Тип урока:урок обобщение.
Цели:
Образовательная. Расширить знания учащихся о различных формах обмена веществ в клетке и организме; формировать понятия пластического и энергетического обменов в клетке и их биологической сущности.
Развивающая. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная. Создавать условия увлечённого учения; воспитывать познаватнльное отношение к учебе.
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной активности: фронтальная, индивидуальная, работа по составлению схем, решение задач, мини театр.
Средства обучения: ПК, видеопроектор, блок-схемы, магнитная доска, таблицы «Метаболизм», электронный усный журнал, учебник для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений, схемы пластического и энергетического обмена, презентация к уроку (Приложение 1).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели урока
3. Метаболизм – обмен веществ и энергии. Участие органических и неорганических веществ в разнообразных химических превращениях, составляющих суть обмена веществ и энергии
Составление схемы на магнитной доске из заранее подготовленных элементов.
4. Роль АТФ в энергетическом и пластическом обмене
Молекулярная структура АТФ не стабильна. Под влиянием спецефических ферментов она подвергается гидролизу, т.е. присоединяет молекулу воды и расщепляется. Эта реакция сопровождается выделением 40 кДж энергии. (Составление схемы на доске, 1 стр. устннго журнала подготовленная учащимися в электронном виде и решение задачи)
Задача: Роль АТФ можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается это сходство.
Ответ: АТФ можно сравнить с аккумулятором в том смысле, что его производство требует энергии и он служит удобным кратковременным накопителем энергии. АТФ вырабатывается в процессе дыхания и может перемещаться в любую часть клетки, где необходима энергия, «разряжаться» (превращаясь в АДФ), а затем при дыхании вновь «заряжаться» (когда АДФ снова превращается в АТФ).
5. Энергетический обмен – катаболизм или диссимиляция
Этапы энергетического обмена:
Подготовительный Бескислородный Кислородный
(Формирование схемы энергетического обмена)
6. Фотосинтез – характерен только для клеток автотрофных организмов.
( 2 стр. устного журнала, работа с таблицей: Основные моменты световой и темновой фаз.)
7. Биосинтез белка
Транскрипция (протекает в ядре)
Трансляция (протекает в цитоплазме на рибосомах)
(3 стр. устногожурнала, выполненная учениками в электронном виде)
8. Закрепление
Инсценировка: «Мудрецы»
(Входят два мудруца и заводя меж собой ученый спор в котором принимают участие учащиеся решая кто из них прав)
Учитель: Уважаемые мудрецы мы пригласили вас, чтобы вы помогли нам дать определения некоторым терминам. Первый термин который нас интересует: Фотосистема
I мудрец: Ну что ж. Прекрасный греческий термин. «Фото» - свет, слово «система» и переводить не надо. Так называют сложноорганизованную систему пигментов, улавливающих фотоны света при фотосинтезе.
II мудрец: Прошу прощения, коллега, но вы глубоко заюлуждаетесь. Данный термин действительно содержит корень «свет», как вы верно указали, но вот второй корень здесь следует выделять как « стема», т.е. ткань. Этот термин обозначает фатосинтезирующую ткань высших растений.
Учитель: Ребята, а вы как думаете? Чьё определение верно?
Учащиеся делают свой выбор. Ответ: I мудрец был прав.
Учитель: Ну чтож давайте пнрейдем к следующему термину. Теперь нас интересует: Анаболизм
I мудрец: Это латинское слово. Обозначается этим термином болезнь, возникающая у культуристов при злоупотреблении анаболиками.
II мудрец: Спасибо, коллега, за ценное открытие! Только сейчас благодаря вам, я понял почему термин «идиотизм» и «анаболизм» так созвучны друг другу! Анаболизм, в отличие от идиотизма, не болезнь, а Часть метоболизма включающие в себя реакции распада. «Ана» переводится как разъединение.
Учитель: Как вы думаете,ребята, кто на сей раз прав?
Учащиеся определяют свой выбор. Ответ: Вданном случае оба разъяснения не верны, т. к. Анаболизм - это реакции образования сложных органических веществ из неорганических.
Учитель: Уважаемые, ученые мужи, Давайте попробуем определиться с последним термином: Субстрат дыхания.
I мудрец: Очень простой и понятный термин, друзья мои! Так называют поверхность той части дыхательных путей, где происходит газообмен, то есть дыхание.
II мудрец: Удивительное невежество, коллега. На самом деле вы морочите голову этим прекрасным молодым людям. Субстратом дыхания называют любое вещество, подвергающееся распаду в процессе клеточного дыхания.
Учитель: Давайте и на этот раз определим . Кто же из мудрецов прав?
Учащиеся делают выбор. Ответ: Прав II мудрец.
9. Проверка знаний, тестирование
(см. Приложение 2)
10. Подведение итогов урока
1. Оценка результатов работы на уроке, выставление отметок.
2. Беседа по вопросам:
Что на уроке было интересным?
Что осталось не совсем понятным?
Что еще хотелось бы узнать по данной теме?