Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Ознакомление обучающихся с некоторыми мерами охраны животного мира Кемеровской области, с несколькими видами животных, которые занесены в Красную книгу Кемеровской области. Обучение детей поиску и отбору информации для сообщений.
  • Развитие навыков самостоятельной работы, устной речь, памяти.
  • Воспитание бережного отношения к природе и её обитателям.

Оборудование: оборудование мультимедиа, CD диск “Окно в Кузбасс”, презентации с изображениями редких животных, “Экологические правила”.

Примечание: вся информация адаптирована для демонстрации на мультимедиа оборудовании.

Ход урока

1. Подготовительная работа

За 2 недели до урока дети получают индивидуальные задания подготовить сообщения о редких животных Кемеровской области (лосе, филине, рыси, бабочке Адмирал, возможен выбор других животных), учитель предоставляет детям литературу, помогает в поиске и отборе информации для сообщений.

2. Организационный момент

3. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения “Берегите Землю”

Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите…
Берегите Землю! Берегите!

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

– О чём мы будем говорить. Какова будет тема нашего урока?

На сегодняшнем уроке мы поведём речь о животных нашего края, узнаем причины их вымирания, познакомимся с мерами, которые принимает человечество, чтобы сохранить жителей нашей планеты.

В конце урока нам предстоит сформулировать Экологические правила, то есть определить те меры, которые можете принимать вы – дети, чтобы внести свой вклад в сохранение животного мира Земли.

4. Изучение нового материала

Вводное слово учителя.

(Одновременно производится демонстрация презентации “Животный мир”) Приложение 1.

Велик и многообразен животный мир.

Но животным угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

Начиная с 1600 года (за 400 лет) на нашей планете вымерло около 150 видов животных, больше половины из них исчезло за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. Люди истребляли животных из-за ценного меха, костей и рогов, которые использовали для изготовления различных изделий, необычных перьев, вкусного и питательного мяса и просто из любопытства или жестокости. Животные вымирали и потому, что человек загрязнял водоёмы, вырубал леса, отравлял поля химикатами.

Стало понятно, что необходимо принимать меры по спасению растительного и животного мира.

Повторение пройденного.

– Почему вымирают животные?

– Какие меры были приняты мировым сообществом в 1948 году? (Ответ учащегося)

В 1948 году во Франции собрались представители разных государств. Был основан международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было определить виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения и требуют заботы человека.

Была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения и редкие виды. Учёные решили назвать этот список “Красной книгой”.

Почему именно красный цвет был выбран для этой книги?

– Красный цвет означает “Внимание! Опасность! Этим животным угрожает вымирание!”

* * *

Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери и змеи,
Охраняются даже цветы.

– Для чего нужна Красная книга?

Красная книга информирует нас, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать и охранять природу.

– Содержание Красной книги постоянно изменяется. Всё новые и новые виды становятся редкими, а многие из них исчезают навсегда.

Каких животных, занесённых в “Красную книгу”, вы знаете?

5. Работа над новым материалом

– В Кемеровской области есть своя “Красная книга”. Она охраняет животных и растения, которые являются редкими для нашего края.

– Когда была создана “Красная книга” Кемеровской области?

“Красная книга” Кемеровской области была создана в 2000 году.

Из скольких частей она состоит?

Красная книга Кемеровской области состоит из двух частей: 1 том “Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных” 2 том “Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений”

6. Активизирующий вопрос

Посмотрите, пожалуйста, фрагмент видеозаписи и постарайтесь запомнить, какие животные проживают на территории Кемеровской области.

Просматривание видеофрагмента. (Вместо просмотра видеофрагмента сам учитель может сообщить информацию, приведённую ниже, подобрав для демонстрации изображения животных, упомянутых в тексте).

Разнообразие природных ландшафтов Кузбасса обуславливает своеобразие его фауны. В Кемеровской области водится около 450 видов позвоночных животных, в том числе 68 видов млекопитающих, более 300 видов птиц, 6 рептилий, 5 амфибий и 42 вида рыб. Большинство из них издревле обитали здесь. Однако последнее время растёт число видов завезённых и акклиматизированных человеком. К примеру – норка, ондатра и заяц-русак. Или расселяющихся самостоятельно – такие, как серая крыса, ёж и кабан. Кроме того, из соседних краёв изредка забредает снежный барс и солонгой, мигрируют различные грызуны и птицы. Среди постоянных жителей самые крупные – медведь, лось. Они живут в основном в таёжных местах. В гористой местности можно встретить сибирских северных оленей, азиатского марала и кабаргу. Их родственник – косуля, предпочитает лиственные леса и лесостепи. Хищники рысь и росомаха, хотя и обитают практически повсеместно, – звери довольно редкие: всего несколько сот особей. Зато их более мелкие собратья – лиса, колонок, горностай, ласка встречаются гораздо чаще. Так же, как и другие аборигены края, грызуны и травоядные: заяц-беляк, белка, бурундук, бурозубки, кроты. В степной и лесостепной зонах водятся волки, хорьки, вольготно живут суслики, хомяки, сурки, полёвки и другая живность. В таёжной зоне певчих птиц обитает меньше, чем в лиственных лесах, но зато встречаются промысловые виды: глухарь, рябчик, тетерев. Большую роль в распространение кедра вносит кедровка. Охраняют леса дятлы, поползни, синицы, козодои, иволги, сойки, сороки и клесты. В берёзовых колках и лесостепях распространены куропатки и перепела. По берегам водоёмов гнездятся гуси, утки, журавли, кулики. Огромную помощь в борьбе с вредителями сельского хозяйства оказывают хищные птицы: пустельга, совы, лунь, конёк, балабаны. Филин – самая крупная сова, встречается редко и нуждается в охране. Так же, как и соболь, выдра, северный олень, обыкновенный ушан и ещё около 80 видов животных. Для их защиты и систематизации в области создана Красная Книга Кузбасса. Обширные водные просторы нашего края до недавнего времени были знамениты рыбными богатствами. И сейчас в чистых таёжных и горных реках водится таймень, ленок, сиг, елец, налим, щука, чебак, язь и ещё около 300 видов рыб. Однако, промышленная деятельность человека, загрязнение Томи, строительство гидротехнических сооружений отрицательно влияет на водную фауну Кузбасса. Мир беспозвоночных и насекомых, обитающих на территории Кемеровской области, насчитывает тысячи видов и ещё не достаточно изучен. Более того, ежегодно он пополняется новыми для фауны области и даже вообще неизвестными науке видами. Но тем и интересна уникальная природа Кузнецкого края.

– Какие животные проживают на территории Кемеровской области?

Для охраны животного мира, для спасения исчезающих видов, создаются заповедники – уголки природы, где охраняется весь окружающий мир: живая и неживая природа. В Кемеровской области такой заповедник один. Как его название?

– Кузнецкий Алатау.

Кроме того, на территории нашей области находятся 13 заказников. Заказник – это уголок природы, где охраняется один или несколько видов животных или растений определённое количество лет, пока не восстановится численность охраняемых объектов.

Кроме того, охота и рыбная ловля разрешена в определённые сроки, чтобы животные успели вырастить потомство. Ограничено и количество животных, которых можно принести с охоты или с рыбалки. За этим строго следят егеря – лесники и работники рыбоохраны. За нарушение этого закона предусмотрены наказания.

Одно из самых распространённых деревьев в лесах нашей области – это ель. Давайте вспомним физминутку, которую мы разучили совсем недавно.

7. Физкультминутка

Есть в лесу три полочки (хлопки в ладоши)
Ели, елки, ёлочки (руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса (руки вверх)
На ёлках – птичьи голоса (руки в стороны)
Внизу на ёлочках – роса (руки вниз, присели).

8. Сообщения детей о редких животных Кемеровской области

Каких жителей лесов и полей Кемеровской области охраняют в заказниках и заповедниках вы узнаете, если разгадаете загадки:

  1. Угадайте, что за зверь я.
    У меня на лбу – деревья.
    (Лось)

О лосе – великане Сибирского леса нам расскажет Яна. Приложение 2.

Примерный текст сообщения:

Лось – один из крупных зверей нашей страны. У самцов длина тела 250–300 см, хвоста – 12–13 см, высота в холке до 235 см, масса тела 300–400 кг. Самки несколько меньше, их месса достигает 200 кг. Голова большая, горбоносая, с подвижной верхней губой, нависающей над нижней. Уши большие, подвижные, глаза мелкие. Шерсть длинная, густая, её окраска тёмно-бурая, на ногах – светло-серая. Лось распространён в лесах Европы, Азии и Северной Америки. Лось предпочитает молодые леса, зарастающие гари и лесосеки, расположенные среди участков старого леса. Также он населяет леса по берегам рек с густыми зарослями ивняка, вблизи лесных болот и водоёмов, богатых водно-болотной растительностью. Лось ловок и быстр в движениях, может проходить самые топкие болота. У него хорошо развиты слух и обоняние, а зрение слабое. Летом лоси питаются сочными болотными растениями, молодыми побегами деревьев, листьями кустарников. Зимой они употребляют исключительно ветки осины, берёзы, ивы и рябины. В это время лоси держатся вместе по 2–4 особи, редко собираются в более многочисленные группы. На снегу лось оставляет след, состоящий спереди из отпечатков крупных копыт, а сзади – из небольших ямочек от “копытец” – двух укороченных пальцев. О присутствии лося в данной местности можно судить по “лёжкам” в снегу, по сгрызенной коре. Весной в густых зарослях лосиха приносит 1–2 детёныша весом от 6 до 15 кг. Растут они быстро, на второй день уже крепко стоят на ногах, а на десятый – следуют за матерью и питаются зеленью. Главный враг лося – волк. При нападении лось обороняется ударом передних копыт. Таким приёмом он способен отогнать даже медведя. Лось – ценное промысловое животное. У него вкусное и питательное мясо, прочная шкура.

  1. Крупная рыжевато-бурая птица, с тёмными продольными пестринками со спины и тонкими полосками на охристом оперении с брюшной стороны. На голове длинные, торчащие в стороны пучки ушных перьев. Мощные когти и клюв чёрные. (Филин)

Ночью летает и людей пугает. Приложение 3.

 

Примерный текст сообщения:

Филин обыкновенный – одна из крупных сов, размах крыльев этой птицы 1,5 м, а масса 2 – 3 кг. По обеим сторонам головы длинные перьевые ушки. Оранжево-красные глаза устремлены вперёд и способны видеть в темноте. Окраска оперения спины тёмно-бурая с тёмными полосками, грудь и брюхо рыжие с продольными пестринками. Полёт бесшумный благодаря рыхлому и мягкому оперению. Распространён филин в Европе и Азии: на севере – до Якутии и Сахалина, а на юге – до севера Африки, Аравии и Китая. Это осёдлая птица, но иногда она кочует в поисках корма. Филин обитает в старых высокоствольных лесах, вблизи болот, оврагов. Его присутствие можно обнаружить по своеобразному крику, прерываемому диким хохотом. Эта птица гнездится в глухом лесном овраге, под вывороченными корнями старого дерева или в расщелине гнилого пня. Гнездо она делает несложное – в виде небольшой площадки истоптанной травы и разрыхлённого грунта. Кладка состоит из 2 – 3 яиц, которые самка насиживает в течение месяца. Однако, в воспитании птенцов, особенно в первые дни после их вылупления, участвуют оба родителя. Самец ловит мышей, мелких птиц, приносит их к гнезду, а самка разрывает добычу на части и кормит ими птенцов. Филин, как и все совы, активны в сумерки и ночью. В это время они охотятся на мелких птиц и зверей. В добывании такого корма им помогают острый слух, бесшумный полёт и сильные ноги, снабжённые загнутыми когтями, которыми птица удерживает и разрывает тело жертвы.

  1. Шевельнулись у цветка
    Все 4 лепестка.
    Я сорвать его хотел –
    Он вспорхнул и полетел.
    (Бабочка)

Есть такая редкая, необычная бабочка. Называется она Адмирал. В чём её необычность нам расскажет Вася. Приложение 4.

  1. Есть в реке работники,
    Не столяры, не плотники.
    А выстроят плотину –
    Хоть пиши картину.
    (Бобры)

На территории Кемеровской области 6 бобровых заказников. Благодаря этим мерам популяцию бобров удалось увеличить. Сейчас бобры в нашем крае не являются редкостью. Их удалось спасти.

  1. Меньше тигра, но немножко
    Больше крупной рыжей кошки.
    На суку она обычно
    Притаившись ждёт добычу.
    Не робей, но берегись
    В том лесу, где бродит …
    (Рысь)

Приложение 5

Примерный текст сообщения:

Рысь – крупный зверь семейства Кошачьих, длина её тела 82–105 см. У неё короткий, словно обрубленный хвост, пышные “бакенбарды” и кисточки на ушах. Туловище короткое на длинных сильных ногах с широкими мохнатыми лапами. Мех палево-серый или рыжий. Спина, бока и ноги покрыты тёмными пятнами. В нашей стране рысь довольно широко распространена, она населяет леса Севера, Западной Сибири, Камчатки, Сахалина и Дальнего Востока. Рысь живёт в темнохвойных и смешанных лесах. Она ловко лазает по деревьям, скалам, способна плавать на большие расстояния. Животное ведёт ночной образ жизни. Как большинство кошек, рысь подкарауливает свою добычу из засады. Пищей ей служат мыши, полёвки, зайцы, лисицы, куропатки и тетерева. Добычу она обнаруживает с помощью обоняния и слуха. Зайца, грызущего веточку, эта кошка слышит на расстоянии 50–60 м. Её жертвами чаще всего бывают слабые больные животные, поэтому рысь считается регулятором численности зайцев, мышевидных грызунов и некоторых других животных. Однако у неё есть враги – волки. Зимой следы рыси не трудно обнаружить: они крупные, так как подошва лап обрастает длинной шерстью, которая увеличивает размер отпечатка. Весной или в начале лета самка рыси рождает в логове 3–5 котят. Логово чаще всего находится в низком дупле среди бурелома, под корнями поваленных деревьев. Детёныши 2–3 месяца питаются молоком матери и остаются при ней в течение года. Когда подрастут, они отправляются на охоту вместе с родителями, а затем переходят к самостоятельному существованию и живут в одиночку. Рысь истребляют из-за её ценного меха. Кроме того, она является объектом спортивной охоты.

Рысь, как и бобра, удалось спасти от вымирания. Опасность их исчезновения миновала. Но всё же не стоит забывать, что мир наш очень хрупок и его надо беречь.

Давайте представим ненадолго себя частью этого необычайного мира лесных жителей и проведём нашу любимую физминутку.

9. Физкультминутка

Левой-правой, левой правой, (ходьба на месте)
Ёжики, ёжики (руки поднять вверх, покрутить кистями рук)
Наковала, наковали (Удары кулака о кулак)
Ножницы, ножницы (руки вытянуть вперёд, выполнить перекрёстные движения рук)
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики (руки на пояс, прыжки вверх)
Ну-ка дружно, ну-ка вместе:
“Девочки”. “Мальчики”.

Закрепление нового материала

Откройте рабочие тетради на странице на с.51. (Выполнение №№ 1,  2, 5)

10. Подведение итогов

– Почему нужно охранять природу?

Как мировое сообщество охраняет животных от вымирания?

В начале урока я вас просила, чтобы вы по мере работы над новой темой подумали как вы – дети, можете охранять природу. Сейчас нам вместе предстоит ответив на вопросы, составить экологические правила.

Как сохранить птиц от вымирания?

Как сохранить животных?

Как сохранить насекомых?

Давайте все ваши ответы оформим в единые экологические правила. Прочитайте, пожалуйста, по цепочке, что у нас получилось.

Приложение 6

Экологические правила

  1. Не разоряй птичьих гнёзд.
  2. Не подходи близко к гнёздам, по твоим следам их могут найти и разорить хищники.
  3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей.
  4. Подкармливай птиц зимой, а весной при помощи взрослых сделай для них домик.
  5. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
  6. Не лови бабочек, стрекоз, шмелей и других насекомых.

Всем спасибо за сегодняшний интересный и содержательный урок. Вы мне очень помогли в его проведении.

Оценивание.

11. Домашнее задание

Стр. 112–115, рабочая тетрадь, с. 52–54,  № 3, 4, 6, 7.

Литература для учителя

  1. “Охрана природы Кузбасса” Составитель: Галеева Н.Н.. Кемерово 2001.
  2. А.А.Плешаков “Поурочные разработки к учебнику 3 класса Мир вокруг нас”
  3. CD-диск “Окно в Кузбасс”, посвящённый 60-летию Кемеровской области.

Литература для обучающихся

  1. А.А. Плешаков. Учебник “Мир вокруг нас”, “Просвещение”, 3 класс 1-я часть.
  2. Рабочая тетрадь А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”, “Просвещение”, 3 класс, 1-я часть.
  3. Плешаков А.А. Зелёные страницы.
  4. Дидактический материал “Дикие животные”.
  5. Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. Атлас. Животные леса. Дрофа 2006.
  6. Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. Атлас. Животные поля. Дрофа 2006.
  7. Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. Атлас. Птицы леса. Дрофа 2006.