Сухие строки уравнений -
В них сила разума влилась.
В них объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь.
Л.М.Фридман
Уравнения в школьном курсе математики занимают ведущее место. На их изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему. Действительно, уравнения не только имеют важное теоретическое значение, но и служат чисто практическим целям. Подавляющее большинство задач о пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводится к решению различных видов уравнений. Овладевая способами их решения, мы находим ответы на различные вопросы из науки и техники. Обучение детей умению решать уравнения начинается уже в начальной школе. У учеников формируется понятие уравнения, как равенства с неизвестным числом, которое требуется найти. Используя правила нахождения неизвестных компонентов, дети учатся находить корни простейших уравнений. Свое дальнейшее развитие содержательно-методическая линия уравнений получает в 5-6 классах, причем на этом этапе уже есть возможность и необходимость показать детям прикладную ценность уравнений. Однако, по моему мнению, чрезмерное стремление некоторых педагогов к использованию уравнений для решения текстовых задач в 5 классе, является необоснованным и в некоторой степени вредным. Оно не способствует в полной мере развитию мыслительных навыков детей. В пятом классе со своими учениками я рассматриваю арифметические подходы к решению задач разных типов. Учебные пособия “Математика-5” , “Математика-6” И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича нацеливают педагога на постепенное введение буквенных выражений, уравнений. Учащиеся учатся использовать их для перевода предложений, сформулированных на русском языке, на математический язык. Дети осознанно подходят к составлению уравнения по условию задачи, постепенно овладевают умением выделять величины, устанавливать связи и зависимости между ними. Но для того, чтобы ребенок мог полноценно решить задачу с помощью уравнения, ему необходимо уметь решать уравнения. Обучению приемам решения уравнений уделяю достаточно много времени. В пятом классе закрепляю и довожу до автоматизма умение решать уравнения “по компонентам”, ввожу прием “форточка” для решения двухшаговых уравнений, этот же приемом использую для решения более сложных уравнений. Дети часто затрудняются при выборе действия для нахождения неизвестного компонента. Чтобы избежать ошибки, использую прием “маленький пример”, который позволяет ребенку на однозначных числах выяснить, как найти неизвестное число и по аналогии выполнить действие. Например, надо решить уравнение (123х+ 34):18 = - 45. ребенок будет действовать следующим образом:
маленький пример”: 6:2=3 6=3*2
Таким образом, оставляя одно действие, заключая все остальное в “форточку”, ребенок придет к простейшему уравнению. Прием “форточка” вызывает интерес детей, привлекает их внимание, надолго запоминается. Кроме того, его использую как пропедевтику способа замены переменных.
Уже в шестом классе начинаю вводить способ решения уравнений, сводящихся к линейным, основанный на переносе слагаемых. Дети умеют раскрывать скобки, приводить подобные. Но при этом обязательно показываю, что, например, уравнение
2х-34= -56 можно решить двумя способами: использовать “форточку” или перенести слагаемые. Это делаю для того, чтобы дети привыкали к поиску разных способов выполнения одной и той же задачи, выбору наиболее рационального. Такая система работы дает положительный результат: даже самые слабые дети успешно решают уравнения. Этот подход к обучению умению решать уравнения был мной апробирован в классе компенсирующего обучения.
Далее предлагаю проекты уроков в 6 классе, на котором ввожу способ решения уравнений с переносом слагаемых. На уроках используются презентации, выполненные в программе PowerPoint. Более эффективно использовать интерактивную доску.
Урок 1Тема урока: Решение уравнений
Цели урока:
Повторение способов решения простейших и
двухшаговых уравнений.
Оборудование: интерактивная доска, сканер, учебник “Математика-6”, И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.
ХОД УРОКА
Этап урока | Цель этапа урока | Содержание | Методический комментарий |
1. Проверка домашней работы | Закрепление навыка
самопроверки, умения находить свои и чужие
ошибки, объяснять их причину; Актуализация знаний по теме урока. |
1. Упростите выражение: а) 7у-2(3у+8); б) 4(2-3х)-2(5х+6); в) -4(2х+5)+7(2+5х)-(х-4); г) -3(х-5у)+4(2у-4х)+6. 2. Решите уравнение: а) 26-у = -56; б) 36: (12+х) = -6. |
Ученики проверяют домашнее задание, сверяя собственную работу с работой одноклассника, которую учитель на перемене сканирует и выводит на экран. |
2. Изучение нового материала | Повторение ранее освоенных детьми способов решения простейших и двухшаговых уравнений, формирование нового способа. | Беседа по домашней работе: Какие рассуждения вы проводили при решении первого уравнения из домашней работы? Второго уравнения? 1) Попробуйте провести аналогичные рассуждения для решения уравнения 4х-12 = 5х-32. 2) Что мешает? Как надо изменить уравнение, чтобы можно было применить имеющиеся знания по решению уравнений? 3) При переезде через государственную границу человек меняет свой паспорт, а слагаемое меняет свой знак. 4) Ребята! Как бы вы поступили при решении уравнения 14+7у-3у = 5у-6? 5) А такого уравнения 7(2+у)-3у=5у-6? 6) Хорошо, а теперь давайте попробуем составить алгоритм решения уравнений, похожих на уравнение 7(2+у)-3у=5у-6. |
При изучении нового материала
используется презентация-сопровождение к уроку. Приложение 1. 1) Учитель создает проблемную ситуацию. Учащиеся делают вывод о том, что известные им приемы не работают. 2) Дети говорят о том, что было бы хорошо, если бы все переменные были в одной стороне уравнения. 3) Далее учитель показывает, как перенести слагаемые из одной части уравнения в другую. 4) Перенесли бы слагаемые 14 и 5у, затем привели подобные и нашли значение переменной. 5) Сначала бы раскрыли скобки, затем выполнили перенос слагаемых, приведение подобных и нашли значение переменной. 6) Формулируют последовательность действий и вклеивают в свои справочники алгоритм решения уравнения, в котором есть скобки и переменная может находиться в разных частях уравнения. |
3. Первичное закрепление | Отработка умения применять полученный прием решения уравнения | Решите уравнения: а) 5х-12=18 б) 7х=х+24 в) 4х-7=2х+15 г) -24+3х=9х+18 д) 7(2+у)-3у=5у-6 е)-3(5а-1)+4а = 2а+7(5-3а) |
Дети решают уравнения. Самопроверка по образцу, который дает учитель. Синим цветом выделены уравнения повышенной для этого урока сложности, их выполняют те ученики, которые быстрее других справляются с работой. |
4. Творческое закрепление | Формирование исследовательских умений учащихся. | Ребята! Скажите, сколько корней
получилось у тех уравнений, которые вы успели
решить? Как вы думаете, это всегда будет так? Давайте наше предположение проверим. Предлагаю в группах обсудить решение следующих уравнений: 1 группа – решите уравнение 3х-12=0; 2 группа – решите уравнение 3х-12=3(х-6) 3 группа – решите уравнение 3х-12=3(х-4) Сколько корней получилось у ваших уравнений? Вывод: Уравнение вида ax = b может иметь один корень, может не иметь корней, может иметь бесконечно много корней. |
Учитель создаёт ситуацию для
исследования. Дети выдвигают гипотезу. Учащиеся работают в группах. Учитель оказывает помощь группам при необходимости. Организует обсуждение полученных результатов, помогает сделать выводы. Таблица с выводами (заранее распечатанная) вклеивается в справочник |
5. Рефлексия. | Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вами понято? Что вызывает затруднения? Что вам поможет преодолеть трудности? | ||
6. Домашнее задание | Выучить алгоритм, выполнить упражнения: 580(в), 581(в), 582(в). |
Тема урока: Решение уравнений.
Цели урока:
- Закрепление навыка решения простейших и двухшаговых уравнений.
- Формирование умения решать уравнения, используя перенос слагаемых из одной части в другую.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся.
- Первичный контроль знаний и умений учеников по данной теме.
Оборудование: интерактивная доска, компьютерный класс, учебник “Математика-6”, И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.
ХОД УРОКА
Этап урока | Цель этапа урока | Содержание | Методический комментарий |
1. Проверка домашней работы | Закрепление навыка
самопроверки, умения находить свои и чужие
ошибки, объяснять их причину; Актуализация знаний по теме урока. |
Решите уравнение: а) 33х-5х=15-8х б) 28-4х=19-х в) 17+3(15-с)=(4-с)-2(с-5). |
Ученики проверяют домашнее
задание, сверяя собственную работу с работой
одноклассника, которую учитель на перемене
сканирует и выводит на экран. Учитель оказывает помощь слабоуспевающим ученикам. |
2. Закрепление материала | Повторение необходимых знаний, закрепление изученного на предыдущем уроке, подготовка к тестированию | 1) Раскрытие скобок 2) Повторение алгоритма решения уравнений. Дети обсуждают в парах , а один ученик на компьютере в режиме “пауза” перетаскивает фигуры в нужном порядке. 3) Решение уравнений (проектор переводится в режим “пауза”), один ребенок работает на компьютере, а затем работа проверяется детьми. |
При изучении нового материала используется презентация-сопровождение к уроку. Приложение 2. |
3. Первичный контроль | Проверка уровня усвоения нового приема решения уравнений | Тестирование. 9 человек проходят тестирование на компьютерах, остальные самостоятельно работают на местах. Тест. Приложение 3 |
Дети работают на компьютерах |
4. Рефлексия | Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вами понято? Что вызывает затруднения? Что вам поможет преодолеть трудности? | ||
5. Домашнее задание | 582(б), 583(б), 611(б) | Пояснить № 611. |