В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.” целевая направленность современной школы связывается с формированием ключевых компетентностей выпускника, с его функциональной грамотностью не только в освоении, но и в применении общеучебных ЗУНов. В педагогической практике сегодня утверждается значимость компетентностного подхода для становления свободной, инициативной, ответственной личности и успешной адаптации выпускников к жизни в обществе.
Анализ литературы дает следующую классификацию ключевых компетентностей:
- общеучебная компетентность – информированность учащихся об основных идеях, понятиях; сформированность основных умений и навыков, средств и способов познавательной деятельности и т.п.;
- социальная (общекультурная) компетентность – знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; готовность к взаимодействию по познавательным, деловым, личностным мотивам; здоровый образ жизни и культура поведения выпускника;
- методологическая (информационно-технологическая) компетентность – прием и преобразование информации; компьютерная грамотность; целеполагание и умение самостоятельно критически мыслить; навыки анализа и проектирования и т.п.
Анализ запросов детей показывает высокую потребность в получении практико-ориентированных знаний, умений, навыков и, в частности, умения овладения информацией.
Данный элективный курс нацелен на развитие методологической или информационно-технологической компетентности учащихся и рассчитан на учеников 9–11-х классов гуманитарного профиля из расчета 1 час в неделю (всего 34 часа). Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для учащихся. Курс способствует социализации личности через развитие информационной культуры, формирование социального взаимодействия; способов и опыта самореализации. На основе этого курса можно подготовить учащихся к успешному выполнению заданий части “С” в ЕГЭ по истории и обществознанию, а также к участию в различных конкурсах творческих и исследовательских работ. Базой для этого процесса является создание условий для усвоения навыков в области поиска и кодировки информации.
В процессе занятий предполагается работа учащихся с источниками разных типов (текст, статистическая информация, таблица, данные социологического опроса), поиск в них необходимой информации и ее преобразование через схему, таблицу, конспект, план, тезисы. Учащиеся познакомятся с правилами работы с библиотечным каталогом и с Интернет-ресурсами, научатся писать доклады и рефераты, создавать проекты и мультимедийные презентации.
Структура программы и организация учебного процесса построены таким образом, чтобы сначала познакомить ученика с различными информационными источниками (такими как, исторический документ, словарь, энциклопедия, научно-популярная литература, Интернет-источники) и сформировать навыки их анализа. Ребята научатся составлять план к тексту, находить в тексте ответы на поставленные вопросы; научатся анализировать таблицы, читать схемы, сравнивать графики. Второй раздел программы посвящен способам обработки и кодирования информации в виде плана, конспекта, тезисов, таблицы, схемы или графика.
В рамках третьего и четвертого разделов ребята научатся грамотно оформлять выписки из разных источников и сноски на них (документы архива, статья в сборнике, монография, Интернет-источник), составлять библиографический список к письменной работе.
В дальнейшем имеющиеся навыки помогут ученикам сделать сообщение и доклад на заданную тему на основе анализа информации из разных источников, написать эссе или исследовательскую работу, создать проект. Поскольку сегодня публичное выступление немыслимо без мультимедийной презентации, то совершенно необходимо научить выпускника правильно ее оформлять, что также предусмотрено рамками данного курса.
Использование преподавателем разнообразных форм организации учебного процесса (лекция, семинар, практикум, лабораторная работа, дискуссия, конференция, ролевая игра, презентация), привлечение межпредметных связей, организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся поможет формированию методологической компетентности выпускников школы ХХI века. Овладение информационно-технологической компетентностью придаст ему уверенность в себе и создаст условия для быстрой адаптации в меняющихся условиях современного мира.
Учебно-тематический план№ п/п | Тема |
Кол-во часов |
Работа с информационными источниками | 6 |
|
Преобразование информации | 6 |
|
Правила работы в библиотеке. Оформление сносок и библиографического списка | 3 |
|
Возможности компьютера при оформлении письменных работ. Работа в сети Интернет | 3 |
|
Реферат и другие творческие работы учащихся | 8 |
|
Проектная деятельность. Подготовка презентации | 8 |
|
Всего | 34 |
Введение.
Понятие компетентности. Цели и задачи курса.
Тема 1. Работа с информационными источниками (6 часов).
Понятие источника. Классификация исторических источников. Работа с историческими источниками. Навыки анализа документа. Определение основной мысли текста. Выявление основных понятий, фактов, имен, дат. Определение жанра исторического источника, вида документа, времени его создания. Разбор текста с целью конкретизации описываемого явления. Анализ аргументации автора. Ответы на вопросы по тексту. Постановка собственных вопросов к тексту. Сопоставление содержания текста с имеющимися у учащихся знаниями, а также с другими источниками.
Анализ таблиц, статистических данных и диаграмм (примеры заданий ко всем разделам программы см. в Приложении 1).
Литература:
1. История: Сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл.: пособие для учителя / Л.Н. Алексашкина, Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
2. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
3. Материалы для подготовки и проведения экзамена: История: 9 кл. / Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина, В.С. Грибов и др.; М-во образования РФ - М.: Просвещение, 2002.
4. Мельников А. А. Возможности управления качеством обучения на примере овладения методами работы с письменными историческими источниками https://his.1sept.ru/articlef.php?ID=200500610.
5. Надельштехель М. В. “Из истории Киевской и Московской Руси”. Обучающие и контрольные задания для школьников / “История” (приложение к газете “Первое сентября”). - 1999. - № 34.
6. Уткина Э. В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С) – М.: Айрис-пресс, 2006
7. Фадеева Д. А. Контрольные работы по истории: 5–9 кл.: пособие для учителя / Д.А. Фадеева, В.В. Тороп, С.В. Бондарь. – М.: Просвещение, 2007.
8. Хрестоматия по истории России: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Орлова и др. М.: ТК Велби; Проспект, 2005
9. Хрестоматия по истории СССР. 1861–1917. Под ред. В. Г. Тюкавкина. М., 1990.
10. Хрестоматия по новейшей истории России, 1917–2004: в 2 ч. / Под ред. А.Ф. Киселева. М.: Дрофа, 2005
Тема 2. Преобразование информации (6 часов).
Выделение основной мысли текста. Анализ источника. Обобщение и систематизация материала. Простой и сложный план. Оформление плана. Составление тезисов. Подбор фактов из текста, подтверждающих или раскрывающих пункты плана. Конспектирование.
Способы моделирования. Таблицы. Опорные конспекты. Схемы (карты). Мнемокарта, карта причинно-следственных связей.
Литература:
1. Демьянюк И.Ю. Работа с биографическими материалами на уроках истории / Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. - №8.
2. Долгоруков А.М. Методология эффективного действия, рабочая тетрадь: Национальный институт “Высшая школа управления”, Москва, 2007.
3. Никитина Е.И. Русская речь. Пробное учебное пособие по развитию связной речи. Москва. Просвещение. 1987.
4. Развивайте дар слова: Факультатив. курс “Теория и практика сочинений разных жанров (VII-VIII кл.)”: Пособие для учащихся / Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, Г. . Богданова, С.А. Никольская. Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986.
5. Фищев А. В. Создание опорных конспектов и работа с ними http://som.fio.ru/Resources/Drachlerab/2003/02/%CE%CA.htm.
Тема 3. Правила работы в библиотеке. Оформление сносок и библиографического списка (3 часа).
Подбор источников и литературы по теме. Работа с аннотацией. Основы библиотечно-библиографической классификации. Понятие алфавитного и систематического каталога. Правила оформления сносок и библиографического списка.
Литература:
1. Библиотечно-библиографическая классификация: Таблицы для детских и школьных библиотек. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Либерия, 1998.
2. Краткий справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под ред. Г.И. Поздняковой. – СПб: Профессия, 2001.
3. Развивайте дар слова: Факультатив. курс “Теория и практика сочинений разных жанров (VII–VIII кл.)”: Пособие для учащихся / Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская. Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986.
Тема 4. Возможности компьютера при оформлении письменных работ. Работа в сети Интернет (3 часа).
Текстовый процессор Microsoft Word. Операции с документами. Работа с текстом. Форматирование текста и оформление страниц. Вставка таблиц, графических объектов и объектов WordАrt.
Основы работы в сети Интернет. Адресация в Интернете. Поиск в Интернете. Электронные издания и ресурсы.
Литература:
1. Грушанская Т.В. Пользователь персонального компьютера. Теоретическая часть, примеры и задания. Методическое пособие. Издание пятое. Иваново, 2007.
2. Леонтьев В П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. 2002.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
3. Никитенко С. Обыкновенная History. Интернет для преподавателей истории / ИКТ в образовании. - 2008. – № 23-24.
Тема 5. Реферат и другие творческие работы учащихся (8 часов).
Понятие эссе. Основные приемы написания эссе. Работа над эссе по обществознанию.
Доклад как устное выступление. Требования к оформлению рукописей. Подготовка доклада на заданную тему. Составление плана и тезисов доклада. Выступление с докладом. Правила подготовки устного выступления. Критерии оценки доклада.
Реферат, как исследовательская работа. Выбор темы реферата. Требования к написанию реферата. Оформление реферата. Составление рецензии на реферат по плану. Написание отзыва на реферат.
Литература:
1. Зимин Ю. Cочинение-эссе по обществознанию: первый опыт / История и обществознание для школьников. - 2003.- № 3.
2. Киприянова Е.В. Как научиться писать эссе по обществознанию на “отлично”? / Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. - № 9.
3. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. Контрольно-измерительные материалы. М.; “Экзамен”, 2005.
4. Никитина Е.И. Русская речь. Пробное учебное пособие по развитию связной речи. Москва. Просвещение. 1987.
5. Развивайте дар слова: Факультатив. курс “Теория и практика сочинений разных жанров (VII-VIII кл.)”: Пособие для учащихся / Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская. Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986.
6. Цитович Т.Г. Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания / Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. - №7.
Тема 6. Проектная деятельность. Подготовка презентации (8 часов).
К истории метода проектов. Понятие метода проекта. Цели и особенности проектного обучения. Этапы работы методом проекта. Классификация проектов. Оценка проекта.
Правила оформления презентации.
Литература:
1. Грушанская Т.В. Пользователь персонального компьютера. Часть 2. Методическое пособие. - Иваново, Центр информатизации и оценки качества образования, 2005
2. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
3. Гузеев В. В. “Метод проектов” как частный случай интерактивной технологии обучения / Директор школы. – 1995. - № 6.
4. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся / Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №9.
5. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Завуч. – 2003. - №8.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.
8. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995.
9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004
9. Кропанева Г.А. Технология метода проектов при обучении истории https://his.1sept.ru/2001/11/4.htm.
10. ШевченкоН.И. Технологии обучения истории в старшей школе http://som.fio.ru/item.asp?id=10002035.