Задачи: раскрыть характерные признаки отрядов на примерах бабочек, комнатных мух, тлей, блох; показать их роль в природе и влияние на жизнь человека; показать необходимость изучения их жизни и строения для организации борьбы с этими насекомыми.
Оборудование: таблицы «Чешуекрылые», «Комнатная муха»,
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать признаки представителей отрядов Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи;
- уметь называть и различать в коллекциях и на рисунках представителей названых отрядов;
- знать о роли этих насекомых в природе и жизни человека.
Оборудование кабинета: Мультимедиа; телевизор + DVD-плеер, видеофильм «Насекомые», карточки: «Количество видов насекомых», «Главнейшие отряды насекомых»; плакат - карточка лото на доске, презентация к уроку (Приложение 1).
Методы: частично-поисковый; дидактическая игра «Лото».
Ход урока
I. Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Сегодня мы продолжим путешествие в удивительный мир насекомых. Познакомимся с новыми отрядами, раскроем характерные признаки, узнаем о роли в природе и влиянии животных на жизнь человека. Работать будем по плану: (обратить внимание на доску)
ПЛАН
1. Многообразие чешуекрылых, их широкое распространение в природе.
2. Характерные признаки отряда Чешуекрылые.
3. Тутовый шелкопряд и шелководство.
4.Общая характеристика отряда Двукрылые и его важнейших представителей - комаров и мух.
5. Роль равнокрылых в природе.
6. Блохи - специализированные паразиты животных и человека.
Работать будем в парах. Урок пройдет в виде дидактической игры «Лото»
20 |
|
|
|
50 |
70 |
---|---|---|---|---|---|
30 |
|
10 |
|
|
|
|
|
|
40 |
80 |
60 |
Удивительно, |
|
|
|
По одежке |
Дважды два |
Мойдодыр |
|
Моя семья |
|
|
|
|
|
|
Ирония судьбы |
Вокруг света |
Наши недобрые |
II. Проверка знаний
10. Моя семья (по карточкам)
Распределите представителей класса насекомых по отрядам.
1. таракановые
2. прямокрылые
3. уховертки
4. поденки
5. стрекозы
6. вши
7 жесткокрылые
8. клопы
Названия насекомых: а) таракан рыжий б) вредная черепашка в) жук - олень г) голиаф африканский д) вошь постельная е) стрекоза голубая ж) двухвостка з) кузнечик зеленый и) кобылка египетская л) поденка обыкновенная. (Слайд)
1 – а; 2 – з,и; 3- ж; 4- л; 5- е; 6- д; 7- в,г; 8- б. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу. 11 — 106. = 5; 9 — 86. = 4; 7-5б. =3.
III. Изучение нового материала
20. Бабочки
Ты прав, одним воздушным очертаньем Я так мила, Весь бархат мой с его живым миганъем - Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я летний опустилась И вот - дышу...
Так писала А. Фет. О каких насекомых идет речь?
Бабочки - одно из самых ярких и красочных созданий природы. В Древнем Риме верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от своих стеблей.
Люди давно замечали, что бабочки временами собираются большими стаями и улетают. В одной средневековой летописи сообщается о таком перелете, который напугал жителей французского города Дижона. В 1745 г. на немецкую деревню Харра опустилась такая огромная стая бабочек-капустниц, что жителям показалось, будто среди жаркого лета разбушевалась снежная метель.
Чтобы изучить перелеты бабочек, на их крылья наносят метку особой безвредной и стойкой краской. В Германии бабочек помечают зеленой, в Швейцарии - красной, в Австрии - желтой краской. Таким образом, узнали, что при перелетах бабочки строго придерживаются избранного направления и не отклоняются далеко в стороны. Если на их пути попадаются высокие строения и горы, то бабочки перелетают их. Наблюдали однажды стаю бабочек на высоте 2000 м над землей. Среди бабочек-путешественниц известны не только капустницы, а и репейница, совка-гамма, желтушка, адмирал, вьюнковый бражник (слайд).
И об особенностях отряда Чешуекрылых нам расскажет...
Сообщение учащегося: Основной признак бабочек - наличие на их крыльях мельчайших окрашенных чешуек, расположение которых определяет рисунок крыла. Эти рисунки легко стираются, поэтому у долго летавших экземпляров рисунок не такой яркий.
Ротовые органы бабочек в большинстве случаев представлены длинным, спирально закрученным хоботком. Некоторые бабочки не питаются, хоботка у них нет.
По характеру активности бабочки делятся на ночных и дневных. Дневные бабочки летают, питаются, откладывают яйца в светлое время суток, обычно в жаркую солнечную погоду, а на ночь прячутся в укрытия. Ночные, наоборот, активны ночью.
(слайд) Дневные бабочки
Имеют широкие крылья, которые они в покое складывают, отводя вертикально вверх и прижимая друг к другу внутренней яркоокрашенной стороной;
- тело стройное, грудь и брюшко тонкие, усики заканчиваются «булавкой», за что их называют булавоусыми;
- полет медленный, порхающий.
(слайд) Ночные бабочки
- имеют более узкие крылья, складывают га чаще всего кров-леобразно над брюшком или держат распластанными;
- грудь и брюшко обычно толстые;
- усики разнообразного строения, по никогда не бывают булавовидными;
- полет стремительный, с частыми взмахами крыльев.
(слайд) Развитие бабочек
Личинок бабочек называют гусеницами. Характерный' признак гусениц -наличие на брюшных сегментах мясистых ложных ножек, подошва которых снабжена крючочками, позволяющими гусенице прочно удерживаться на растениях. Ложные ножки гусениц не разделены на членики.
Почти все гусеницы питаются растениями и живут, открыто на деревьях, кустарниках, травах. Гусеницы некоторых бабочек являются вредителями: озимая совка уничтожает зерно, яблонная и сливовая плодожорка - плоды, комнатная моль - шерсть, щетину, мех и изделия из шерсти и меха.
Самой редкой бабочкой считается urmtnoptera aiiuiei острова Бугенвиль (Соломоновы острова). Пока в мире известно всего около дюжины экземпляров. В Книге рекордов Гиннесса она названа самой дорогой в мире. В 1966 г. самец этого вида (с размахом черно-сине-зеленых крыльев до 15 см) был продан на парижском аукционе за 750 фунтов стерлингов, и с тех пор стоимость новых экземпляров только возрастает.
(слайд) Большинство бабочек экономического значения не имеют и служат лишь украшением природы и опылителями некоторых растений. Среди них больше вредных видов, наносящих ущерб сельскому и лесному хозяйству, садоводству, а также хранящимся продуктам и изделиям. Немногие виды полезны, например тутовый шелкопряд
Сообщение учащегося: На примере тутового шелкопряда можно проследить процесс одомашнивания полезных насекомых. Более 5 тыс. лет назад тутовый шелкопряд жил в естественных условиях. Его родиной считаются Гималаи. В природе этот вид вымер и ныне не встречается. Однако он не исчез, так как его начали искусственно разводить для получения шелка.
Самой одомашненной бабочкой, бесспорно, является тутовый шелкопряд (Bombyx mori). В настоящее время в природе в диком состоянии этот вид не существует. Родиной этой бабочки, по-видимому, являются Гималаи, откуда она была завезена в Китай, где за 2500 лет до н. э. начало развиваться шелководство. Китайцы держали секрет производства шелка в глубокой тайне. Согласно легенде шелк за пределами Китая не умели получать до 350 г. н. э.,когда одна из китайских царевен, выданная замуж за индийского принца, увезла с собой коконы шелкопряда, спрятав их в своей прическе. В Европе шелкопряда начали разводить в VIII в., а в России шелководство стало развиваться немногим более 300 лет назад. По внешнему виду бабочки тутового шелкопряда совсем невзрачны. У них толстое, сильно волосистое тело и небольшие белые крылья (в размахе 4—6 см). Самцы отличаются от самок более тонким брюшком и перистыми усиками. Несмотря на наличие крыльев, эти бабочки в результате одомашнивания утратили способность к полету. Гусеница тутового шелкопряда известна под названием шелковичный червь. Она крупная, длиной до 8 см, мясистая, с роговым придатком на конце брюшка. Ползает сравнительно медленно. При окукливании гусеница выделяет одну цельную нить длиной до 1000 м, которую и обматывает вокруг себя.
Грену (яйцо) тутового шелкопряда сохраняют при низкой температуре, а весной оживляют в особых аппаратах при температуре около 25°С.. Гусениц содержат на специальных кормовых этажерках, куда помещают листья шелковицы, которыми питается шелковичный червь. Развитие гусениц происходит в течение 40—80 дней, и за это время они проходят четыре линьки. Ко времени окукливания на этажерки помещают пучки прутьев, на которые гусеницы и переползают. Готовые коконы собирают, заваривают горячим паром, а затем разматывают на специальных машинах. Из 1 кг сырых коконов получают свыше 90 г шелка-сырца. В результате селекции создано много пород тутового шелкопряда, отличающихся как своей продуктивностью, так и качеством нити и цветом кокона — окраска нити может быть белой, розовой, зеленоватой или голубоватой.
Открываем следующее окно - 30. Мойдодыр
Муха не лишена своеобразного изящества и даже кажется на редкость опрятной. Она так часто и основательно чистит себе голову, крылья, ноги, что ей впору выдать справку о благонадежности. Однако некоторые черты поведения делают муху опасной. Какие это черты?
О характерных признаках отр. Двукрылые нам расскажет...
(слайд) Сообщение учащегося: Двукрылые - очень большой отряд насекомых. Название отражает основной признак отряда - сохранение только одной передней пары крыльев. Вторая пара крыльев сильно видоизменена и представляет булавовидные выросты - жужжальца, которые легко обнаружить позади крыльев. Двукрылые - насекомые с полным превращением. Личинки у них червеобразные, не имеют ног, а иногда и головы. В жизненном цикле есть фаза куколки. Двукрылые подразделяются на две крупные группы.
Большая группа двукрылых - мухи.
Муха комнатная - невзрачное, серовато-бурое насекомое с красными глазами и прозрачными крыльями; у самок заполненное яйцами брюшко с боков кремово-белое. Питаются мухи при помощи толстого мягкого хоботка, который выдвигается из выемки в нижней части головы. На конце хоботка имеются ротовое отверстие и мягкие сосательные лопасти, приспособленные для втягивания жидкой пищи. Пригодность пищи мухи определяют с помощью вкусовых органов, расположенных на концах лапок.
Каждая муха может отложить за жизнь до 600 яиц. В течение дня каждая муха оставляет на окнах, стенах, посуде, продуктах до 50 следов испражнений и отрыжек пищи - «мушиные пятна». Мухи являются механическими переносчиками болезнетворных организмов. Они распространяют возбудителей кишечных и глазных инфекций, полиомиелита и др. - до 40 возбудителей болезней. Американский ученый Говард предлагал называть муху не комнатной, а «тифной», чтобы люди помнили о смертельной опасности, которая им грозит от мух. Карл Линней сказал о мухах: «Три мухи могут съесть труп лошади так же скоро, как и лев...»
Живучесть личинок мух очень высока. Так, например, личинки тропических мух из Нигерии и Уганды остались живыми, проведя 77 часов в жидком кислороде (-190°С).
Известно, что потомки двух комнатных мух, окажись они в благоприятных условиях, за один год могли бы заполнить белый свет и покрыть всю поверхность земного шара слоем толщиной 14метров. К счастью, так не бывает. Почему?
40. Ирония судьбы
Мал удалец, да в берлогу залез
Всю ночь пропищал, уснуть медведю не дал.
О ком идет речь?
(слайд) Сообщение учащегося: Другим представителем отр. Двукрылые являются комары.
Комары - имеют стройное тело, длинные ноги и многочисленные усики. В природе комары чрезвычайно многочисленны и разнообразны, но внимание человека привлекают кровососущие виды. Органом питания комаров служит длинный, тонкий, упругий хоботок, возникший из ротовых органов. Хоботок представляет собой комплекс длинных колющих игл, в которые превратились жвалы (нижние челюсти), верхняя губа и другие части ротового аппарата. Эти иглы плотно прижаты друг к другу и заключены в желоб, образованный нижней губой.
В результате введения комарами в ранку во время укуса ядовитой слюны, которая препятствует свертыванию крови и содержит обезболивающие вещества, делающие в первый момент укол мало ощутимым, место укуса краснеет, вспухает, появляются зуд и болевые ощущения. Кровь сосут только самки. Питание кровью необходимо самкам для созревания в яичниках очередной порции яиц. Жизненный цикл самок состоит из периода поиска животного, питания его кровью, периода переваривания крови и созревания яиц и периода их откладки, после чего голодные самки вновь должны насосаться крови. Яйца они откладывают в воду или во влажную почву у берегов водоемов. Комары способны распознавать, животных по запаху и как источник углекислого газа, так как это признак дыхания животного. Максимальное расстояние, которое пролетали меченные краской комары в природных условия, измерялось 18км.
Личинки комара дышат воздухом, поднимаясь к поверхности водоема и удерживаясь на ней с помощью дыхательной трубки. Ротовой аппарат личинки приспособлен для процеживания воды улавливания плавающих в ее толще мелких частиц. Комары являются переносчиками вируса желтой лихорадки, японского энцефалита и энцефаломиелита. На территории нашей страны встречается род анофелес - малярийный комар. Он передает возбудителя малярии малярийного плазмодия - в процессе первоначального питания кровью больного малярией.
Следующее окно в нашем лото № 50. По одежке встречают.
Загадка:
Муравьев тепло встречая
Под зелененьким листком
Мы всегда их угощаем
Очень вкусным молочком.
(слайд) Вам знакомо это насекомое? Конечно, кто же не знает эту малявочку! О ней говорят: хоть сама мала, а саду - огороду огромная угроза. И о представителе отр. Равнокрылых нам расскажет...
Сообщение учащегося: Тлю можно как следует рассмотреть только через сильную лупу. Максимальная скорость питания тли составляет 15 мг сока в час, до 115 мг в сутки, что составляет продукцию фотосинтеза на поверхности листа площадью 7,5см. В процессе сосания тли выделяют в растительные ткани слюну, под воздействием которой часто образуются опухоли, наросты, другие патологические новообразования. Тли не имеют крыльев. В период размножения в колонии появляются колонии появляются крылатые самки, которые способны перелететь на другие растения. Тли - паразиты растений, их называют растительными вшами. Опасна для яблонь кровяная тля, для винограда - тля филлоксера. Поражая корни винограда, филлоксера вызывает отмирание тканей, в результате чего усыхает все растение. Какой ущерб человеку наносит тля?
60. Наши недобрые знакомые
Английский писатель Д. Свифт писал:
Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка
На блошке той блошинка-крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердит
Блошиночка...
И речь пойдет сейчас о недобрых наших знакомых,
(слайд) Сообщение учащегося
Блохи — бескрылые насекомые. Это пример специализированных паразитов животных и человека. Известно более тысячи паразитирующих на птицах, зверях и на человеке.
Живут в волосяном покрове, имеют сплющенное с боков гладкое тело, приспособленное для передвижения среди волос. Задние ноги у блох прыгательные, крыльев нет. Передвигают насекомые в основном прыжками, причем в этом блохи более чем преуспели: они прыгают на 50см в длину и на 30см вверх, длину тела всего 3—4 мм.
Ротовые органы колюще-сосущие, так как блохи питаются кровью. Личинки блох живут в мусоре, питаются гниющими остатками. Блохи - насекомые с полным превращением. Развитие протекает медленно: личинка живет более 3 месяцев, фаза куколки может длиться 7 месяцев. При благоприятных условиях новое поколение блох появляется через 3-4 недели. Взрослые блохи живут до 1,5 лет. Особенно опасны крысиная, собачья, кошачья, человеческая блохи.
Питаются блохи кровью, ротовой аппарат — колюще-сосущий. В момент питания блоха может передавать возбудителей различных болезней своему хозяину. Среди них самая опасная — чума. Блоха может заразить подряд до 11 человек. Известно, что в Европе в средние века от чумы погибло 25 млн человек — европейского населения, а во всем мире — 75 млн. В XIX и начале XX в. существовали блошиные цирки. Почему я назвала этот отрад «недобрыми знакомыми»?
IV. Закрепление
70. дважды два - четыре
(слайд) Распределите насекомых в две группы по типу их развития:
А) комар (п); б) махаон (п); в) муха - журчалка (п); г) крысиная блоха (п); д) тля (неп); е) саранча (неп); ж) стрекоза (неп).
80. Вокруг света
Комнатная муха встречается на большой части обитаемых областей Земли, являясь, таким образом, космополитом ( словарная работа на доске и в словариках: космополит, от греч. /cosmopolites — гражданин мира). Как вы можете это объяснить?
V (слайд) Задание на дом: § 18. дополнить сведения в таблицу. По выбору:
1. Подготовить сообщения на темы: «Муха... Животное более опасное, чем львы и тигры»; «Комары рода анофелес - переносчики малярии»;
2. написать мини-сочинение на тему: «Любил бы я лето, когда б... не комары да мухи...»
VI. Итог урока
VII. Рефлексия
Ответить на вопрос: «Что может измениться в моей жизни после сегодняшнего урока? »