Цель: Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений
Задачи:
- Образовательные: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о классах неорганических соединений.
- Развивающие: развивать умения составлять формулы веществ по степени окисления; развивать умения называть вещества по приведенной формуле.
- Воспитывающие: формировать понимание многообразия мира; раскрыть практическое значение неорганических соединений для жизни человека; воспитывать умение работать коллективно (в парах); оценивать свои возможности и знания товарищей.
Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний и умений.
Методы: Беседа, рассказ, наглядно-практические (демонстрационный эксперимент).
Демонстрационный эксперимент: Определения щелочи и кислоты с помощью индикатора.
Оборудование: Раствор щелочи, раствор кислоты, вода, лакмус, метиловый – оранжевый, три колбы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Активизация знаний учащихся
Учитель: Сегодня на уроке мы должны повторить знания о классах неорганических соединениях, проверить, как вы научились узнавать класс вещества, называть вещества по формуле и записывать формулы по названию.
Работать мы с вами будем не в тетради, а на карточках. За каждое задание вы будете получать определенное количество баллов, которое будете заносить в путевой листок. А в конце урока вы оцените свою работу по сумме баллов. Подпишите свои путевые листы.
Сегодня на уроке мы оказались в стране неорганических соединений.
III. Повторение изученного материла
- Какие классы неорганических соединений вы знаете? (Оксиды, основания, кислоты, соли.)
- Какие вещества называются оксидами? (Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород со степенью окисления – 2.)
- На какие группы делятся оксиды? (Оксиды металлов и оксиды неметаллов.)
- Какие вещества называются основаниями? (Основания – сложные вещества, которые состоят из металла и гидроксогруппы.)
- На какие группы делятся основания? (Растворимые и нерастворимые.)
- Какие вещества называются кислотами? (Кислота – сложное вещество, которое состоит из водорода и кислотного остатка.)
- На какие группы делятся кислоты? (Кислородсодержащие, бескислородные.)
- Какие вещества называются солями? (Соли – сложные вещества состоящие из металла и кислотного остатка.)
- На какие группы делятся соли? (Нерастворимые, малорастворимые, растворимые.)
Таким образом, таблицу классов неорганических соединений мы можем представить в таком виде.
Теперь проверим теоретические знания на практике. Послушайте утверждения. Если оно верное вы ставите «+», если неверное «–».
Тест-экспресс
(Учитель читает утверждения.)
- Основания состоят из 2 элементов.
- В состав кислоты обязательно входит атом водорода.
- Гидроксогруппа входит в состав оснований.
- Степень окисления кислорода в оксидах – минус 5.
- В состав кислоты обязательно входит металл.
- Щелочи – растворимые основания .
- Оксиды – это сложные вещества.
- Один из компонентов соли – металл.
Для проверки. Пожалуйста, поменяйтесь своими работами с соседом по парте, проверти, и подсчитаете количество правильных ответов.
1. – 2. + 3. + 4. – |
5. – 6. + 7. + 8. + |
Подсчитайте количество правильных ответов и поставьте в путевой листок.
Мы проверили, как вы усвоили теоретические знания.
Следующая наша задача проверить, как вы умеете определять принадлежность соединений к различным классам по их формулам.
Задание: “Почта”
Жители страны предлагают вам побыть в роли почтальонов. Вам надо доставить письма по адресам (рис. 1)
Na2O, H2CO3, Mg(OH)2, BaSO4, SO2, HСI, АI(OH)3, KNO3, MgO, H3PO4, HNO3, Na2S, Li2SO4, AI2O3, Ca(OH)2
Проверим, как вы справились с этим заданием.
(Учащиеся называют вещества.)
Подсчитаете количество правильных формул и запишите результат в путевой листок. Теперь мы проверить, как вы умеете составлять формулы по названиям.
Задание: “Доска Почета”
Фотографии лучших жителей помещают на доску почета, но они оказались испорчены, на доске остались одни названия. Вам надо восстановить фото, путем написания формул.
Оксид кальция, | Азотная кислота | Хлорид магния |
Гидроксид натрия | Сульфат калия | Соляная кислота |
Оксид азота (V) | Гидроксид хрома (III) | Угольная кислота |
Фосфат кальция | Оксид лития | Гидроксид бария |
Работа у доски
Выберите формулу оксида и объясните, как вы ее составили?
Выберите формулу основания и объясните, как вы ее составили?
Выберите формулу кислоты и объясните, как вы ее составили?
Выберите формулу соли и объясните, как вы ее составили?
Подсчитайте количество правильно составленный формул и занесите в путевой листок
А теперь мы решим экспериментальную задачу, которая проверит, как вы умеете определять вещества экспериментальным путем.
Задание: “Головоломка”
На досуге жители Химической страны любят разгадывать головоломки, вот они и вам предлагают отгадать одну из них.
В трех колбах спрятались, кислота, вода, щелочь. Как можно определить, где какое вещество? (Можно найти с помощью индикатора метиловый оранжевый, лакмус).
Но прежде, чем приступить какие правила технике безопасности надо соблюдать при работе с химическими реактивами. (учитель вызывает ученика и он проводит эксперимент)
Задание “Полезные вещества”
А знаете ли вы формулы, названия веществ и класс соединений, которые окружают нас в повседневной жизни. Я вам прочитаю небольшие стихи о веществах, а вам надо написать формулы веществ, названия веществ, и определить класс соединения.
В мире много есть веществ
И простых и сложных.
В мире много есть загадок,
Разгадать их можно.
Снесла курочка яйцо
Раз, два, три.
Очень крепкое оно.
Из CаCO3.
Хлорид натрия возьмешь и на хлеб посыплешь густо.
Ой, как вкусно.
Ой, как вкусно! Потому что это соль.
Знают даже малышиКак таблицу умноженья
Н2О – вода
И как в песенке поется
Без нее нам никуда.Съел на завтрак бутерброд,
На обед картошку с мясом.
А на ужин пшенной каши.
И не лопнул даже.Потому что есть в желудке
У тебя соляная кислота
Ей спасибо говорим, ведь она
Расщепить, белки, жиры и углеводы помогла.Кто не знает этих слов:
“Чистота – залог здоровья”
“Руки мой перед едой
С мылом, щеткой и водой”Ну а нам запомнить надо:
Ценность мыла в том, что NaOH
Содержится в нем.
Каждый правильный ответ – 1 балл. Подсчитайте количество баллов и занесите в путевой листок.
Формула вещества | Название вещества | Класс соединений |
Задание “Вторая половина”
Некоторые жители страны потерялись, помогите им найти свою вторую половину.
Вам даны карточки с половинками формул вам надо правильно составить вещества. (рис. 2)
Назовите полученные вещества.
Угольная кислота, нитрат калия, гидроксид кальция, оксид кремния (lV)
Где мы с вами можем встретиться с этими веществами? (Газированные напитки, удобрения, в строительстве, речной песок.)
Какие классы неорганических соединений мы сегодня повторяли? (Оксиды, основания, кислоты, соли.)
А теперь проверим еще раз, насколько вы хорошо усвоили тему, которую мы повторяли на уроке.
IV. Закрепление знаний учащихся
Задание: Составьте код
Жители страны, обращаются с еще одной просьбой. Некоторые жители страны не могут попасть домой, так как забыли код, с помощью которого они могут открыть дверь. Давайте попробуйте правильно составить этот код.
Это задание е проверит, как вы умеете работать с тестами.
1. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2 – это
А) основания,
Б) оксиды,
В) кислоты,
Г) соли.
2. Формула гидроксида лития
Д) Li2SO4
Е) Li2О,
Л) LiОН,
К) НLiО3.
3. HNO3 – это
А) азотная кислота,
Б) оксид азота,
В) гидроксид азота,
Г) сернистая кислота.
4. Формула сульфата натрия
А) NaSO4 ,
Б) Na2S
В)Na2SO3,
Г) Na2SO4
5. Карбонат кальция – это
Л) основания,
М) оксид,
Н) кислота,
О) соль.
6. ВаО – это
З) оксид берилия,
Е) гидроксид берилия,
Ж)гидроксид бария,
Д) оксид бария
7. Формула соляной кислоты
А) HСI,
Б) Н2SO4 ,
В Н2SO3,
Г) Н2S
8. Соль хлорида серебра растворима.
П) да
Р) нет
9. Выберите формулу соли.
И) К2СО3 ,
К) КОН,
Л) К2О,
М) НСI
10. Гидроксид алюминия – это:
М) основания,
Н) оксид,
О) кислота,
П) соль.
Самостоятельно проверяем и подсчитываем количество баллов.
Жители страны неорганических соединений благодарят вас за хорошую работу на уроке.
Ключ к тесту
1) Б; 2) Л; 3) А; 4) Г; 5) О; 6) Д; 7) А; 8) Р; 9) И; 10) М.
V. Итоги урока
Подсчитаем общую сумму баллов за набранные задания.
- 59–65 оценка “5”
- 49–58 – оценка “4”
- 38–48 – оценка “3”
- менее 38 – оценка “2”
Приложение (Презентация урока “Классы неорганических веществ”)