Разработка урока по русскому языку. 7-й класс. Урок–практикум по теме "Наречие"

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Оборудование:

  • перфокарты,
  • разноуровневые карточки,
  • текст в виде солнышка,
  • оценочный лист (у каждого),
  • на доске кроссворд.

Ход урока

1. Организационный этап.

Ребята, не волнуйтесь, настройтесь на урок, слушайте меня внимательно, и всё получится. Нарисуйте, с каким настроением вы пришли на урок.(Оценочный лист. Приложение 1)

Сегодня на уроке мы будем закреплять правописание наречий.

II. Этап подготовки к активному усвоению знаний.

Чтобы не испортить себе настроение или не ухудшить его, мы немножко поиграем. На доске кроссворд. Если мы его разгадаем- получим ключевое слово. Заполните кроссворд, вписав в него наречия.

  1. проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающе;
  2. замуж, тягач, задач, могуч;
  3. прочь, страж, тягуч, льёшь;
  4. наследуешь, перережьте, заискивающе, невтерпёж;
  5. училищ, вскачь, толочь, помощь;
  6. молодёжь, забудешь, отрежьте, навзничь;
  7. настежь, передач, блестящ, бородач.

- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (о наречии)

- Вспомним, что называется наречием.

- Какую орфограмму мы отмечаем в данных словах? (ь в наречиях после шипящих)

- Оцените себя. (Оценочный лист)

- Кто на “4”? Кто на “5”?

В тетради запишем число, классная работа и тему “Наречие”

III. Этап проверки домашнего задания.

- Дома со словами какой части речи работали? (наречие). (Была дана каждому индивидуально – карточка. Приложение 2).

- Проведём самопроверку по перфокартам. (Приложение 3)

- Оцените себя. (Оценочный лист)

- А теперь разминка “Словесная дуэль” (Учащиеся в парах задают друг другу теоретические вопросы по теме “Наречие”)

- Взаимооценка. Кто на “4”? Кто на “5”?

IV. Этап всесторонней оценки знаний.

- Вы работали быстро, напряжённо, а теперь давайте отдохнём и включим воображение. Представьте себе такую картину. Посмотрите вокруг. Как тепло, ярко, ослепительно светит солнце, как быстро, стремительно, неудержимо растёт трава, как весело, неумолчно, радостно щебечут птицы.

- Вы слышите, сколько наречий я произнесла для того, чтобы описать изменения, происходящие в окружающем мире.

- Перед вами текст о самом невероятном и близком нам чуде - о солнце. (Текст у каждого на парте. Приложение 4)

- Прочитать текст.

- Доказать, что это текст.

- Определить тип текста.

- Может ли текст обойтись без наречий?

- Сейчас попробуйте побывать в роли писателя. Вставьте наречия. Объясните правописание.

- Прочтём ещё раз.

- Какие изменения произошли с появлением наречий? (стал выразительнее, ярче, красочнее).

- Посмотрим синтаксическую роль наречий в тексте. Чем обычно в предложении является наречие? Доказать.

- Ребята, кто желает продолжить текст или распространить предложения?

Итак, наречия можно прекрасно использовать в текстах разного типа речи. Они помогают нашу речь сделать выразительнее и красочнее.

- Ребята, какие орфограммы правописания наречий не прозвучали? Проверьте себя по учебнику.

- Мы поработали вместе, а теперь - самостоятельно.

1 гр. - идёт на компьютеры. (Группы работают по разным программам. Памятки – приложение 7)

2 гр. - по карточкам с самопроверкой. (Приложение 5- для сильных, ответы – приложение 5-1; приложение 6 – для слабых, ответы – приложение 6-1. Слабые учащиеся могут обратиться по желанию к словарю, который лежит на каждой парте.) - самопроверка

Потом меняемся. Оцениваем каждый вид paботы.

Кто на “4”? Кто на “5”?

V. Итог урока.

- Над какими орфограммами работали?

- Что удалось?

- В чём испытали трудности?

- С каким настроением уходите с урока – нарисовать. (Оценочный лист)

- Кто сегодня справился на “4”? “5”? А кому нужно ещё потренироваться, подработать?

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему “Зима” с использованием наречий.