Пояснительная записка.
Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения подростков. Им впервые в жизни предстоит совершить серьёзный выбор, от которого будет зависеть дальнейшая судьба и путь к успеху. У подростков на первое место выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного профессионального. В рамках предпрофильного обучения предполагается, что к возрасту 14-15 лет учащийся готов самостоятельно либо при помощи ближайшего окружения оценить свои способности и интересы, осуществить некоторый профессиональный предварительный выбор, спрогнозировать последствия своих решений и затем заняться планомерной деятельностью в соответствии с поставленными образовательными целями. При этом психолог рассматривается как ближайшее окружение подростка и зная психологию этого возраста, психолог должен стать социальным партнёром. От которого учащийся ждёт не готовых решений и советов, а откровенного разговора о волнующих проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Данный курс даёт возможность учащимся старших классов актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения, повышать самооценку, совершенствовать навыки самопрезентации, спланировать профессиональный путь.
Цель курса: формирование и развитие личностных и социальных навыков, навыков самопознания и саморазвития.
Задачи курса:
- Построение адекватной Я-концепции;
- Развитие навыков саморегуляции;
- Развитие критического мышления;
- Развитие навыков принятия обоснованных решений;
- Приобретение опыта выхода из различных ситуаций;
- Формирование навыков преодоления стресса;
- Развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия.
Методы: мозговой штурм, ролевое моделирование, дискуссия, беседа, психогимнастика, элементы арттерапии, рефлексия, диагностика, тренинг по практическим навыкам принятия решения и бесконфликтного общения. Психологу следует учитывать трудности, возникающие у подростка в процессе самоопределения:
- Недостаточное знание самого себя, заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний,
- Социальная незрелость, отсутствие высших жизненных ценностей,
- Несформированность навыков принятия решения,
- Неуверенность в своих силах, тревожность,
- Несформированность волевой, коммуникативной и мотивационной сферы.
Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками эффективного общения.
Программа рассчитана на 12 занятий по 2 часа в неделю.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Содержание |
1 | Знакомство. Правила. | Создание комфортной, доверительной, безопасной обстановки. Принятие правил. |
2 | Я-концепция | Формирование адекватной Я – концепции, осознание своей уникальности и неповторимости. |
3 | Чувства | Осознание необходимости анализа собственных чувств и способов их регуляции. |
4 | Стресс | Стресс, его природа. Способы и возможности преодоления стресса. |
5 | Межличностное взаимопонимание. | Формирование и развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопонимания. |
6 | Общение | Формирование и развитие навыков эффективного и конструктивного общения со взрослыми и сверстниками. |
7 | Конфликты | Конфликты и их природа, нахождение в конфликте, выход из него, конструктивное разрешение конфликтов. |
8 | Принятие решений | Формирование и развитие навыков принятия решений, ответственность за себя и свои поступки. Алгоритм принятия решений. |
9 | Уверенность | Уверенное и неуверенное поведение, приобретение опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях. |
10 | Темперамент | Понятие о темпераменте, как об основе психики человека. Характеристика типов темперамента. |
11 | Характер | Психология характера. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. |
12 | Заключительный урок | Подведение итогов. Обратная связь. |
Литература
- Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей» Саратов, 2005.
- Анн Л. «Психологический тренинг с подростками» Питер, 2007.
- Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников» Питер, 2007.
- Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» Москва, 2004.
- Ефимова Н. «Психология взаимопонимания» Питер, 2004.
- Зайцев Г. «Регуляция психики» Санкт-Петербург, 2003.
- Потёмкина О. «Тесты для подростков» Москва, 2005.
- Рязанова Д. «Тренинг с подростками» Москва, 2003.
- Федоренко Л. «Психопрофилактика эмоционального напряжения» Санкт-Петербург, 2003.
- Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Москва, 1998.
- Хухлаева О. «Тропинка к своему Я» Москва, 2005.
Урок 1.
Тема: Знакомство. Правила.
Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы психологического тренинга, освоение приёмов активного стиля общения.
Упражнение «Знакомство»
По уже сложившейся традиции тренинговых групп каждый из вас сейчас сделает себе визитку, при этом вы вправе взять себе любое имя. Вам предоставляется полная свобода выбора, вам даётся время для оформления визиток и подготовки к знакомству.
Психолог даёт задания:
- Представиться каждому участнику,
- Рассказать о своём имени,
- Ответить на вопрос «Как ты сейчас себя чувствуешь?»
Психолог представляет программу и правила работы в группе. Проводится обсуждение и принятие с участниками правил работы в группе.
Правила работы в группе:
- Один говорит, все молчат.
- Каждый говорит от своего имени, о себе, о своём мнении, о своих мыслях и чувствах ( здесь и сейчас).
- Конфиденциальность.
- Безоценочность.
- Активное участие.
- Искренность в общении.
Правила принимаются по результатам голосования, после чего записываются на ватмане.
Анкета.
Участникам предлагается ответить письменно на вопросы:
- Что я знаю о себе?
- что я хочу узнать о себе?
- Мои ожидания от данного курса?
Данные анкеты используются психологом для достижения содержательности уроков.
Упражнение «Хлопки»
Все кладут руки на колени рядом сидящих, хлопки выполняются по очереди каждой ладошкой. Если очерёдность ладошек нарушается, участник выбывает из круга.
Ритуал прощания.
Остальные уроки курса:
- Урок 2 – Приложение 1.
- Урок 3 – Приложение 2.
- Урок 4 – Приложение 3.
- Урок 5 – Приложение 4.
- Урок 6 – Приложение 5.
- Урок 7 – Приложение 6.
- Урок 8 – Приложение 7.
- Урок 9 – Приложение 8.
- Урок 10 – Приложение 9.
- Урок 11 – Приложение 10.
- Урок 12 – Приложение 11.