Материалы для элективного курса "Тайны формакологии"

Разделы: Химия


Сегодня одним из направлений модернизации Российского образования является развитие профильной школы. Но в связи с демографической ситуацией (уменьшение количества детей) во многих школах, особенно в небольших городах, функционирует только по одному 10 и 11 универсальному классу. Таким образом, реализовать индивидуальные образовательные траектории учащихся можно лишь через элективные курсы и систему дистанционного образования. Предлагаемый материал был использован мною для создания дистанционного элективного курса в рамках локальной городской сети.

1. Название дистанционного элективного курса - “Тайны фармакологии”.

2. Пояснительная записка.

Программа элективного курса “Тайны фармакологии” предназначена для учащихся 10–11-х классов.

Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с наукой фармакологией и её ролью в современном мире. Рассматривая особенности истории возникновения науки, знакомясь с учёными, сделавшими большой вклад в её развитие, с открытиями в этой области, учащиеся получают первоначальные знания по фармакологии. Курс представляется особенно актуальным, так как не только расширяет кругозор учащихся, но и даёт необходимые в жизни знания по использованию лекарственных свойств веществ. Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как универсальный курс, который может быть предложен слушателям разных профилей. При этом в одном случае, его содержание может максимально способствовать реализации углублённого содержания выбранных в соответствии с профилем предметов, в другом, что не менее важно, нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности. Кроме того, в содержание курса включён раздел посвящённый профессиям фармацевта и провизора, что поможет учащимся получить представление о востребованности этих профессий в современном мире, их значении, путях получения профессионального образования.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся.

3. Участники курса: учащиеся 10–11-х классов

4. Требования к участникам курса: учащиеся, интересующиеся естественными науками и те, кто хочет расширить свой кругозор

5. Количество часов – 8.

6. Цели курса:

  • ознакомление учащихся с наукой фармакологией;
  • расширение кругозора учащихся;
  • повышение и реализация интереса к естественнонаучному образованию и к химии в частности;
  • накопление ресурсов: теоретических знаний и практических умений, для проведения самостоятельных исследований, создания творческих работ;
  • помощь в профессиональном самоопределении.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с истоками возникновения науки, учёными, внёсшими огромный вклад в формирование науки, с важнейшими открытиями в этой области;
  • доказать важность науки для жизнедеятельности человеческого общества;
  • способствовать развитию информационной, организационной компетентности;
  • стимулировать практическую деятельность по изучению лекарственных веществ; совершенствовать навык проведения химического эксперимента
  • дать представление о профессиях, связанных с наукой фармакологией о способах получения соответствующего образования.

7. Ожидаемый результат курса.

Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся получить представление о науке фармакологии, её значении для человеческого общества

Курс позволяет школьникам познакомиться с биографиями учёных, которые внесли неоценимый вклад в развитие фармакологии, об открытиях лекарственных химических веществ, победивших многие болезни.

Усвоенные на основе данного курса знания должны стать основой для последующего профессионального обучения выпускников школ в учреждениях высшего профессионального образования естественно - научной направленности. Данный курс должен помочь школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.

8. Технология обучения.

Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса, направленного на формирование самостоятельности и творческого подхода к решению образовательных задач. Стремясь отойти от информационного подхода, основные методические принципы связаны с формами организации деятельности, в которую будут погружаться учащиеся.

Важнейшим принципом методики изучения курса является постановка вопросов и заданий, позволяющих учителю и учащемуся проверить уровень усвоения основных дидактических единиц и степень сформированности умений. Это различные виды тестовых, практических заданий и заданий поискового, творческого характера.

9. Средства обучения.

Компьютер, Интернет, литература

10. Инструментарий для оценивания результатов.

Предполагается текущий и итоговый контроль.

Текущий контроль:

№ пп.

Названия разделов и тем

Форма контроля

1.

Исторические предпосылки возникновения науки фармакологии Схематизация изученного материала.

Иллюстрирование изученного материала.

2.

Учёные Реферативное сообщение об учёном. Презентация

3.

Самые простые из лекарств Реферативное сообщение о химическом веществе, применяемом в быту, в народной медицине для лечения.

4.

Опыты с лекарствами Отчёт о практической работе

5.

История открытия некоторых лекарств Реферативное сообщение об открытии лекарственного препарата. ТЕСТ

6.

Профессии Эссе на выбранную тему

Итоговый контроль суммирует оценки по текущему контролю и оценку за создание итоговой презентации, включающей самостоятельно собранные материалы по изученному курсу.

11. Учебно-тематический план курса.

№ пп.

Названия разделов и тем

Количество часов

Форма занятий

Форма контроля

Всего

Теоретич.

Практич.

1. Исторические предпосылки возникновения науки фармакологии

1

1

 

Лекция

Схематизация изученного материала. Иллюстрирование изученного материала.
2. Учёные

1

1

 

Лекция

Реферативное сообщение об учёном.
3. Самые простые из лекарств

2

 

2

  Реферативное сообщение о химическом веществе, применяемом в быту, в народной медицине для лечения.
4. Опыты с лекарствами

1

 

1

Лекция

Практическая работа

Отчёт о практической работе
5. История открытия некоторых лекарств

2

2

 

Лекция

Реферативное сообщение об открытии лекарственного препарата. ТЕСТ
6. Профессии

1

1

 

Лекция

Эссе на выбранную тему
Итого:

8

5

3

   

12. Содержание изучаемого курса.

Содержание отдельных этапов курса.

Тема 1. Введение. Предмет, цели и задачи курса. Исторические предпосылки возникновения науки фармакологии (1 час).

Введение.

Лекция “Исторические предпосылки возникновения науки фармакологии”. Приложение 1

Задание учащимся. Составить по предложенной лекции опорный конспект. Подобрать иллюстрации к данной лекции, пользуясь различными источниками.

Тема 2. Учёные (1 час)

Лекция “Великий Парацельс”, “Судьба аптекаря Шееле”. Приложение 2

Задание учащимся. Найти материал и составить реферативное сообщение об учёном, внёсшем вклад в развитие науки фармакологии.

Тема 3. Самые простые из лекарств (2 часа)

Лекция с презентацией о самых простых веществах, используемых в медицинских целях. “Странная борная кислота”, “Пищевая сода” Приложение 3.

Задание учащимся. Рассмотреть содержимое домашней аптечки и сделать презентацию о каком – нибудь, из содержащихся в ней, лекарственном препарате.

Тема 4. Опыты с лекарствами (1 час)

Практическая работа с пояснениями. Выполняется дома учащимися самостоятельно по предложенной инструкции. Приложение 4

Задание учащимся. Составить отчёт о проделанной работе.

Тема 5. История открытия некоторых лекарств (2 часа)

Лекция. “Открытие пенициллина”. Приложение 5

Задание учащимся. Найти материал об открытие нового лекарственного препарата. Представить в виде реферативного сообщения, подобрать иллюстрации.

Тема 6. Профессии (1 час)

Лекция. “Профессии фармацевт, провизор”. Приложение 6. Приложение 7

Материал об учебных заведениях, готовящих специалистов данной области.

Задание учащимся. Написать эссе на тему “Моя будущая профессия”, “Нужны ли знания по фармакологии в жизни?”

13. Итоговая работа.

Итоговый контроль. Презентация “Что мне дал этот курс?”

Курс дистанционный и предполагает обсуждение работ учащихся на форуме и обмен интересными данными и презентациями учащихся между собой.