Тема: Заучивание стихотворения И. Мазнина “Осень”.
Цель:
- Продолжить формировать знания и представления детей о признаках осени.
- Развивать умение слушать и запоминать текст.
- Воспитывать эмоциональное восприятие художественного произведения (музыкальных, поэтических).
- Воспитывать чувство любви к разной природе.
- Развивать вербальную память, мышление, обогащать словарный запас детей.
Предварительная работа:
Методы и приемы:
- Вступительная беседа;
- Рассказ из личного опыта;
- Слушание музыки Чайковского “Времена года”;
- Чтение;
- Показ иллюстраций.
Ход занятия
Воспитатель: У нас сегодня очень интересное занятие. Будем учить стихотворение наизусть. Сначала побеседуем.
Мы часто с вами наблюдаем за изменениями, которые происходят в осенней природе: “Скажите, а что в осенней природе вам больше всего нравиться?” Постарайтесь об этом рассказать так, чтобы мы все могли представить то, о чем вы рассказываете.
1 ребенок: Мне нравятся желтые листья на деревьях.
2 ребенок: А я люблю бегать по лужам.
3 ребенок: Мне нравится, когда в воздухе окружаться желтые листья.
Воспитатель: А мне в осенней природе нравиться такой период, когда светит солнце, все деревья в золотистом наряде, медленно летают паутины и в небе слышно курлыканье журавлей. Они как будто прощаются со мной, улетая в теплые края. А еще, поэты, художники, композиторы тоже умеют очень красиво рассказывать об осени словами, красками, музыкой. Давайте мы тоже попробуем, как поэты, рассказать об осени интересно, ярко.
1 ребенок:
“Красива осень, погляди:
И желтый лист и красный.
Леса и рощи и кусты
Наряд одели красный.
А рябину ярче всех
Осень нарядила,
Светлых ягод к празднику
Рябина подарила”.
3 ребенок:
“Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось”.
2 ребенок:
“Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах-
Это платье золотое
У березы на плечах”.
Воспитатель: Как здорово вы говорите об осени. А еще мне хочется, чтобы вы послушали, как композиторы языком музыки рассказывают об осени.
(Дети слушают музыку Чайковского “Времена года”, “Осень”).
Воспитатель: Скажите, какая по характеру музыка?
Дети: Грустная.
Воспитатель: Да, ребята, даже композиторы в своих произведениях передают осеннюю грусть. Осень, грустная пора, но приятная. А теперь послушайте, я вам прочту стихотворение И. Мазнина “Осень”:
“Каждый день все сильнее ветер
Рвет в лесу листву с ветвей.
Что ни день, то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет….
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед”.
Воспитатель: Как вы думаете, о каком периоде осени написал поэт стихотворение?:
Дети: Середина осени.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Дует ветер, осыпаются желтые листья. Дни становятся короче.
Воспитатель: Какой ветер? (Подобрать определения) Что он делает? (Подобрать глаголы) Давайте покажем, как воет ветер в лесу. (Артикуляционная гимнастика). А что говорится о солнышке?
Дети: Оно поднимается медленно.
Воспитатель: А давайте покажем пальчиком, как “тучка” играет с солнышком.
Тучка с солнышком опять в прятки начали
играть. Только солнце спрячется Тучка вся расплачется. Только солнышко найдется В небе радуга смеется. |
Левая рука в кулачок, правая пальцы
растопырили в разные стороны. Правую руку за спину, левая открываем ладошку пальчики вниз. Обе руки вверх, имитируем радугу. |
Воспитатель: Мне хочется отметить, что именно в середине осени ветер сильней, заметно становятся дни короче, а ночи длинней, солнышко медленно поднимается над землей.
(Воспитатель второй раз читает стихотворение И. Мазнина “Осень” с показом иллюстраций).
Вопросы к детям.
Воспитатель: Какое по характеру стихотворение?
Дети: Очень грустное.
Воспитатель: Как я его прочитала?
Дети: Медленно, тихо.
Воспитатель: Что значит “рвет” в лесу листву? Как еще можно по другому сказать?
Дети: Отрывает, срывает.
Воспитатель: А что значит раньше вечер? (Темнеет рано)
Дети: Светает позднее? (Утро позднее начинается).
Воспитатель: А почему так происходит?
Дети: Осенью дни короткие, а ночи длинные.
Воспитатель: Я сейчас еще раз прочту стихотворение, а вы постарайтесь его запомнить.
(Воспитатель читает третий раз стихотворение и обращает внимание на иллюстрации).
Воспитатель: Кто попробует рассказать?
Если трудно воспитатель говорит: “Давайте я вам помогу. Я прочитаю I часть, кто-нибудь расскажет II часть”.
Рассказывают 2-3 ребенка I часть, 2-3 ребенка II часть. А кто может, рассказывает все стихотворение.
Воспитатель: Ребята вы просто молодцы! А еще мне хотелось бы, чтобы вы, как художники, попробовали красками рассказать об осени в своих рисунках дома. Рисуйте и вспоминайте наше стихотворение. А завтра мне принесете и покажете. Расскажите свои впечатления об осени.
Я хочу вас угостить тем, что нам осень принесла, (дети получают угощения “дары осени”).