Оборудование:
- перфокарты,
- разноуровневые карточки,
- текст в виде солнышка,
- оценочный лист (у каждого),
- на доске кроссворд.
Ход урока
1. Организационный этап.
Ребята, не волнуйтесь, настройтесь на урок, слушайте меня внимательно, и всё получится. Нарисуйте, с каким настроением вы пришли на урок.(Оценочный лист. Приложение 1)
Сегодня на уроке мы будем закреплять правописание наречий.
II. Этап подготовки к активному усвоению знаний.
Чтобы не испортить себе настроение или не ухудшить его, мы немножко поиграем. На доске кроссворд. Если мы его разгадаем- получим ключевое слово. Заполните кроссворд, вписав в него наречия.
- проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающе;
- замуж, тягач, задач, могуч;
- прочь, страж, тягуч, льёшь;
- наследуешь, перережьте, заискивающе, невтерпёж;
- училищ, вскачь, толочь, помощь;
- молодёжь, забудешь, отрежьте, навзничь;
- настежь, передач, блестящ, бородач.
- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (о наречии)
- Вспомним, что называется наречием.
- Какую орфограмму мы отмечаем в данных словах? (ь в наречиях после шипящих)
- Оцените себя. (Оценочный лист)
- Кто на “4”? Кто на “5”?
В тетради запишем число, классная работа и тему “Наречие”
III. Этап проверки домашнего задания.
- Дома со словами какой части речи работали? (наречие). (Была дана каждому индивидуально – карточка. Приложение 2).
- Проведём самопроверку по перфокартам. (Приложение 3)
- Оцените себя. (Оценочный лист)
- А теперь разминка “Словесная дуэль” (Учащиеся в парах задают друг другу теоретические вопросы по теме “Наречие”)
- Взаимооценка. Кто на “4”? Кто на “5”?
IV. Этап всесторонней оценки знаний.
- Вы работали быстро, напряжённо, а теперь давайте отдохнём и включим воображение. Представьте себе такую картину. Посмотрите вокруг. Как тепло, ярко, ослепительно светит солнце, как быстро, стремительно, неудержимо растёт трава, как весело, неумолчно, радостно щебечут птицы.
- Вы слышите, сколько наречий я произнесла для того, чтобы описать изменения, происходящие в окружающем мире.
- Перед вами текст о самом невероятном и близком нам чуде - о солнце. (Текст у каждого на парте. Приложение 4)
- Прочитать текст.
- Доказать, что это текст.
- Определить тип текста.
- Может ли текст обойтись без наречий?
- Сейчас попробуйте побывать в роли писателя. Вставьте наречия. Объясните правописание.
- Прочтём ещё раз.
- Какие изменения произошли с появлением наречий? (стал выразительнее, ярче, красочнее).
- Посмотрим синтаксическую роль наречий в тексте. Чем обычно в предложении является наречие? Доказать.
- Ребята, кто желает продолжить текст или распространить предложения?
Итак, наречия можно прекрасно использовать в текстах разного типа речи. Они помогают нашу речь сделать выразительнее и красочнее.
- Ребята, какие орфограммы правописания наречий не прозвучали? Проверьте себя по учебнику.
- Мы поработали вместе, а теперь - самостоятельно.
1 гр. - идёт на компьютеры. (Группы работают по разным программам. Памятки – приложение 7)
2 гр. - по карточкам с самопроверкой. (Приложение 5- для сильных, ответы – приложение 5-1; приложение 6 – для слабых, ответы – приложение 6-1. Слабые учащиеся могут обратиться по желанию к словарю, который лежит на каждой парте.) - самопроверка
Потом меняемся. Оцениваем каждый вид paботы.
Кто на “4”? Кто на “5”?
V. Итог урока.
- Над какими орфограммами работали?
- Что удалось?
- В чём испытали трудности?
- С каким настроением уходите с урока – нарисовать. (Оценочный лист)
- Кто сегодня справился на “4”? “5”? А кому нужно ещё потренироваться, подработать?
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему “Зима” с использованием наречий.