произведение и одновременно ритмично двигаться и выполнять определенные движения, согласовывая их с музыкой.
В соответствии с типовыми задачами ДОУ, в программу включены задачи и физического воспитания. При совместном и организованном воздействии на детей они дают эффективную и практическую значимость.
Предложенная программа является вариативной, комплексной, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм занятий и времени прохождения материала.
Принципы создания программы:
- доступность, систематичность, последовательность в приобретении знаний, умений.
- принцип взаимодействия ребенка с той средой, в которой он живет.
- принцип эмоциональной увлеченности и заинтересованности.
Этапы реализации:
I этап (средняя группа) – начальное обучение новым музыкально-ритмическим движениям
Цель: Создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой.
II этап (старшая группа) – закрепление материала, освоение и отработка техники выполнения новых танцевальных движений
Цель: Выполнение движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности.
III этап - эмоциональное и выразительное исполнение танцев, танцевальных миниатюр, самостоятельное создание групповых проектов. Творческая самореализация.
Цель: Совершенствование и самостоятельное выполнение движений во взаимосвязи с музыкой.
Ожидаемый результат:
Средняя группа:
- уметь ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой, регистрами;
- самостоятельно начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки;
- передавать хлопками простой ритмический рисунок;
- чувствовать в музыке переход от умеренного к быстрому или медленному темпу;
- менять движения со сменой частей, музыкальных фраз;
- выразительно, ритмично передавать движения с предметами, согласовывая их с характером музыки;
- эмоционально откликаться на музыку передавать настроение, характер;
- координировать движения;
- двигаться согласованно с музыкой;
- ориентироваться в пространстве
Старшая группа:
- слышать и отмечать в движении сильную долю такта (хлопками), менять движение в соответствии с формой музыкального произведения;
- различать части и фразы произведения, динамические оттенки и передавать их в движение;
- уметь передавать разнохарактерные образы;
- импровизировать в движении, танцевать с предметами;
- согласовывать движения с музыкой
Подготовительная группа:
- различать малоконтрастные части музыки;
- самостоятельно различать темповые изменения в
музыке и отвечать движением;
владеть техникой исполнения танцевальных движений в народном, эстрадном, классическом стилях. - создавать (совместно с педагогом) модели танцев, танцевальных миниатюр, групповых проектов;
Работа с родителями предполагает:
- проведение родительских собраний;
- консультации, беседы, рекомендации;
- семинары-практикумы;
- мастер-классы;
- анкетирование;
- информационные стенды;
- показ сказок с использованием танцев, танцевальных миниатюр и музыкальных композиций;
- совместные праздники и развлечения;
- дни открытых дверей;
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы, являются: конкурсы, концерты. Фестивали, роднички, праздничные утренники, развлечения.
Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6