По данным, опубликованным в многочисленных источниках (В.М.Филиппов, Н.К Смирнов, М.М.Безруких и др.) число соматически и психически ослабленных детей за последние годы катастрофически возросло. Именно поэтому здоровье детей, сегодня называется в качестве одной из основополагающей ценности образования. В связи с этим, многие специалисты утверждают, что главной целью образовательного учреждения является обеспечение условий психологического и физического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.
Известно, что для обеспечения ребенку условий здоровой и полноценной жизни необходим взрослый человек.
Особая ответственность за развитие ребенка лежит на значимых взрослых: родителях, педагогах. Семья и детский сад способны оказать глубокое и разностороннее влияние на развитие личности ребенка, но только в том случае, когда значимые взрослые в жизни ребенка не просто участливые свидетели, но лица заинтересованные в педагогических знаниях и психологической культуре.
Осуществление совместных возможностей семьи и детского сада в значительной мере обусловлено тем, насколько понимание значимости детского развития является осмысленным родителями и насколько родители готовы к саморазвитию. От того, какие условия взрослые смогут создать для ребенка, как они будут взаимодействовать с ним, в большей мере и будет определять личностный тропизм растущего человека. Только в этом случае возможна организация реального бытия ребенка таким образом, чтобы оно обеспечивало благоприятные условия для полноценного развития его индивидуальности и личности.
Только так – и семья, и дошкольное учреждение могут оказывать конструктивное влияние на развитие разных сторон личности ребенка.
В связи с этим необходимость психологического просвещения как никогда целесообразна в наше время. Особое значение этот вид деятельности приобретает в системе образования, в частности, в детских садах.
Психологическое просвещение родителей играет важную роль в обеспечении процесса адекватного развития личности, особенно в период адаптации. Под психологическим просвещением понимается совокупность методов и средств по информированию лиц, заинтересованных или нуждающихся в психологических знаниях с целью повышения их психологической культуры. Не секрет, что в современном обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважения особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В семьях зачастую возникает множество конфликтов, в основе которых лежит психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить и прочее.
В связи с этим важно повышать уровень психологической культуры родителей.
Отсюда и главная задача психологического просвещения, которая стоит в устранении дефицита психологических знаний, умений, навыков, необходимых родителям как в организации оптимального взаимодействия с детьми, так и в самых разнообразных жизненных ситуациях.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы познакомить родителей с азами психологических знаний, с основными закономерностями и условиями благоприятного психологического развития ребенка в период адаптации.
Адаптация (в переводе с лат. – прилаживание, приспособление) – одно из ключевых понятий, употребляемых сегодня в психологии, Оно подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром. Точно так же, как о здоровом или больном человеке, можно говорить о приспособленном к жизни или не приспособленном.
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало посещения детского сада – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыш тяжело переносит разлуку с мамой, приходит в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша.
Период привыкания детей к Детскому саду – неизменно сложная проблема. Если заглянуть в историю, то с проблемой адаптации, столкнулись работники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти. Много было предложений по проблеме адаптации, но все это только смягчало остроту проблемы. Н.М.Аксарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, не раз возвращалась к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, неустанно приводила один и тот же пример: “садовник, бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листочки его вянут”. Этот пример и эта проблема и по настоящее время актуальна.
Приход ребенка в ясли – важный этап в его жизни. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребенка: из семьи ребенок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством “чужого” взрослого.
В последние годы в детских учреждениях отмечается рост числа трудновоспитуемых, “неадаптированных” детей. К сожалению, особенности такого феномена в полной мере включаются лишь тогда, когда ярко проявляются нежелательные черты характера ребенка (младшего, старшего дошкольника и младшего школьника). Необходимость воспитательной работы с такими детьми указывает на то, что начинать надо с ранних этапов развития.
Для формирования безболезненного периода адаптации, формирования полноценных взаимоотношений ребенка с взрослыми (родителями), в детском саду необходима ориентация взрослого на ребенка, понимания его эмоций, проявляющихся в поведении малыша в этот период.
Исследуя, процесс поступления ребят в детский сад, я сделала вывод, что необходима предварительная работа с родителями.
Анализируя результаты многолетних наблюдений, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт работы нашего НШ-ДС №106 по данному вопросу я пришла к выводу, что необходимо вести работу по подготовке родителей, дети которых поступают в ясли.
В основу моей работы положена адлеровская модель. Альфред Адлер, как психолог занимался проблемами личности и стал одним из основоположников работ по воспитанию родителей. Он разработал основные критерии воспитания родителей и семейной терапии.
Основным принципом семейного воспитания по Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают на сознательном и целенаправленном поведении родителей. По теории А.Адлера – сотрудничество – естественное следствие действия принципов равенства, свободы и ответственности. Это значит, что каждый член семьи действует со всеми во имя общего блага семьи. Так появляется чувство, что в семье стремятся общими усилиями и без всякого принуждения добиваться поставленных целей.
Целью моей работы было способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества образовательного учреждения и родителей с целью безболезненной адаптации детей, поступающих в ясли и укреплению их здоровья.
К цели я шла путем решения следующих задач:
- Повышение родительской компетентности в понимании сложности периода адаптации для ребенка.
- Улучшение взаимоотношений ребенка с родителями.
- Формирование у родителей умения смотреть на мир глазами ребенка.
- Обучение родителей играм, упражнениям, развивающим эмоциональную сферу.
- Активизирование коммуникации в семье.
- Формирование интереса к здоровому образу жизни в семье.
В специальной литературе по воспитанию родителей указывается на 3 основных свойства родителей как воспитателей своих детей. Это, во-первых, установка на воспитательные функции, во-вторых, это их собственное поведение при осуществлении этих функций и, в-третьих, наличие сознательного начала в воспитании. Учитывая эти характеристики и при выполнении вышеперечисленных задач, я использовала разнообразные методы и приемы в работе с родителями.
Метод игрового моделирования родительского поведения побуждал родителей к поиску более подходящего способа поведения. Родители упражнялись в логичности и доказательности рассуждений, что способствовало развитию чувства такта и обогащению способов родительского поведения во взаимодействии с ребенком.
Тренинговые упражнения. На тренинговых упражнениях я ставила такие задачи как:
- формирование навыков наблюдения за ребенком и
умение делать правильные выводы из этих
наблюдений;
- усвоение родителями уверенного и спокойного
стиля воспитания;
- воспитание привычки обращаться за помощью к
специалистам по поводу проблем воспитания.
Эффективность такого взаимодействия заключается в том, что родители на тренинговых упражнениях принимают непосредственное участие в решении каких-либо проблем.
Человеческая натура слишком сложна, чтобы можно было обойтись лишь рядом простых указаний, советов, рекомендаций по вопросу воспитания и поэтому каждое тренинговое упражнение это хорошая возможность для изучения родителей и установления позитивных отношений.
Для того чтобы осуществлялась обратная связь я строила взаимоотношения на основе сотрудничества и партнерства.
Эффективность такого просвещения – это непосредственное привлечение родителей к решению конкретных проблем.
Практические формы работы с родителями (круглый стол) ориентированы, прежде всего, на привлечение родителей к диалогу, совместному принятию решения относительно тех или иных форм взаимодействия (ребенок-родитель, педагог-родитель).
В сообщениях для родителей в форме бесед и дискуссий о том, как ребенок двух лет осваивает новую ситуацию. В этом возрасте ребенок имеет свой собственный опыт поведения, владеет некоторыми способами общения с окружающими, более или менее сознательно относится к своим потребностям, желаниям, у него существуют какие-то привычки, он обладает какими-то знаниями, умениями, но когда ребенок из семьи приходит в детский сад, то проходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с людьми.
При поступлении в детский сад у ребенка возникает противоречие между усиливающей тенденции к самостоятельности и новым требованиям групповой жизни. Противоречие углубляется тем, что ребенок вынужден оставаться вне семьи, среди незнакомых людей. Это порой вызывает дискомфорт, что ослабляет здоровье ребенка.
Такая форма, как индивидуальные консультации предполагает решение конкретных (частных и единичных) проблем, с которыми сталкивается семья в процессе адаптации. В индивидуальных беседах с родителями намечаются определенно-ориентированные действия по созданию оптимальных условий для личностного развития конкретного ребенка и сбережение его здоровья. Особое внимание уделяю тактике адекватного родительского реагирования на неудачи и успех ребенка, поиску конструктивного подхода к разрешению имеющихся у ребенка проблем. Обращение к родительским чувствам позволяет ослабить или полностью устранить психологический прессинг на ребенка со стороны взрослых, выработать адекватный стиль общения с ним.
Я использую заочные формы консультирования. И с полным основанием говорю, что они продуктивны, читаемы – это стендовые консультации. Это форма психологического просвещения эффективна за счет высокой информативности и одновременно лаконичности.
Стендовые консультации содержат ответы на наиболее часто встречающиеся запросы или вопросы, задаваемые родителями, так и специальные тематические рубрики, подготовленные по материалам педагогической печати “Дошкольное воспитание”, “Ребенок в детском саду”, “Школьный психолог” и т.д. На стенде есть информация об адресах и телефонных служб психологической помощи, телефона доверия.
Лекции, знакомство с будущими воспитателями, выставки, советы, рекомендации, индивидуальные консультации, практикумы, просмотр и обсуждение видеофильмов, с точки зрения психологического анализа поведения героев позволяют давать более полную информацию о периоде адаптации ребенка в детском саду.
В качестве наиболее информационного средства донесения психолого-педагогических сведений до адресата (родителей) в НШ-ДС № 106 есть печатный орган, представляющий собой газету “Елочка” и я публикую там статьи.
Такая работа предназначена для родителей детей раннего возраста, поступающих в ясельные группы детского сада, она рассчитана на 5 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 2 часа. Занятия проводятся в вечернее время. Группа родителей формируется на добровольной основе. Работа проводится в конце учебного года – апреле, мае. В рамках этой работы предполагаются тренинговые занятия.