Цели:
- Обсудить с учащимися (4 кл.) проблемы физического развития и нравственного воспитания человека.
- Развивать у ребят способность к размышлению, умению делать выводы.
- Воспитывать у учащихся чувства любви, доброты, стремление к здоровьесбережению и правильному образу жизни.
- Формировать желание делать в жизни хорошее, дарить радость людям, задумываться над своими поступками.
Оборудование: ИКТ, «Ступеньки нравственности»-схема, плакат «Цветик-семицветик», толковый словарь (слово-«здоровье»), магнитофон с диском ритмичной музыки, для оформления доски – рисунки, иллюстрации на тему физического развития и нравственного воспитания, карточка «АЭРОБИКА», витамины, закладки с высказываниями и правилами, рецепты национальной и здоровой кухни, шары с пожеланиями, «Распорядок дня».
План мероприятия:
- Вводная часть – вступление,тема. (2 мин)
- Основная часть (20 мин):
– О необходимости физического развития (7 мин)
– Спортивная разминка (3 мин)
– О необходимости нравственного воспитания (10 мин) - Заключительная часть. Выводы. Рефлексия. Пожелания. Подарки. (3 мин)
Ход занятия
1. Вводная часть.
(Звучит спокойная мелодия)
У.: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мне выпала большая честь провести у Вас классный час.
Здоровье и душа не разделимы.
Не плюнешь, не махнёшь рукой на них
И промахи порой не поправимы –
В здоровом теле лишь здоровый дух
(На экране появляется тема)
У.: Давайте прочитаем тему классного часа.
Дважды повторилось слово «здоровье». А что такое здоровье?
(Слушаем высказывания детей, а затем читаем определение в толковом словаре,например, в учебном словаре русского языка В.В.Репкина для 2-7 классов по Программе развивающего обучения,- Изд. ПЕЛЕНГ, Томск, 1994, с.119 –
«ЗДОРОВЬЕ –
- Нормальная деятельность организма,отсутствие болезни.
- То или иное состояние организма.»)
У.: Значит, «в нормальном теле – нормальный дух»?
Д.: Да.
У.: Давайте попробуем к концу занятия ответить на поставленный вопрос – «Не в этом ли смысл жизни?»
2.Основная часть.
а) О необходимости физического развития.
У.: А как сделать нормальным т.е. здоровым тело?
Д.: Надо заниматься спортом и т.д.
У.: А режим дня надо выполнять? Почему?
Д.: Надо, чтобы всё делать вовремя,чтобы не болеть и т.д.
У.: Я со своими учениками хочу подарить Вам примерный распорядок дня. Может быть он Вам поможет. (Прилож.1)
– А режим питания нужно выполнять? Для чего?
Д.: Да, чтобы правильным был обмен веществ, чтобы был аппетит и т.д.
У.: Мы с ребятами приготовили ещё один подарок – «Рецепты национальной и здоровой пищи». На своих уроках здоровья мы говорим об особенностях национальных блюд т.к. в классе учатся дети разных национальностей и проводим «вкусные» уроки. (Прилож.2)
У.: Кто-то из мудрых людей сказал: «Продолжительность жизни измеряется годами,а качество этой жизни-здоровьем».
(На экране – портрет Р.Гамзатова и его высказывание. Читаем).
«...Знает лишь мудрость порой одна
Какая всем нашим мечтам цена:
Всё дело в здоровье. Его, друзья,
Ни славой, ни златом купить нельзя!»
– Есть пословицы о здоровье. На экране – начало пословицы. Ваша задача досказать её.
Движенье – ... | ... жизнь. |
Быстрого и ловкого ... | ... болезнь не догонит. |
Здоров будешь ... | ... всё добудешь. |
Нездоровому всё ... | ... немило. |
(Показ портрета Арнольда Шварценеггера и прочитывание его высказывания: «Здоровый человек – это человек, не страдающий избыточным весом, соблюдающий режим питания, имеющий хорошую сердечно-сосудистую и дыхательную системы, крепкие и эластичные мышцы, умеющий контролировать себя в стрессовых ситуациях и не злоупотребляющий наркотиками, табаком и алкоголем».
У.: А зарядку утром вы делаете? (Высказывания детей)
– Кто знает, что такое АЭРОБИКА?(Высказывания детей)
– Давайте прочитаем (на экране):
АЭРОБИКА-оздоровительная ритмическая гимнастика, выполняемая под музыку в быстром темпе.
б) Спортивная разминка.
(Звучит музыка. Дети за мной повторяют движения. Я произношу слова с движениями:
Упрусь в землю ногами,
Потянусь к небу руками,
Воздуха чистого вдохну,
И мысленно болезни отгоню. )
Обобщение.
У.: Чтобы здоровым было тело, что необходимо?
(в ходе высказывания детьми, на экране появляется запись у первой части темы урока:)
У.: А согласитесь ли вы с моим выводом, что физическое здоровье даёт радость жизни, желание делать добро?(Высказывания детей).
в) О необходимости нравственного воспитания
У.: А что значит быть «здоровым духом»?
(Дети высказываются и у второй части темы урока на экране появляется запись:)
У.: А кому это надо – быть нравственным?
Д.: Нам и всем людям.
У.: Для чего?
Д.: Чтобы жилось лучше, чтобы люди друг к другу лучше относились и т.д.
(На экране портрет Магнитогорской поэтессы Людмилы Татьяничевой и её высказывание. Читаем:
«Делать людям хорошо – хорошеть самому».
Затем-другие портреты и высказывания:
- В IV веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.»
- (Л.Н.Толстой) «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
- (Жан Жак Руссо) «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».)
У.: Только ли к людям по доброму надо относиться?
Д.: Надо любить всё живое на свете.
Работа по плакату «Ступеньки нравственности».
У.: Чтобы стать высоконравственным человеком надо пройти три ступеньки нравственности.
- Первая ступенька- познание, когда маленький ребёнок познаёт, а что хорошо и плохо.
- Вторая ступенька – отношение, когда мы можем любому поступку дать свою оценку, высказать своё отношение.
- Третья – поведение, когда человек в любой ситуации может найти правильный выход, выйти из положения, но при этом с пользой для других , возможно совершить героический поступок.
– Легко ли «попасть» на третью ступень?
Д.: Высоконравственным человеком стать нелегко.
У.: Сейчас послушайте произведение Р.Гамзатова «Стихи о рыжей дворняге» и выскажите своё мнение об услышанном.
(Я читаю стихотворение,звучит музыка, на экране – изображение собаки. После прослушанного дети высказывают своё отношение).
У.: На какой ступеньке нравственности находился старик? Почему?
Д.: На второй ступени,т.к. он понимал, что поступает плохо. Он рассуждает по поводу того, что поступает плохо, но ничего так и не меняет.
У.: Как вы думаете, будет ли мучить совесть старика?
Д.: Да. Он будет жалеть о том, что бросил собаку.
Заключительная часть.
У.: Значит его душа будет болеть?
Д.: Да.
У.: А если душа будет болеть, сможет ли он найти телесный покой?
Д.: Нет. Он будет мучаться. Может даже заболеть.
У.: Значит справедливо высказывание – «В здоровом теле – здоровый дух»?
Д.: Да.
У.: Так можно ли считать, что сбережение телесного и душевного здоровья может быть смыслом жизни человека?
Д.: Да, можно.
У. :(Р. Гамзатов)
«В народе говорят, что человек,
Когда он что–то доброе свершает,
То свой земной, свой человечий век
Не менее чем на год продлевает.
А по тому, чтоб жизнь не подвела
И чтоб прожить вам более столетия,
Шагайте, дети, избегая зла,
И помните, что добрые дела –
Вернейшая дорога к долголетию!»
Выводы:
У: Ребята, Вам понравилась наша с вами встреча?
Чем? Какие выводы вы сделали для себя? Какие поступки вы хотели бы делать?
(Звучат высказывания учеников).
Рефлексия:
У: Ребята, если вам понравилось занятие и вы чему-то сегодня научились, поднимите руку.
Задание.
У.: Давайте сейчас закроем глаза и мысленно от всей души пожелаем, кому вы хотите, – здоровья, добра, любви и счастья.
– А на лепестках «цветика-семицветика» вы можете написать пожелания своей школе, учителям, одноклассникам.
Подарки и пожелания.
(На экране слайды природы)
У.: Я желаю Вам, ребята и уважаемые взрослые, чаще соприкасаться с прекрасным. Сберечь своё здоровье вам поможет и наша уникальная уральская природа: целебные травы, лечебный воздух сосновых лесов, родниковая вода и мн.др.
– Позвольте мне подарить вам витамины, закладки с высказываниями о здоровье и нравственности, и эти шары с пожеланиями от меня и моих учеников.