Цели:
- Создать условия для изучения особенностей национального состава народов России и его связь с религиозной принадлежностью.
- Сформировать умение интегрированного подхода к изучению вопросов населения, общества.
- Развивать самостоятельность в формулировании социальных и экономических проблем на основе географических знаний и статистических данных о национальном составе России.
- Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы, производить необходимые сравнения.
- Воспитывать чувства гражданства и патриотизма, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих ее народов.
Оборудование: Физическая карта России; карты “Народы России”, “Религии России”; картографический и статистический материал.
Эпиграф: “Многонациональность – как феномен культуры России, религия – как часть культуры”
План урока:
- Организационный этап.
- Изучение нового материала:
- Формулировка темы.
- Актуализация субъектного опыта учащихся, путем исполнения заданий на формирование ассоциаций по отношению к новому материалу.
- Изучение национального состава населения России.
- Выявление факторов, определяющих особенности национального состава населения России (работа в парах).
- Работа с картой “Народы России”.
- Знакомство с религиозным составом населения России на основе индивидуальной работы с текстом учебника.
- Работа с картой “Религии России”
- Выявление связи национального состава с религиозной принадлежностью на основе индивидуальной работы по одному из предложенных вариантов, формулировка выводов.
- Дискуссия (решение проблемы).
- Закрепление материала.
- Подведение итогов урока.
- Объяснение домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объяснение нового материала
Рассказывает учитель, с элементами беседы.
Учитель: Россия – многонациональное государство, в нем проживает 130 народов по переписи 2002 года. Дело в том, что при переписи населения опрашиваемые определяют свою национальность по самосознанию. Часто они при этом указывают не на принадлежность к определенному этносу, а к его этнографической или территориальной группе. Поэтому Госкомстат РФ разработал специальные словари национальностей и языков. В настоящее время в России проживает до 800 различных этнонимов. Например: к андо – цезким народам Дагестана себя причислило всего 5 тысяч человек, а на самом деле их 85-100 тысяч, все остальные назвали себя аварцами. И так со многими народами. Еще причина заниженного числа народов России в том, что руководящие органы отдельных регионов принимали меры по включению малочисленных этносов в состав более крупных, в первую очередь в состав основных народов, образующих те или иные республики.
Вопрос: В чем заключается отличие народа друг от друга?
Ответ: Каждый народ отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре и трудовым навыкам.
– Одно из важнейших отличий – языковая принадлежность. По языковой принадлежности народы России относятся к 4-м языковым семьям (проанализировать таблицу, учебник с.312, приложение 2).
Работа с таблицей “Народы России”
Вопрос: К каким языковым семьям относятся народы России?
Ответ: Индоевропейской, алтайской, кавказкой и уральской.
– Языковые семья делятся на группы, группы на народы.
Вопрос: Назовите самую многочисленную языковую семью?
Ответ: Индоевропейская семья.
Вопрос: Какая самая многочисленная малочисленная группа в этой семье?
Ответ: Многочисленная – славянская группа, малочисленная – албанская.
Вопрос: Назовите самую малочисленную языковую семью?
Ответ: Эскимосско – алеутская.
Вопрос: Назовите самый многочисленный народ России?
Ответ: Русский – 120 миллионов человек.
Вопрос: Назовите самый малочисленный народ России?
Ответ: Крымчаки – 0.3 и ороки – 0.2 тысячи человек.
Задание: Найдите в таблице 7 крупнейших народов России по численности населения – запишите в тетрадь и постройте столбчатую диаграмму.
Ответ:
- Русские – 120 млн. человек.
- Татары – 5.5 млн. человек.
- Украинцы – 4.4 млн. человек.
- Чуваши – 1.8 млн. человек.
- Башкиры – 1.3 млн. человек.
- Белорусы – 1.2 млн. человек.
- Мордва – 1 млн. человек.
– Откройте карту “Народов России”.
Мозаичность и пестрота этнической карты России приводит к тому, что с одной стороны, значительная часть народов России расселена за пределами своих республик, а с другой стороны – в пределах республик народ чаще всего не составляет большинства населения. Так из 21 республики России, лишь 7 “титульных”, где народы составляют более половины всех жителей. Это большинство северо – кавказских республик. Дагестан (80%), Чечня и Ингушетия (70%), Кабардино – Балкария (57%) и Северная Осетия (52%), а также Тува и Чувашия (68%). Минимальное значения – в Карелии (10%) и Хакасии (11%). Такое же состояние характерно для Ханты – Мансийского округа (1.5%) и Ямало – Ненецкого округа (6%).
Опережающее задание: Доклад учащихся “Малые народы Севера”.
– Многообразие национального состава населения России сказалось на различии в религии. Исторически в России ведущими религиями были православие и ислам. Хотя, подавляющее большинство верующих России (9/10) являются православными, в нашей стране живут и представители других конфессий.
Откройте карту “Религии России” стр. 100 учебника, проанализируйте ее – проранжируйте по значимости и числу верующих различных конфессий.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Религия – вера в реальное существование сверхъестественного. Она влияет на культуру и быт народов, на различные стороны их жизни, иногда даже служит причиной вражды между народами, приводит к войнам, переселению части верующих в другие страны.
Учитель предлагает проблему, учащиеся в дискуссионной форме предлагают пути ее решения. В конце дискуссии учащиеся делают вывод.
Проблема: Как вы думаете, почему возникают конфликты между народами?
Вывод: Это связано как со сложной экономической ситуацией ( высокий ЕП, нехватка с\х земель, невысокий уровень промышленного развития ), так и с последствиями национальной политики России.
III. Закрепление полученных на уроке знаний, рефлексия
Беседа с использованием вопросов в конце параграфа.
IV. Подведение итогов
– Обо всем многообразии народов России не расскажешь не то что на одном уроке, но и в большой книге. Кто заинтересовался этим вопросом, найдет для себя богатую и более подробную литературу в нашей библиотеке. И, еще между Балтикой и Тихим океаном жили и живут народы – соседи. И, будем надеяться, друзья. Ведь жить им и впредь рядом!
V.Домашнее задание
Параграф 22. Творческое задание “Мой край в судьбе России”.