Цель: нравственное воспитание учащихся, формирование общечеловеческих ценностей, норм, культуры общения и отношений между людьми, развитие эстетического вкуса.
Задачи:
- Познакомить и приобщить к традициям русского гостеприимства.
- Изучить историю возникновения чая, виды чая, традиции чаепития в разных странах.
- Показать значимость и целебные свойства традиции чаепития.
- Научить правильному завариванию чая, сервировке стола к чаю.
- Познакомить с правилами чайного этикета.
- Приобщить учащихся к русской национальной культуре через исполнение русских народных сказок, частушек.
- Формирование сплоченного классного коллектива
Методическое оснащение мероприятия:
Материально-техническая база: кабинет
Дидактическое обеспечение: Дополнительная литература (словари), книги по кулинарии
Методы проведения: внеклассное мероприятие по предмету, тематический классный час
Формы организации познавательной деятельности: просветительная функция
Ход подготовки:
1 – Постановка целей, распределение заданий
между учащимися
2 – Работа с информационными источниками,
справочной и исторической литературой
3 – Сбор и обработка материала
4 – Провести с учащимися анкетирование среди
школьников и родителей на тему:
– Чай в вашей жизни? Его положительные и отрицательные стороны
– Сколько раз в день вы пьете чай?
– Что такое, по вашему мнению, чайные традиции?
– Какой чай вы предпочитаете? (черный байховый, листовой, гранулированный, цветочный)
– Обычно вы пьете? (чай с молоком, чай с сахаром, чай с медом, холодный чай, чай с добавками)
– С чем вы пьете чай? (с сухарями, пряниками, печеньем, рулетом, пирогом, тортом)
– Сколько кружек чая вы выпеваете за одно чаепитие?
– Сколько кружек чая вы выпеваете за один день?
5 – Провести беседы с людьми пожилого возраста, о традициях чаепития в данной местности, организовать сбор старинной утвари применяемой при чаепитии.
Мы с ребятами у жительницы нашего села нашли старинный самовар, в нем воду для чая кипятят при помощи березовых углей. У нее мы узнали, как правильно приготовить березовые угли. Используя этот материал, на практике приготовили березовые угли и в старинном самоваре вскипятили чай.
Так ребята не только на практике приготовили чай в старинном самоваре, но и изучили традиции русского гостеприимства на примере нашего села
6 – Оформление кабинета: в центре стоит большой стол, на нем стоит большой самовар и все, что необходимо для чаепития. Справа стоят небольшие круглые столики на них все подготовлено для выполнения заданий, для иллюстрации рассказов необходимо приготовить реквизиты, для всех персонажей готовятся костюмы. Для ученика энциклопедии изготавливается из картона книга, ученик находится внутри этой книги, все данные печатаются на компьютере и оформляются в виде старинной книги
7 – Это театрализованное представление можно проводить в любом классе и даже в начальной школе. Привлечение родителей обязательно.
8 – На основе этого сценария разработана презентация. Ее можно использовать на уроке при изучении темы “Горячи напитки”
Ход проведения
(Звучит музыка)
Психологический тренинг “Облачко настроения”
Учитель спрашивает у ребят какое у них сегодня настроение, тренинг заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку располагающую к раскрытию и общению, те кто взял облачко в руки не может сказать о плохом настроении, так как обстановка мероприятия способствует созданию хорошего настроения на данный момент.
Учитель: Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, дома тепло и уютно, рядом любимые и любящее люди, друзья. Когда рядом есть те с кем можно поговорить, поделиться радостью, рассказать что-то интересное. Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что “Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения ” И если вас приглашают на чай, значит вас приглашают в гости к общению.
Ведущий 1: Чаепитие органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства. А традиции эти замечательны
Ведущий 2: Каждая эпоха привносила что–то свое, менялись формы гостеприимства и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом – с солью и добрым отношением.
Ведущий 1: Согласно древнему обычаю не полагалось гостя расспрашивать даже об имени, не накормив и не напоив и не предоставив ему отдыха. Об этом и свидетельствуют русские сказки.
Ведущий 2: Даже такой зловредный персонаж народных сказок как Баба – Яга, вынуждена подчиниться правилам гостеприимства.
Сказка: Вед: В дремучем лесу, среди дубов и сосен обитала Баба – Яга. В три девятом царстве, в три девятом государстве жил был Иван Царевич, в поисках своей любви, он отправился в царство Кощея. Долго ли коротко шел Иван Царевич, наконец, вышел к избушке на курьих ножках.
Иван-Царевич: Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом. (Войдя в избушку, окинул ее взглядом и увидел Бабу-Ягу)
Баба-Яга: Фу-фу-фу! Какое диво! Русского духу, здесь до сих пор слыхом не слышала. Видом не видела, а нынче русский дух уж в очах свершается. Зачем сюда пожаловал Иван-Царевич? Волей или не волею
Иван-Царевич: Ах, безмозглая ты ведьма! Сначала накорми, напои, меня добро молодца. Да выспаться дай, а потом и расспрашивай.
(И тот час Баба-Яга, накормила, напоила, да и спать уложила и промолвила)
Баба-Яга: Спи добрый молодец, утро вечера мудренее
Ведущие: (обращаясь друг другу)
Ведущий 1: Как, ты думаешь, почему Баба-Яга стала такой добренькой?
Ведущий 2: Может потому, что, выпив чая невозможно оставаться злым?
Ведущий 1: Что это за напиток такой?
Ведущий 2: Почему он пользуется такой популярностью?
Ученик 1: (лекарь или врач)
Я, хочу открыть секрет
И полезный дать совет,
Если хворь с кем приключиться,
Чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней
Помогает от болезней
Чай в жару нас освежает
И в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит
Сокрушит любой недуг
Чай здоровью – лучший друг!
Ученик энциклопедия: Чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезные для желудка кислоты, эфирные масла, которые создают этот неповторимый аромат. В свежих листьях чая, витамина “С” в четыре раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в десять раз больше, чем в чае черном. Благодаря витаминам чай оказывает на организм, благотворное влияние: повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений, чай занимает одно из самых почетных мест.
Ведущий 2: Какая страна, является родиной чая?
Ученик 2: Родина чая КИТАЙ.
Ученик 3: Существует предание, когда однажды, еще до нашей эры китайскому императору кипятили воду, в сосуд попало несколько листиков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Так впервые появился чай.
Ученик 4: Это было первое в мире чаепитие.
Ученик 3: Путь чая в Европу был долгим и трудным. Еще долгое время, не все европейцы умели обращаться с чаем.
Ученик 4: Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – Фунт чая.
Ученик энциклопедия: Фунт чая – это 409 грамм (показ фунта-чая). В 1674 году фунт чая стоил 30 копеек. За эти деньги по тем временам можно было купить 65 – 85 килограммов ржи.
Рассказ: Хозяйка пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив чай в миске, он слила не нужную, по ее мнению коричневую воду, разложила по порциям, приправив сметаной, подала к столу.
Ведущий 1: А когда же чай стал известен в России?
Ученик 3: В 1638 году царский стольник В.Тюменец, будучи послом, в Монголии впервые попробовал на пиру питье, которое ему понравилось, и Алтын-Хан послал русскому царю несколько пудов чая.
Ученик энциклопедия: Пуд чая – это 16 килограмм (показ пуда чая)
Ученик 2: В России чай получил широкое распространение, особенно в Северных и Восточных областях, в Сибири и Средней Азии (показ карты, на карте необходимо показать места, где чай особенно популярен)
Ученик 3: Правда, долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Мещане и купцы старались им во всем подражать.
Ученик 4:
Раз привез мне барин чаю
И велел его сварить
А, я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить
Взял тогда налил водички
Всыпал весь чай в горшок
И приправил: перцу, луку
Да петрушки корешок
Разлил варево по плошкам
Хорошенько размешал
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались
Сам он ажно озверел
И отправив на конюшню, меня выпороть велел
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался, что забыл я посолить.
Ученик 2: В скором времени чай и чаепитие стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев.
Ученик 3: Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того ловко упражнялись, приготавливая чай, что неожиданно для себя изобрели самовар. Самовар с заваренным чайником ставили на подносе на общий стол. В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях чай подавался каждый день утром и вечером. А.С.Пушкин в романе “Евгений Онегин” так описывает чаепитие в помещичьем доме:
Ученик 4:
Смеркалось; на столе, блистая,
Шумел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился мягкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою
По чашкам темную струею,
Уже душистый чай бежал
Ученик энциклопедия: По старинному обычаю чай кипятили не в чайнике, а в большом русском самоваре. Для того, что – бы вскипятить, воду в самоваре необходима лучина и березовые угли.
Лучину – делают из соснового или кедрового полена Полено необходимо несколько дней просушить около печки. После этого у полена путем отслаивания ножом получают лучину (Показ иллюстрация)
Березовые угли – их заготавливали заранее в больших количествах. Для этого на улице или в печи подготавливали место для приготовления углей. Разводили огонь или затапливали печь, ложили березовые дрова и ждали, пока они прогорят. Как только дрова прогорели, и угли еще не потухли их необходимо собрать. Для этого использовали специальный чугунок. В него собирали угли, плотно закрывали крышкой и ставили остывать. (Показ иллюстрация) Готовые угли необходимо положить в нижнюю часть самовара, огонь разводили при помощи лучины и кипятили воду. Вода в самоваре закипает примерно через 15 – 20 минут, зато потом 2 – 3 часа вода постоянно кипит и это продолжается до тех пор, пока угли не остынут.
В домашнем хозяйстве угли применяли для того что – бы собрать лишнюю влагу в доме еще их ложили на окно для того что – бы окна не замерзали.
Ведущий 1: Как сервировать стол к чаю? Что подают к чайному столу сейчас?
Ведущий 2: Об этом нам расскажет учитель Технологии
Рассказ учителя: “ Сервировка стола к чаю”
Стол ставят в центре комнаты или у стены. Стол накрывают цветной или однотонной скатертью. Скатерть должна свешиваться за край стола на 35 сантиметров. Салфетки используют разных тонов, но сочетающихся со скатертью.
Отличительная особенность чайного стола, что на него заранее ставят все, что необходимо для чаепития и приема гостей. К началу чаепития остается только заварить чай.
К чайному столу подаются сладкие блюда (печенье, кекс, торт, варенье, фрукты). Лучшее украшение чайного стола – самовар. Устанавливают его на поднос, около места хозяйки. Слева от самовара располагают поднос с чайной посудой. На поднос перед самоваром чуть справа ставят заварочный чайник. На столе по центру располагают конфеты вазе или в коробке, чуть правее сахар в сахарнице с чайной ложечкой. Молочник ставят справа от гостя, варенье, джем, мед в вазочке ставят слева. Остальные сладости размещают на столе по мере употреблении Торты, пироги подают нарезанными. Раскладывают их на тарелки десертной лопаткой.
При подаче сладкого блюда на стол ставят для каждого гостя десертную тарелку, справа кладут десертную ложку. На десертную тарелку укладывают салфетку.
Чай разливает хозяйка, обходить с чаем гостей не безопасно, поэтому чай передают гостю.
Чашку ставят на блюдце ручкой влево, а чайную ложку кладут справа, чашку с блюдцем размещают на столе справа от десертной тарелки, на десертную тарелку гость может положить торт, пирожное.
Игра “ Сервировка стола ” Учитель называет предмет, а ученики говорят, где он находиться на столе
Ведущий 2: Ребята, запомнили, а теперь попробуйте сами.
(Сервировка стола учащимися, звучит музыка)
Ведущий 1: Молодцы, хорошо справились с заданием
Ведущий 2: Ну, что же, столы накрыты, пора пришла приглашать к столу.
Ведущий 1: Мне, кажется, что к столу приглашать еще рано, так как чай еще не заварен. Посмотри в чайник.
Ведущий 2: (удивляясь) Правда, там ничего нет. Но, я думаю, нам в этом поможет учитель Технологии (рассказ учителя)
Заваривание чая
Чай – один из видов горячих напитков. К горячим напиткам относятся: кофе, какао. Объединяет эти напитки, то, что готовят их на воде.
Заваривать чай следует вскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть, так как вода сильного кипения способна убить аромат самого лучшего чая. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она побелеет, то есть вода закипит белым ключом. Если чай заваривать вторично за кипяченой водой, то он будет не вкусен.
– Чайник для заварки берут фарфоровый и споласкивают его кипятком
– Насыпают заварку (1 чайная ложка на чашку воды, с добавлением 1 чайной ложки на чайник)
– Заливают кипятком на 2 ? 3 и закрывают льняным полотенцем или салфеткой. Черный чай настаивают 3-5 минуты.
Ученик энциклопедия: Льняная ткань впитывает пар и препятствует проникновению в заварку посторонних запахов. Не рекомендуется применение грелки для настоя чая, как часто делают многие хозяйки. При этом заваренный чай преет, резко ухудшается его аромат, вкус и питательные свойства.
(Учитель продолжает рассказ)
– Чай доливают кипятком, если при заварке выделяется пенка, значит, чай заварен правильно, образованную пенку не следует снимать – такой чай самый ароматный, самый лучший чай после первого настоя. Чая нужно заваривать столько, сколько вы выпьете за одно чаепитие, подогревать чай не рекомендуется.
Ведущий 1: (демонстрируя) Еще по правилам этикета чайный налет внутри чайника не удаляется, если заглянуть внутрь, можно узнать, насколько вы гостеприимны и любите чаевничать. Интересно правда ли это?
Ведущий 2: Для заваривания чая приглашаются хозяйки столов (к каждому столу путем жеребьевки выбираются хозяйки столов, они заваривают чай).
(Для остальных загадки)
Загадки:
– В брюхе баня,
В носу решето,
На голове пупок,
Всего одна рука,
И та на спине (Чайник)– Никогда не ест,
А только пьет,
А как зашумит –
Всех приманит (Самовар)Неприступная на вид
Подбоченившись стоит,
А внутри – то, посмотри –
Угощение внутри (Сахарница)– Носит воду
Хозяину в угоду!
При нем живет,
Пока не упадет (Чашка)– По цвету – снег,
По вкусу – мед,
Во рту он тает,
Будто лед (Сахар)
Ведущий 1: Великий полководец Александр Македонский всегда брал с собой в походы. Настой напитка.
Ученик энциклопедия: Интересно, что слово напиток произошло не от слова пить, а от слова напитать, то есть накормить, насытить
Ведущий 1: Он придавал ясность ума, мысли, храбрость, внутреннюю силу.
Ученик энциклопедия: Испокон веков люди пьют чай с листьями лекарственных растений, лепестками цветов, кусочками фруктов.
Ведущий 2: Чай с добавками жаловал и А.С.Пушкин. Любимым его напитком была жженка (лимон + апельсин + финики + чернослив)
Ведущий 1: Ой, сколько чая! И весь он на разный вкус.
Конкурс: “ Угадай чай ” Приглашаются участники, им завязывают глаза, на столе стоят стаканы, в них заварен чай, участники дегустируют чай и называют с какими добавками, он приготовлен (чай с лимоном, чай с ароматом мяты, чай с медом, чай с ароматом апельсина и так далее)
Ведущий 2: У каждого народа в разных странах сложились свои традиции чаепития.
Ученик 1: Чай в – Японии: Пить чай в Японии это целое искусство. Чаепитие проходит в полной тишине. Начинают его с густого чая. С начало напиток готовят в одной большой чашке. По традиции пьют из нее по очереди. Первым пьет чай самый главный гость, он отпивает три с половиной глотка и передает чашку следующему гостю. В самом конце церемонии подается жидкий чай.
Ученик 2: Чай в – Индии: Чай в Индии считается национальным напитком. Свой день Индейцы начинают с чашки чая с молоком, они наливают молоко в чай, а не наоборот.
Ученик 3: Чай в – Англии: Англичане любят чай с молоком, они наливают чай в молоко.
Ученик 4: Чай в – Америке: Американцы любят пить несладкий чай со льдом.
Ученик 1: Немцы, Поляки и некоторые другие Европейские народы: Ограниченно употребляют чай, отдавая предпочтение кофе.
Ученик 2: Чай в – Тибете: В Тибете пьют зеленый плиточный чай, который густо заваривают и заправляют молоком, с добавлениями кусочков прогорклого масла.
Ученик 3: Чай в – Бурятии: В Бурятии пьют зеленый чай с молоком и с солью. Недаром они говорят: “Чай с молоком – для Друга”
Ученик 4: Чай в – России: В России употребляют черный байховый чай. Чай забеливают молоком, молочник ставят на пирожковую тарелку справа от гостя (демонстрация показ)
Ведущий 1: Ну, если в Японии во время чаепития не принято разговаривать, они молча пьют чай и размышляют о смысле жизни, то в России за чаем общаются и поют чайные частушки.
Чайные частушки:
– На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки
– Так, споем же под чаек
Чайные частушки!
– Мама чаю, мама чаю
Из большого чайника
Выйду я не за простого,
Выйду за начальника
– Я – девчонка боевая,
Боевая не совсем.
Боевая сушит девять,
А по мне страдает семь
– Кавалеры наши модны,
Никуда они не годны,
По метелке в руки дать,
По амбару крыс гонять.
– Я стояла на бугре,
Трое спорят обо мне,
Что вы трое спорите,
Вы меня не стоите
– Я, чай пила, самоварничала!
Всю посуду перебила, накухарничала!
– Девки пудрятся, белятся,
А белила нипочем.
Одна рыжая девчонка
Натиралась кирпичом!
– С чая лихо не бывает,
Как в народе говорят,
Чай – здоровье, каждый знает,
Пей хоть пять часов подряд.
– Мы частушки вам пропели,
И садимся в решето,
– До свиданья, уезжаем
За частушками еще! (все вместе поют)
Ведущий 2: Иногда бывает так, пришли гости, хозяйка с гостями заговорилась и забыла, что пирог в печи
Ведущий 1: Ой, что это? Кажется, что-то горит!
Игра: “За пять минут до того как…..” Необходимо представить и показать свои действия в непредвиденной ситуации. Например: подгорел пирог, сбежало молоко, дома нет сахара и т.д.
Ведущий 2: Пирог готов, но вот не знаю, куда его положить?
Ведущий 1: Поэтому сейчас поговорим о том, что и как едят за чайным столом.
Учитель приглашает к столу участников, они садятся за стол, на столах стоят чашки (Учитель может сам рассказывать, а ученики только показывают или ученики выполняют ситуацию, а учитель потом говорит, как должно быть правильно)
– Для чего необходима салфетка и, что с ней делать, не знаю?
– Как положить сахар в чай? А, куда же ложку?
– В коробке одна конфета осталась. Как поступить?
– Торт. Угощайтесь!
– Сушки и сухари. Можно ли подавать к чайному столу
– Вкусного пирога скушай милая кусочек
– Варенье вишневое. Сама собирала и варила. Пробуйте!
Задание необходимо собрать: Пословицы и поговорки о чае
– Выпей чайку – (забудешь тоску)
– (С чая) лиха не бывает
– Чай пить – (не дрова рубить)
– (Чай) да сахар!
– Чай не пьешь – (какая сила?)
– Чай – (не хмельное), не разберет
В скобках указаны части, которые необходимо собрать
Ученик энциклопедия:
Ведущий 1: Не могу понять, почему нельзя есть с ножа? Или для чего салфетку необходимо положить на колени?
Ведущий 2: Ребята, а вы знаете как вести себя за столом? Если позабыли, то напоминаем Правила поведения за столом (слово ученикам)
Мальвина, Буратино, Артемон садятся за стол, Буратино делает все наоборот
Мальвина: – По установленным правилам все присутствующие садятся за стол после того, как села хозяйка
Артемон: – За столом надо сидеть прямо, нельзя облокачиваться на стол
Мальвина: – Не следует широко расставлять локти при еде. Это мешает соседям.
Артемон: – Нельзя есть пищу с ножа. Можно порезать язык или губы.
Мальвина: – Нельзя тянуться за далеко стоящими общими блюдами. Следует попросить рядом сидящего соседа
Буратино: – Ой, что-то упало? (громко) Передай-ка мне сахарку, я люблю очень сладкий чай. Буратино положил сахар и мешает его, громко стуча ложкой о стакан
Артемон: – Если вы положили сахар, то его следует мешать беззвучно
Буратино: – Хочу, хочу торта, и кусочек самый большой положите
Мальвина: – Не старайтесь со стола первыми взять что – нибудь вкусненькое. Сначала посмотрите, всем ли достанется оно. Будьте внимательными и думайте о других.
Из большого блюда не выбирайте, а берите лежащий ближе к вам кусок.
Буратино: (жуя с полным ртом, громко разговаривает)
Артемон: – За столом не принято громко разговаривать, не следует разговаривать с полным ртом.
Буратино: – А, я уже выпил весь чай и мне уже пора.
Мальвина: – Из–за стола принято вставать всем одновременно.
Мальвина обращаясь к Артемону:
Мальвина: – Артемон отведи этого невежду в чулан.
Учитель: Ребята, а какие правила поведения за столом вы еще знаете.
(Ответы учащихся)
Ученик энциклопедия: Это очень интересно современный человек за одно чаепитие выпевает от 2 до 4 кружек чая, за день мы выпеваем примерно 8 – 16 кружек чая, 56 -112 кружек за неделю, за месяц 224 – 448 кружек, за год 81760 кружек. Это 20440000 литров в год.
Чаще всего чай пьют с молоком и с сахаром. Люди старшего поколения предпочитают горячий чай, молодые пьют чаще холодный чай. Предпочтение отдают листовому, гранулированному и в одноразовых пакетиках чаю, чай с добавками пьют реже. Цветочный чай пьют только в лечебных целях. К чайному столу подают большего всего печенья, пряников и рулетов. Реже всего домашнюю выпечку. К сожалению, в современных семьях традиции чаепития потеряли свою значимость
Ведущий 1:
Чай горячий ароматный
И на вкус всегда приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет
Ведущий 2:
Силы новые дает
И друзей за стол зовет
С благодарностью весь мир
Славит чудо эликсир!
(Звучит музыка)
Ведущий 1: Ну, что же, столы накрыты, чай заварен. Все готово к чаепитию!
(Учитель приглашает к столу)
Учитель: Будьте, как дома присаживайтесь к столу!
Ведущий 1: Я, вас к чаю приглашаю!
Ведущий 2: Душевно вас встречаю!
(Все приглашаются на чаепитие)
Литература:
- Ковалев В.М., Могильный А.П., Русская кухня; традиции и обычаи. – 1992.
- Ковалев Н.И. Энциклопедия гурмана. – 1996.
- Кухни стран мира. – М.: Издательство “Юнисам”, 1993.
- Новоженов Ю.М. Любителям кулинарного искусства. – М., 1989.
- Павлова. М.Б., Сасова И.А, Технология. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Русский праздник. – 2001.
- Энциклопедия народной медицины. – 1992.