Цели урока:
- продолжить знакомство учащихся со строением корня;
- сформировать понятие о зонах корня;
- раскрыть особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией;
- продолжить формирование понятия о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей;
- продолжать вырабатывать умения самостоятельной работы с учебным и лабораторным оборудованием.
Оборудование:
- таблицы «Клеточное строение корня», «Типы корневых систем»;
- микроскопы с готовыми микропрепаратами для демонстрации строения корня;
- проростки пшеницы, редиса с корневыми волосками;
- гербарий;
- раздаточные карточки.
Ключевые слова и понятия:
корневой чехлик, зона деления, зона растяжения(зона роста), зона всасывания (зона поглощения), корневые волоски, кора корня, зона проведения, покровная ткань, механическая ткань.
Подготовительная работа:
- Весь класс перед уроком делится на несколько групп.
- Количество групп равно столько, сколько крупных вопросов рассматривается в теме.
- В каждой группе ребят выбирается «начальник». В его задачи входит проведения опроса, контроля и оценки знаний всех ребят данной группы. До урока с начальниками проводится консультация, где рассматриваются все вопросы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка знаний учащихся
Входной контроль
Цель: определить исходный уровень знаний учащихся о функциях корня и типах корневых систем.
Детям предлагается тест.
Задание 1
Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ, в тетради запишите номер вопроса, а рядом букву, которая соответствует правильному ответу.
(за каждый правильный ответ 1 балл).
1. Корневая система представлена:
а) боковыми корнями
б) боковыми корнями или главным корнем
в) главным корнем
г) всеми корнями растения
2. Многие двудольные растения имеют:
а) мочковатую корневую систему
б) только придаточные корни
в) стержневую корневую систему
г) боковые или придаточные корни
3. Придаточными называют корни:
а) развивающиеся из корешка зародыша
б) отрастающие от стебля
в) развивающиеся на главном корне.
4. Почва – это:
а) верхний плодородный слой земли
б) горная порода
в) перегной
г) нерастворимые минеральные вещества
5. Воздух, содержащийся в почве, необходим корням для:
а) питания
б) для дыхания
в) роста в длину
г) роста в толщину
Задание 2
Допишите пропущенное слово в тетради (за правильный ответ 1 балл):
1. У растения с хорошо развитым главным корнем корневую систему называют______
2. Если корни одинаковой длины и толщины, отрастают от нижней части стебля их называют _____
3. Корни которые могут развиваться как на главном, так и на придаточных корнях называются______
4. Все хлебные злаки, лук, чеснок, тюльпан обладают______ корневой системой.
5. Фасоль, горох, свекла, морковь обладают______ корневой системой.
Задание 3
Даны гербарии растений: пшеницы, клевера, ржи, гороха. Определите тип корневой системы данных растений. (за каждый правильный ответ 1 балл)
Задание 4
Творческое задание (за правильный ответ 2 балла).
1. Издавна известно, что при систематическом окучивании растений (картофеля, томатов, капусты, земляники) растения лучше растут. Объясните это явление?
Работа в парах. Взаимопроверка. Выставление оценок
Определите уровень ваших знаний по следующей схеме: 14-16 правильных ответов –высокий уровень знаний; 10-14 правильных ответа- хороший уровень знаний; 7-8 ответов - средний уровень знаний; И менее 6 - низкий уровень.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя, изучение рисунка в учебнике на стр. 63. Демонстрация таблицы «Зоны корня».
2. Самостоятельная работа учащихся по группам.
Цель: в процессе работы над заданием Вы должны:
- Изучить внутреннее строение корня (зоны)
- Познакомиться с особенностями строения тканей корня в связи с выполняемой функцией.
Класс разделен на 3 группы: каждая группа получает задание.
Задание для первой группы:
Задание 1
1. Прочитать параграф 20 в учебнике на странице 92-93, учебный материал о корневом чехлике, зоне деления и растяжения.
2. Рассмотреть корневой чехлик, изучив рисунок 63 в учебнике на странице 92.
3. Ответить на вопросы:
- Чем покрыт кончик корня?
- Каково значение корневого чехлика?
- Какова продолжительность жизни клеток корневого чехлика?
- Какой тканью образован корневой чехлик?
- Где располагается зона растяжения клетки? Каково ее значение?
4. Зарисовать в тетради корневой чехлик.
5. Подготовить рассказ о корневом чехлике, зоне деления и растяжения.
Работа в парах. Взаимопроверка.
Задание для второй группы:
Задание 2
1. Прочитать статью «Корневые волоски. Зона всасывания». Параграф 20 страница 93-94.
2. Выполнить лабораторную работу по инструкции учебника на странице 94.
3. Ответить на вопросы:
- Что такое корневой волосок?
- Какое строение он имеет? Чему равна длина корневых волосков?
- Какова продолжительность жизни корневых волосков?
- Какова роль корневых волосков?
- Как называется участок корня, на котором расположены корневые волоски?
- Почему рассаду овощных и декоративных растений рекомендуется выращивать в торфо- перегнойных горшочках?
4. Зарисовать в тетради зону всасывания и корневые волоски.
5. Подготовить рассказ о корневых волосках, о зоне всасывания корня.
Работа в парах. Взаимопроверка.
Задание для третьей группы:
Задание 3
1. Прочитать на странице 94 учебника статью «Зона проведения».
2. Рассмотреть зону проведения на рисунке 63, страница 92.
3. Ответить на вопросы:
- Где располагается зона проведения?
- Каково ее значение?
- Чем обеспечивается прочность и упругость корня?
- Какие клетки составляют большую часть корня?
- Что такое ткань.?
- Какие ткани различают в корнях растений?
4. Зарисовать в тетради зону проведения.
5. Подготовить рассказ о зоне проведения корня.
Работа в парах. Взаимопроверка.
Заслушивание отчетов
Обобщение учителем учебного материала о зонах корня.
IV. Закрепление
Выходной контроль
Цель: проверить знания о зонах корня, тканях.
Задание 1
Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ, в тетради запишите номер вопроса, а рядом букву, которая соответствует правильному ответу.
(за каждый правильный ответ 1 балл).
1. Определить последовательность расположения зон корня:
а) деления, роста, всасывания, проведения
б) всасывания, роста, деления, проведения
в) роста, всасывания, деления, проведения
г) проведения, деления, роста, всасывания
2. Какова роль корневых волосков в жизни растения
а) удерживают растение в почве
б) поглощают воду и минеральные соли из почвы
в) защищают корень от механических повреждений
г) обеспечивают рост корня
3. Размножение клеток какой ткани способствует росту корня:
а) механической
б) образовательной
в) покровной
г) проводящей
Задание 2
Допишите пропущенное слово в тетради ( за правильный ответ 1 балл):
а) Часть корня, которая предохраняет его верхушку называется_____________
б) Он защищает молодые клетки корня, которые образуют зону______________
в) Поглощение воды и минеральных веществ осуществляют особые клетки корня, называемые__________
г) Раствор минеральных солей поступает из зоны __________ в зону ____________, а оттуда в сосуды стебля.
Задание 3
Творческие задания (за правильный ответ 2 балла).
1. Ученица неудачно пересадила комнатное растение и повредила много корешков, растение стало вянуть, хотя его хорошо поливали, дайте объяснение почему стало вянуть растение.
2. Корень в почве растет в длину за счет деления клеток образовательной ткани. За счет чего облегчается продвижение корня во время роста?
Работа в парах. Взаимопроверка. Выставление оценок.
V. Дифференцированное домашнее задание (см. Приложение 1)
Творческое задание: Составить кроссворд по теме «Корень» Оформить его на отдельном листе и сдать учителю.
Лист учета контроля (см. Приложение 2)
Если ты набрал- 25 баллов и больше – оценка 5
Если ты набрал- 20 баллов – оценка 4
Если ты набрал- 19 баллов - оценка 3
Если ты набрал менее 15 баллов- неуд., но не огорчайся, у тебя будет еще возможность исправить положение.