Занятие по ознакомлению с художественной литературой детей старшего возраста с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: Заучивание стихотворения И. Мазнина “Осень”.

Цель:

  1. Продолжить формировать знания и представления детей о признаках осени.
  2. Развивать умение слушать и запоминать текст.
  3. Воспитывать эмоциональное восприятие художественного произведения (музыкальных, поэтических).
  4. Воспитывать чувство любви к разной природе.
  5. Развивать вербальную память, мышление, обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа:

  • Целевая прогулка в осенний парк;
  • Изготовление макета “Осень в лесу”;
  • Выставка “Вместе с папой, Вместе с мамой” - из природного материала;
  • Лепка “Осенние листья”;
  • Чтение стихотворений об осени;
  • Загадывание загадок об осени;
  • Рассматривание картины Левитана “Золотая осень”;
  • Ежедневные наблюдения за изменением погоды.

Методы и приемы:

  • Вступительная беседа;
  • Рассказ из личного опыта;
  • Слушание музыки Чайковского “Времена года”;
  • Чтение;
  • Показ иллюстраций.

Ход занятия

Воспитатель: У нас сегодня очень интересное занятие. Будем учить стихотворение наизусть. Сначала побеседуем.

Мы часто с вами наблюдаем за изменениями, которые происходят в осенней природе: “Скажите, а что в осенней природе вам больше всего нравиться?” Постарайтесь об этом рассказать так, чтобы мы все могли представить то, о чем вы рассказываете.

1 ребенок: Мне нравятся желтые листья на деревьях.

2 ребенок: А я люблю бегать по лужам.

3 ребенок: Мне нравится, когда в воздухе окружаться желтые листья.

Воспитатель: А мне в осенней природе нравиться такой период, когда светит солнце, все деревья в золотистом наряде, медленно летают паутины и в небе слышно курлыканье журавлей. Они как будто прощаются со мной, улетая в теплые края. А еще, поэты, художники, композиторы тоже умеют очень красиво рассказывать об осени словами, красками, музыкой. Давайте мы тоже попробуем, как поэты, рассказать об осени интересно, ярко.

1 ребенок:

“Красива осень, погляди:
И желтый лист и красный.
Леса и рощи и кусты
Наряд одели красный.
А рябину ярче всех
Осень нарядила,
Светлых ягод к празднику
Рябина подарила”.

3 ребенок:

“Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось”.

2 ребенок:

“Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах-
Это платье золотое
У березы на плечах”.

Воспитатель: Как здорово вы говорите об осени. А еще мне хочется, чтобы вы послушали, как композиторы языком музыки рассказывают об осени.

(Дети слушают музыку Чайковского “Времена года”, “Осень”).

Воспитатель: Скажите, какая по характеру музыка?

Дети: Грустная.

Воспитатель: Да, ребята, даже композиторы в своих произведениях передают осеннюю грусть. Осень, грустная пора, но приятная. А теперь послушайте, я вам прочту стихотворение И. Мазнина “Осень”:

“Каждый день все сильнее ветер
Рвет в лесу листву с ветвей.
Что ни день, то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет….
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед”.

Воспитатель: Как вы думаете, о каком периоде осени написал поэт стихотворение?:

Дети: Середина осени.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Дует ветер, осыпаются желтые листья. Дни становятся короче.

Воспитатель: Какой ветер? (Подобрать определения) Что он делает? (Подобрать глаголы) Давайте покажем, как воет ветер в лесу. (Артикуляционная гимнастика). А что говорится о солнышке?

Дети: Оно поднимается медленно.

Воспитатель: А давайте покажем пальчиком, как “тучка” играет с солнышком.

Тучка с солнышком опять в прятки начали играть.
Только солнце спрячется
Тучка вся расплачется.
Только солнышко найдется
В небе радуга смеется.
Левая рука в кулачок, правая пальцы растопырили в разные стороны.
Правую руку за спину, левая открываем ладошку пальчики вниз.

Обе руки вверх, имитируем радугу.

Воспитатель: Мне хочется отметить, что именно в середине осени ветер сильней, заметно становятся дни короче, а ночи длинней, солнышко медленно поднимается над землей.

(Воспитатель второй раз читает стихотворение И. Мазнина “Осень” с показом иллюстраций).

Вопросы к детям.

Воспитатель: Какое по характеру стихотворение?

Дети: Очень грустное.

Воспитатель: Как я его прочитала?

Дети: Медленно, тихо.

Воспитатель: Что значит “рвет” в лесу листву? Как еще можно по другому сказать?

Дети: Отрывает, срывает.

Воспитатель: А что значит раньше вечер? (Темнеет рано)

Дети: Светает позднее? (Утро позднее начинается).

Воспитатель: А почему так происходит?

Дети: Осенью дни короткие, а ночи длинные.

Воспитатель: Я сейчас еще раз прочту стихотворение, а вы постарайтесь его запомнить.

(Воспитатель читает третий раз стихотворение и обращает внимание на иллюстрации).

Воспитатель: Кто попробует рассказать?

Если трудно воспитатель говорит: “Давайте я вам помогу. Я прочитаю I часть, кто-нибудь расскажет II часть”.

Рассказывают 2-3 ребенка I часть, 2-3 ребенка II часть. А кто может, рассказывает все стихотворение.

Воспитатель: Ребята вы просто молодцы! А еще мне хотелось бы, чтобы вы, как художники, попробовали красками рассказать об осени в своих рисунках дома. Рисуйте и вспоминайте наше стихотворение. А завтра мне принесете и покажете. Расскажите свои впечатления об осени.

Я хочу вас угостить тем, что нам осень принесла, (дети получают угощения “дары осени”).