Урок: "Классы неорганических веществ"

Разделы: Химия


Цель: Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о классах неорганических соединений.
  • Развивающие: развивать умения составлять формулы веществ по степени окисления; развивать умения называть вещества по приведенной формуле.
  • Воспитывающие: формировать понимание многообразия мира; раскрыть практическое значение неорганических соединений для жизни человека; воспитывать умение работать коллективно (в парах); оценивать свои возможности и знания товарищей.

Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний и умений.

Методы: Беседа, рассказ, наглядно-практические (демонстрационный эксперимент).

Демонстрационный эксперимент: Определения щелочи и кислоты с помощью индикатора.

Оборудование: Раствор щелочи, раствор кислоты, вода, лакмус, метиловый – оранжевый, три колбы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Активизация знаний учащихся

Учитель: Сегодня на уроке мы должны повторить знания о классах неорганических соединениях, проверить, как вы научились узнавать класс вещества, называть вещества по формуле и записывать формулы по названию.

Работать мы с вами будем не в тетради, а на карточках. За каждое задание вы будете получать определенное количество баллов, которое будете заносить в путевой листок. А в конце урока вы оцените свою работу по сумме баллов. Подпишите свои путевые листы.

Сегодня на уроке мы оказались в стране неорганических соединений.

III. Повторение изученного материла

  • Какие классы неорганических соединений вы знаете? (Оксиды, основания, кислоты, соли.)
  • Какие вещества называются оксидами? (Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород со степенью окисления – 2.)
  • На какие группы делятся оксиды? (Оксиды металлов и оксиды неметаллов.)
  • Какие вещества называются основаниями? (Основания – сложные вещества, которые состоят из металла и гидроксогруппы.)
  • На какие группы делятся основания? (Растворимые и нерастворимые.)
  • Какие вещества называются кислотами? (Кислота – сложное вещество, которое состоит из водорода и кислотного остатка.)
  • На какие группы делятся кислоты? (Кислородсодержащие, бескислородные.)
  • Какие вещества называются солями? (Соли – сложные вещества состоящие из металла и кислотного остатка.)
  • На какие группы делятся соли? (Нерастворимые, малорастворимые, растворимые.)

Таким образом, таблицу классов неорганических соединений мы можем представить в таком виде.

Теперь проверим теоретические знания на практике. Послушайте утверждения. Если оно верное вы ставите «+», если неверное «–».

Тест-экспресс

(Учитель читает утверждения.)

  1. Основания состоят из 2 элементов.
  2. В состав кислоты обязательно входит атом водорода.
  3. Гидроксогруппа входит в состав оснований.
  4. Степень окисления кислорода в оксидах – минус 5.
  5. В состав кислоты обязательно входит металл.
  6. Щелочи – растворимые основания .
  7. Оксиды – это сложные вещества.
  8. Один из компонентов соли – металл.

Для проверки. Пожалуйста, поменяйтесь своими работами с соседом по парте, проверти, и подсчитаете количество правильных ответов.

1. –
2. +
3. +
4. –
5. –
6. +
7. +
8. +

Подсчитайте количество правильных ответов и поставьте в путевой листок.

Мы проверили, как вы усвоили теоретические знания.

Следующая наша задача проверить, как вы умеете определять принадлежность соединений к различным классам по их формулам.

Задание: “Почта”

Жители страны предлагают вам побыть в роли почтальонов. Вам надо доставить письма по адресам (рис. 1)

Na2O, H2CO3, Mg(OH)2, BaSO4, SO2, HСI, АI(OH)3, KNO3, MgO, H3PO4, HNO3, Na2S, Li2SO4, AI2O3, Ca(OH)2

Проверим, как вы справились с этим заданием.

(Учащиеся называют вещества.)

Подсчитаете количество правильных формул и запишите результат в путевой листок. Теперь мы проверить, как вы умеете составлять формулы по названиям.

Задание: “Доска Почета”

Фотографии лучших жителей помещают на доску почета, но они оказались испорчены, на доске остались одни названия. Вам надо восстановить фото, путем написания формул.

     
Оксид кальция, Азотная кислота Хлорид магния
     
Гидроксид натрия Сульфат калия Соляная кислота
     
Оксид азота (V) Гидроксид хрома (III) Угольная кислота
     
Фосфат кальция Оксид лития Гидроксид бария

Работа у доски

Выберите формулу оксида и объясните, как вы ее составили?

Выберите формулу основания и объясните, как вы ее составили?

Выберите формулу кислоты и объясните, как вы ее составили?

Выберите формулу соли и объясните, как вы ее составили?

Подсчитайте количество правильно составленный формул и занесите в путевой листок

А теперь мы решим экспериментальную задачу, которая проверит, как вы умеете определять вещества экспериментальным путем.

Задание: “Головоломка”

На досуге жители Химической страны любят разгадывать головоломки, вот они и вам предлагают отгадать одну из них.

В трех колбах спрятались, кислота, вода, щелочь. Как можно определить, где какое вещество? (Можно найти с помощью индикатора метиловый оранжевый, лакмус).

Но прежде, чем приступить какие правила технике безопасности надо соблюдать при работе с химическими реактивами. (учитель вызывает ученика и он проводит эксперимент)

Задание “Полезные вещества”

А знаете ли вы формулы, названия веществ и класс соединений, которые окружают нас в повседневной жизни. Я вам прочитаю небольшие стихи о веществах, а вам надо написать формулы веществ, названия веществ, и определить класс соединения.

В мире много есть веществ
И простых и сложных.
В мире много есть загадок,
Разгадать их можно.

Снесла курочка яйцо
Раз, два, три.
Очень крепкое оно.
Из CаCO3.

Хлорид натрия возьмешь и на хлеб посыплешь густо.
Ой, как вкусно.
Ой, как вкусно! Потому что это соль.
Знают даже малыши

Как таблицу умноженья
Н2О – вода
И как в песенке поется
Без нее нам никуда.

Съел на завтрак бутерброд,
На обед картошку с мясом.
А на ужин пшенной каши.
И не лопнул даже.

Потому что есть в желудке
У тебя соляная кислота
Ей спасибо говорим, ведь она
Расщепить, белки, жиры и углеводы помогла.

Кто не знает этих слов:
“Чистота – залог здоровья”
“Руки мой перед едой
С мылом, щеткой и водой”

Ну а нам запомнить надо:
Ценность мыла в том, что NaOH
Содержится в нем.

Каждый правильный ответ – 1 балл. Подсчитайте количество баллов и занесите в путевой листок.

Формула вещества Название вещества Класс соединений
     
     
     
     
     

Задание “Вторая половина”

Некоторые жители страны потерялись, помогите им найти свою вторую половину.

Вам даны карточки с половинками формул вам надо правильно составить вещества. (рис. 2)

Назовите полученные вещества.

Угольная кислота, нитрат калия, гидроксид кальция, оксид кремния (lV)

Где мы с вами можем встретиться с этими веществами? (Газированные напитки, удобрения, в строительстве, речной песок.)

Какие классы неорганических соединений мы сегодня повторяли? (Оксиды, основания, кислоты, соли.)

А теперь проверим еще раз, насколько вы хорошо усвоили тему, которую мы повторяли на уроке.

IV. Закрепление знаний учащихся

Задание: Составьте код

Жители страны, обращаются с еще одной просьбой. Некоторые жители страны не могут попасть домой, так как забыли код, с помощью которого они могут открыть дверь. Давайте попробуйте правильно составить этот код.

Это задание е проверит, как вы умеете работать с тестами.

1. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2 – это

А) основания,
Б) оксиды,
В) кислоты,
Г) соли.

2. Формула гидроксида лития

Д) Li2SO4
Е) Li2О,
Л) LiОН,
К) НLiО3.

3. HNO3 – это

А) азотная кислота,
Б) оксид азота,
В) гидроксид азота,
Г) сернистая кислота.

4. Формула сульфата натрия

А) NaSO4 ,
Б) Na2S
В)Na2SO3,
Г) Na2SO4

5. Карбонат кальция – это

Л) основания,
М) оксид,
Н) кислота,
О) соль.

6. ВаО – это

З) оксид берилия,
Е) гидроксид берилия,
Ж)гидроксид бария,
Д) оксид бария

7. Формула соляной кислоты

А) HСI,
Б) Н2SO4 ,
В Н2SO3,
Г) Н2S

8. Соль хлорида серебра растворима.

П) да
Р) нет

9. Выберите формулу соли.

И) К2СО3 ,
К) КОН,
Л) К2О,
М) НСI

10. Гидроксид алюминия – это:

М) основания,
Н) оксид,
О) кислота,
П) соль.

Самостоятельно проверяем и подсчитываем количество баллов.

Жители страны неорганических соединений благодарят вас за хорошую работу на уроке.

Ключ к тесту

1) Б; 2) Л; 3) А; 4) Г; 5) О; 6) Д; 7) А; 8) Р; 9) И; 10) М.

V. Итоги урока

Подсчитаем общую сумму баллов за набранные задания.

  • 59–65 оценка “5”
  • 49–58 – оценка “4”
  • 38–48 – оценка “3”
  • менее 38 – оценка “2”

Приложение (Презентация урока “Классы неорганических веществ”)