Сегодня одним из направлений модернизации Российского образования является развитие профильной школы. Но в связи с демографической ситуацией (уменьшение количества детей) во многих школах, особенно в небольших городах, функционирует только по одному 10 и 11 универсальному классу. Таким образом, реализовать индивидуальные образовательные траектории учащихся можно лишь через элективные курсы и систему дистанционного образования. Предлагаемый материал был использован мною для создания дистанционного элективного курса в рамках локальной городской сети.
1. Название дистанционного элективного курса - “Тайны фармакологии”.
2. Пояснительная записка.
Программа элективного курса “Тайны фармакологии” предназначена для учащихся 10–11-х классов.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с наукой фармакологией и её ролью в современном мире. Рассматривая особенности истории возникновения науки, знакомясь с учёными, сделавшими большой вклад в её развитие, с открытиями в этой области, учащиеся получают первоначальные знания по фармакологии. Курс представляется особенно актуальным, так как не только расширяет кругозор учащихся, но и даёт необходимые в жизни знания по использованию лекарственных свойств веществ. Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как универсальный курс, который может быть предложен слушателям разных профилей. При этом в одном случае, его содержание может максимально способствовать реализации углублённого содержания выбранных в соответствии с профилем предметов, в другом, что не менее важно, нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности. Кроме того, в содержание курса включён раздел посвящённый профессиям фармацевта и провизора, что поможет учащимся получить представление о востребованности этих профессий в современном мире, их значении, путях получения профессионального образования.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся.
3. Участники курса: учащиеся 10–11-х классов
4. Требования к участникам курса: учащиеся, интересующиеся естественными науками и те, кто хочет расширить свой кругозор
5. Количество часов – 8.
6. Цели курса:
- ознакомление учащихся с наукой фармакологией;
- расширение кругозора учащихся;
- повышение и реализация интереса к естественнонаучному образованию и к химии в частности;
- накопление ресурсов: теоретических знаний и практических умений, для проведения самостоятельных исследований, создания творческих работ;
- помощь в профессиональном самоопределении.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с истоками возникновения науки, учёными, внёсшими огромный вклад в формирование науки, с важнейшими открытиями в этой области;
- доказать важность науки для жизнедеятельности человеческого общества;
- способствовать развитию информационной, организационной компетентности;
- стимулировать практическую деятельность по изучению лекарственных веществ; совершенствовать навык проведения химического эксперимента
- дать представление о профессиях, связанных с наукой фармакологией о способах получения соответствующего образования.
7. Ожидаемый результат курса.
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся получить представление о науке фармакологии, её значении для человеческого общества
Курс позволяет школьникам познакомиться с биографиями учёных, которые внесли неоценимый вклад в развитие фармакологии, об открытиях лекарственных химических веществ, победивших многие болезни.
Усвоенные на основе данного курса знания должны стать основой для последующего профессионального обучения выпускников школ в учреждениях высшего профессионального образования естественно - научной направленности. Данный курс должен помочь школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.
8. Технология обучения.
Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса, направленного на формирование самостоятельности и творческого подхода к решению образовательных задач. Стремясь отойти от информационного подхода, основные методические принципы связаны с формами организации деятельности, в которую будут погружаться учащиеся.
Важнейшим принципом методики изучения курса является постановка вопросов и заданий, позволяющих учителю и учащемуся проверить уровень усвоения основных дидактических единиц и степень сформированности умений. Это различные виды тестовых, практических заданий и заданий поискового, творческого характера.
9. Средства обучения.
Компьютер, Интернет, литература
10. Инструментарий для оценивания результатов.
Предполагается текущий и итоговый контроль.
Текущий контроль:
№ пп. |
Названия разделов и тем |
Форма контроля |
1. |
Исторические предпосылки возникновения науки фармакологии | Схематизация изученного
материала. Иллюстрирование изученного материала. |
2. |
Учёные | Реферативное сообщение об учёном. Презентация |
3. |
Самые простые из лекарств | Реферативное сообщение о химическом веществе, применяемом в быту, в народной медицине для лечения. |
4. |
Опыты с лекарствами | Отчёт о практической работе |
5. |
История открытия некоторых лекарств | Реферативное сообщение об открытии лекарственного препарата. ТЕСТ |
6. |
Профессии | Эссе на выбранную тему |
Итоговый контроль суммирует оценки по текущему контролю и оценку за создание итоговой презентации, включающей самостоятельно собранные материалы по изученному курсу.
11. Учебно-тематический план курса.
№ пп. |
Названия разделов и тем |
Количество часов |
Форма занятий |
Форма контроля |
||
Всего |
Теоретич. |
Практич. |
||||
1. | Исторические предпосылки возникновения науки фармакологии | 1 |
1 |
Лекция |
Схематизация изученного материала. Иллюстрирование изученного материала. | |
2. | Учёные | 1 |
1 |
Лекция |
Реферативное сообщение об учёном. | |
3. | Самые простые из лекарств | 2 |
2 |
Реферативное сообщение о химическом веществе, применяемом в быту, в народной медицине для лечения. | ||
4. | Опыты с лекарствами | 1 |
1 |
Лекция Практическая работа |
Отчёт о практической работе | |
5. | История открытия некоторых лекарств | 2 |
2 |
Лекция |
Реферативное сообщение об открытии лекарственного препарата. ТЕСТ | |
6. | Профессии | 1 |
1 |
Лекция |
Эссе на выбранную тему | |
Итого: | 8 |
5 |
3 |
12. Содержание изучаемого курса.
Содержание отдельных этапов курса.
Тема 1. Введение. Предмет, цели и задачи курса. Исторические предпосылки возникновения науки фармакологии (1 час).
Введение.
Лекция “Исторические предпосылки возникновения науки фармакологии”. Приложение 1
Задание учащимся. Составить по предложенной лекции опорный конспект. Подобрать иллюстрации к данной лекции, пользуясь различными источниками.
Тема 2. Учёные (1 час)
Лекция “Великий Парацельс”, “Судьба аптекаря Шееле”. Приложение 2
Задание учащимся. Найти материал и составить реферативное сообщение об учёном, внёсшем вклад в развитие науки фармакологии.
Тема 3. Самые простые из лекарств (2 часа)
Лекция с презентацией о самых простых веществах, используемых в медицинских целях. “Странная борная кислота”, “Пищевая сода” Приложение 3.
Задание учащимся. Рассмотреть содержимое домашней аптечки и сделать презентацию о каком – нибудь, из содержащихся в ней, лекарственном препарате.
Тема 4. Опыты с лекарствами (1 час)
Практическая работа с пояснениями. Выполняется дома учащимися самостоятельно по предложенной инструкции. Приложение 4
Задание учащимся. Составить отчёт о проделанной работе.
Тема 5. История открытия некоторых лекарств (2 часа)
Лекция. “Открытие пенициллина”. Приложение 5
Задание учащимся. Найти материал об открытие нового лекарственного препарата. Представить в виде реферативного сообщения, подобрать иллюстрации.
Тема 6. Профессии (1 час)
Лекция. “Профессии фармацевт, провизор”. Приложение 6. Приложение 7
Материал об учебных заведениях, готовящих специалистов данной области.
Задание учащимся. Написать эссе на тему “Моя будущая профессия”, “Нужны ли знания по фармакологии в жизни?”
13. Итоговая работа.
Итоговый контроль. Презентация “Что мне дал этот курс?”
Курс дистанционный и предполагает обсуждение работ учащихся на форуме и обмен интересными данными и презентациями учащихся между собой.