Введение.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению – является актуальной. В настоящее время существует два направления обучения детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Отправной точкой работы над проблемой является убеждение, что качество всех параметров может быть повышено не столько путем многократного прочитывания, сколько за счет овладения такими действиями, которые дают качественный сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывать возрастные психологические особенности ребенка.
Цель работы учителя по формированию читательского интереса:
- поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;
- привитие обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием;
- создание системы организации творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации с целью развития обучающегося как читателя.
Теоретической основой работы являются:
- исследования А.Н. Корнева о причинах нарушения чтения у детей, о методах устранения этих нарушений;
- методика развития зрительного восприятия текста, тренировка памяти и внимания, разработанная О.А.Кузнецовым и Л.Н.Хромовым;
- методика обучения скорочтению, разработанная американским ученым психологом Ли Кларком;
- система заданий, направленная на формирование умений смысловой обработки текста, предложенная Г. Г. Граник;
- система упражнений на развитие восприятия текста, предложенная И. Д. Ладановым и О.А.Розановой.
Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.
1. Восприятие текста.
Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие теста происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка. Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:
- увеличить ширину поля зрения;
- уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков;
- сократить время каждой отдельной фиксации;
- избавиться от регрессий;
- развитие антиципации текста.
2. Упражнения на увеличение поля зрения.
1. Работа по буквенным и числовым таблицам проводится следующим образом: подготовительный этап: зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в цифровом ряду или алфавите (время выполнения – 25 с). Исполнительный этап: последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные цифры указываются карандашом.
1 |
15 |
2 |
20 |
12 |
19 |
21 |
29 |
22 |
30 |
16 |
6 |
10 |
25 |
11 |
8 |
28 |
24 |
17 |
27 |
31 |
26 |
3 |
18 |
5 |
14 |
7 |
13 |
23 |
9 |
При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка». «Напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова на уроках русского языка; термины – на уроке «Мы и окружающий мир» и.т.д. Ученики указывают карандашом буквы слова по таблице.
Е |
М |
Т |
А |
О |
И |
Ю |
Г |
Ш |
Р |
Х |
В |
П |
Й |
З |
Э |
Е |
У |
Ф |
Б |
Я |
Ч |
Д |
Л |
К |
Ц |
С |
Н |
Щ |
Ж |
2. По типу предыдущего упражнения используются слоговые таблицы и таблицы слов. Сначала проводится работа над расширением поля зрения, а затем карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений.
Лимон, панама. У Оли лимон. У Коли панама.
ЛИ |
А МА |
ПА |
О |
КО |
НА |
КА |
У |
МОН |
2. Нравятся детям упражнения на тренировку восприятия, предложенные Ли Кларком. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом.
вол/ мол мул вол волк столб болт вол тол вот
мак/ маг мак мат мал смак бак лак мак рак гак
ручка/ тучка кучка рубка ручка рюмка речка
маска/ манка марка каска пасха маска миска
Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова.
каркас карась карат каркать карниз карниз карст
катер кратер катет катет катион катод каток
3. Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации.
- быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой.
- назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени.
4. Избавление от регрессий.
Для избавления регрессий используется такой вид работы, как чтение с карточкой (2х5 см). Ребенок, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не дает себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует достаточно быстрый темп чтения.
5. Развитие антиципации текста.
1. На доске написаны скороговорка или придуманные детьми четверостишие, загадка. После предварительного прочтения учитель убирает окончания нескольких слов и просит восстановить текст. Убирает целые слова, восстановить текст предлагается по памяти.
2. Прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов. Для этого задания выбираются тексты из известного детям произведения «Репка». По..де.. ре..Вы.. ре.. бо..-пре..Ста.. де.. ре.. тя.. Тя..-потя..вы… не мо..
3. Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных.
Написать слова, у которых есть такие согласные:
к – н кино, океан, конь, окно
с – л сила, соль, осел, село
4. Дописать пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях.
Он сам во всем…
Дверь была…
Сделал дело…
Тише едешь…
5. Восстановить диалог.
- Ты уже читал эту книгу?
-…
- Я тебе ее дам прочитать.
-…
- Ты что, медленно читаешь?
Дети сами придумывают диалоги и предлагают одноклассникам их восстановить.
3. Развитие внимания.
Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как, без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение. Поэтому ученикам предлагаются задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.
1. Для расширения объема и распределения внимания используются корректурные пробы. Подчеркнуть в ряду буквы:
м-а/ мсаыумамауысуоносамиуо
у-ы/мсаусыпамлеыиуыаодтжир
2. Для развития избирательного внимания используется методика Мюнстерберга. Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
кносликпрслонтдкволкмитпрщукатькарасьтпсомтдн
Найти общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?
3. Найти ошибки в тексте.
Явчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.
4. Упражнение, предложенное И.Д.Ладановым в книге «Техника быстрого чтения»
Найти пары цифр и букв, отличающихся друг от друга. Сосчитать количество отклонений. Время выполнения упражнения 1,5 мин.
4. Чтение и память.
В книге О.А.Кузнецова «Техника быстрого чтения» отмечается, что память - это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека. Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7_+2 единицы хранения. У младшего школьника – на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква слог, слово, фраза, идея. Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц хранения более емкими, т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно – смысловые блоки. (словосочетания, предложения, идеи).
Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.
1. Игра «Слова». Записать как можно больше слов, относящихся к темам: «Школа, книга, осень, город». – на уроке русского языка. «Лес, животные, приборы, оборудование » - на уроках «Окружающего мира». «Искусство, живопись» - на уроках изобразительного искусства.
2. Игра «Кто больше запомнит?» Первый участник называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит свое и т.д. Перед началом игры можно обговорить тему, по которой учащиеся будут подбирать слова. Например, на уроке русского языка – имена существительные женского рода.
3. Игра «Запоминаем рисуя». Ведущий готовит список из 20 слов. Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через одну минуту участники обмениваются листочками и проверяют. насколько хорошо каждый запомнил записанные слова.
4. Игра «Посмотри и запомни». На столе раскладываются карточки с написанными на них словам и. Дается время для запоминания этих слов. Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.
5. Приемы осмысление текста
Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного.Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определенными приемами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация. Первый прием: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи. Второй прием: антиципация – предвосхищение или смысловая догадка. Третий прием: реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.
6. Определение смысловой структуры текста
Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей можно формировать с помощью следующих заданий.
- Подобрать к каждому заголовку соответствующую часть текста.
- Работа с деформированным текстом. Собери рассыпанные тексты. Зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, режиссере, том, создал, волк.Собери предложения из частей: Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по Ледовитому океану; гагары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда
- Нарисуй структуру текста, изображая каждую часть кругом. Впиши заглавия этих частей.
- Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.
Работа над прогнозированием текста
- Допиши словосочетания: перочинный…грецкий …карие…кромешный …
- Дополни предложение.На берегу разложили костер, чтобы…Для большого строительства этого маловато, но достаточно для…
- Допиши текст.
- Восстанови пропущенные строчки в произведении.
Предложенные упражнения позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке. Эти упражнения не занимают много времени, а дидактический и раздаточный материал, подготовленный для формирования навыков чтения, можно использовать для решения других учебных задач. Непременным свойством умения читать является осознание за прочитанным текстом присутствие автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственным ему гаммой чувств. Чувство автора, понимание автора, принятие ли непринятие его позиции – истинная культура чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Детское «почему» - свидетельство активной познавательной работы ума и сердца, интереса к миру в целом. Учителю важно помнить, что чтение мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.
Заключение.
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Изучив работы ученых, дидактов, педагогов – исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, как правило, «вдумчивого чтения», представленное формулой «три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное! Полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке с помощью методов, которые представлены в данной работе. Во время урока учитель должен стараться воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств. Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества как учителя, так и ученика. Творчески раскрепощенные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Положительным результатом всей работы должно являться:
- высокий показатель техники чтения выше нормы;
- все ученики должны являться читателями школьной и городской библиотек;
- уроки литературного чтения должны быть самыми любимыми.
Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С.Лупана: «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».