Проблема развития творческого мышления обучающихся и технология развивающего обучения А.З.Рахимова в условиях малокомплектной сельской школы
Вот уже десятилетия школа и научно-педагогическая мысль охвачены поиском путей повышения эффективности УП. Наступает время решительной ломки традиционной методики обучения школьников, на принципах которой обучалось и десятилетиями трудится все наше учительство.
Основные педагогические противоречия между требованиями и фактами
Требования |
|
|
Факты |
К технологии: К учителю: К ученику: |
|
|
В технологии: У учителя: У ученика: |
Сегодня мы имеем широкие возможности для самых серьезных изменений в сфере образования. Вся традиционная методика сводится к тому, что
- учитель разъясняет содержание – ученики воспринимают на слух и запоминают
- учитель предлагает типовые задания – ученики воспроизводят показанный образец это ведет к доминированию объяснительно-иллюстративного метода в работе учителя и догматико-запоминающему, заучивающему методу в познавательной деятельности ученика. И то, и другое являются антипсихологическими и противоестественными.
Главный критерий не то, что делает учитель, а то , как он добивается высоких результатов в раскрытии природных возможностей детей, как добился успеваемости всего класса
Проблему массового формирования творческого мышления школьников в процессе их обычного, повседневного обучения решает технология развивающего обучения А.З.Рахимова, направленная на творческое развитие детей. «Дело не в детях, а в способах организации учения», - считает он и во главу угла ставит развитие познавательных потребностей, мотивов, интересов, мыслительных процессов, творческих способностей, нравственных качеств, а психическое развитие само уже ведет к более высокой учебной успешности.
В формировании творческих способностей решающее значение имеет деятельность ребенка, которая направляется и стимулируется учителем. Именно в соответствующей деятельности тренируются и развиваются природные силы личности, превращаясь в реальную способность учиться и работать творчески.
Одни и те же требования к учащимся будут субъективно приняты к действию или отвергнуты с непониманием в зависимости от того, какими методами обучения владеют учителя и какими методами учения пользуются учащиеся.
Технология должна быть ориентирована не на заучивание понятий, а должна формировать мотивы учения, самостоятельность, ответственное и творческое отношение к учению.
Необходимым звеном учебной деятельности должно быть действие целеполагания, т.е.постановка задачи. Учащийся сам должен ответить на вопрос «ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ»
Вслед за обоснованием целей и постановки задач необходимо определить способ их решения «КАКИМ СПОСОБОМ Я ДОЛЖЕН РЕШИТЬ ПОСТАВЛЕННУЮ ЗАДАЧУ»
Самостоятельная учебная деятельность.
Оценка результата работы.
«ВСЕ ЛИ ПРАВИЛЬНО Я СДЕЛАЛ ПРИ РЕШЕНИИ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ, ЧТО ЕЩЕ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ»
Учитель выявляет возможности ученика, конкретизирует направление обучения и нацеливает ученика на отыскание рациональных способов своей деятельности.
Чем больше ученик верит в свои способности и видит целесообразность их применения, тем серьезнее относится к учебе.
Движущей силой развития интеллекта является интерес.
Чем успешнее удовлетворяются интересы, тем активнее стимулируются жизненные позиции ребенка
Организация собственной познавательной деятельности школьников в результате ведет к развитию сознательной деятельности детей.
Люди с творческим мышлением всегда занимают активную жизненную позицию, предлагают новые идеи, упорно защищают их, вступая в борьбу с косными, консервативными, шаблонно мыслящими субъектами. Такое творческое мышление человека становится предпосылкой активно - деятельностного отношения субъекта к действительности.
Поскольку благополучие государства, авторитет страны в мировом сообществе измеряется уровнем интеллекта нации, творческим потенциалом народа, научно-техническим прогрессом, все эти объективные показатели являются отражением состояния школьного производства.
Схема урока по технологии творческого развития
Тема:
Цели:
- дидактическая:
- психологическая:
- воспитательная:
Оборудование:
План урока:
Содержание урока:
1. Ориентировочно-мотивационный этап. (10 мин.)
- Проверка домашних заданий.
- Выравнивание знаний.
- Постановка учебной задачи
- самооценка
2. Операционно-исполнительский этап. (30 мин.)
- Решение учебной задачи в форме выполнения проблемных заданий и их самоконтроль и самооценка.
- Программированное усвоение учебного материала.
- Самостоятельная работа учащихся по решению, моделированию, формулированию выводов, определений, способов.
- Индивидуальная и групповая работа в познавательном процессе.
3. Рефлексивно-оценочный этап. (5 мин.)
- Групповое, громкоречевое проговаривание всего усвоенного (внешняя рефлексия)
- Проговаривание усвоенного во внутренней речи (внутренняя рефлексия)
- Общая самооценка за весь урок с учетом промежуточных оценок.
- Домашние задания:
- по учебнику;
- на перенос, на творческое применение усвоенного;
- на свободное творчество по теме
«Учитель, страдающий словоохотливостью – самый худший из всех». Адольф Дистервег
«Вместо антипсихологической школы активного учителя и пассивно – внимательных детей пора переходить к школе активных детей и внимательного учителя». П.П.Блонский
«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушать ненависть и к тем преподает, и ко всему преподаваемому». Ж.-Ж.Руссо
«Искалеченный мозг – результат противоестественных, грубонасильственных методов обучения». Э.В.Ильенков
«Для того, чтобы просто преподавать, можно знать чрезвычайно мало, а для того, чтобы направлять собственную деятельность ученика, учитель должен усвоить чрезвычайно много». Л.С.Выготский
Урок по технологии А.З.Рахимова
Предмет: русский язык
Тема: «Знакомство со значениями приставок –ПРЕ- -ПРИ»
Цели:
- дидактическая- запомнить значение приставок
- психологическая – формирование общего способа определения написания приставки; развитие творческого мышления; памяти
- воспитательная – формирование интереса к изучению законов русского языка воспитание в детском коллективе чувства взаимовыручки и ответственности
Оборудование: иллюстрации, демонстрационные карточки, раздаточный материал, тесты, магнитная доска, экран учета оценок
Виды работ: творческий, словарный диктант, работа с иллюстрациями, диктант с точкой, пантомима, тест.
Содержание урока
1. Ориентировочно-мотивационный этап(10 мин)
1) Проверка домашнего задания.
Творческое задание – тексты с -И- -Ы- после приставок
После изучения предыдущей темы «Правописание букв -и- ы- после приставок» шестиклассники получили домашнее задание творческого характера: сочинить сказку, стихотворение, рассказ, используя слова с данной орфограммой. САМООЦЕНКА (на доске висит экран учета оценок Приложение 1, в определенных ячейках которого обучающиеся самостоятельно выставляют свои оценки за каждое задание, выполненное в течение урока)
2) Выравнивание знаний.
Словарный диктант «До первой ошибки» ( дети поочередно выходят к доске и под диктовку учителя пишут слова до первой допущенной ошибки. Первыми приглашаются более слабые учащиеся)
1 вариант |
|
|
2 вариант |
Сокровище |
|
|
соперник |
Искусный |
|
|
изменяться |
Биография |
|
|
манера |
Причудливый |
|
|
территория |
Иллюстрация |
|
|
приобрести |
Впечатление |
|
|
сверстник |
Сознавать |
|
|
преподавать |
Ровесник |
|
|
признавать |
Раздаваться |
|
|
сожалеть |
Прибавлять |
|
|
искусство |
САМООЦЕНКА
Выделите приставки в словах.
На какие приставки нам нужно обратить внимание сегодня на уроке?
Конечно, пре- и при-. Записываем тему урока в тетрадях.
Учитель показывает иллюстрации – обучающиеся пишут в тетрадях диктант с точкой. (В целях экономии времени урока можно записывать не словосочетания, а только слова с данной орфограммой)
Пр*грустный взгляд, пр*смешная рожица, пр*забавный пень, пр*спелые фрукты, Пр*вкусные овощи.--
Жеребенок пр*скакал, поезд пр*шел, машина пр*ехала.
Пионеры пр*грелись у костра, пассажир пр*сел, бабушка пр*задумалась, девушка пр*легла
Девочка пр*слонилась, плакат пр*крепили, пр*клеили вывески
3) Постановка учебной задачи. (Приложение 2)
САМООЦЕНКА
Разместить разрезные карточки со значениями приставок -пре и- при на магнитной доске
2. Операционно-исполнительский этап.(30 мин)
1) Продолжение работы с рисунками – сгруппировать слова (Приложение 3) под карточками со значениями приставок
Дифференцированный подход к распределению данных слов позволит учителю создать ситуацию успеха для каждого ученика.
САМООЦЕНКА
2) Проговорить значение приставок
САМООЦЕНКА
3) Работа у доски
Белый, бледный, вредный, высокий, гнусный, гадкий, милый, отличный, странный, противный, добрый—напишите о себе, используя прилагательные-эпитеты
4) тест (Приложение 4)
3. Рефлексивно-оценочный этап. (5 мин.)
1) Обобщение знаний.
- Какую задачу ставили на уроке?
- Сколько значений имеет приставка -при-? -пре?
- Пересказ содержания урока вслух один из учеников из группы.
САМООЦЕНКА
2) Домашнее задание:
- упражнение 154
- вспомнить и записать слова с приставками –при-пре-, не прозвучавшие на уроке
- составить связный текст на пройденную тему
3) Выставление в журнал среднеарифметической оценки за урок каждому обучающемуся.