Цели:
- создать условия для понимания того, что культура и духовный климат во второй половине 60-х - начале 80-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции;
- уяснить, что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив;
- уяснить, каково было состояние литературы и искусства в 60-х-80-х гг., а также суть диссидентского движения;
- воспитания эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры, расширение культурного кругозора учащихся.
Предварительная работа – опережающие задания по творческим группам
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Раздаточный и дидактический материал.
- Презентация (Приложение).
Понятия: диссидент, правозащитник, «деревенщики», критический реализм, «экология культуры», интеллектуальное (авторское) кино, авторская песня, художники - неформалы, московский концептуализм, соц-арт
Ход урока (презентация)
I. Организационный момент
Цель: готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Постановка целей урока.Ознакомление с алгоритмом работы | Ознакомление с раздаточным материалом – таблицы для заполнения по ходу изучения нового материала |
II. Подготовка учащихся к основному этапу работы
Цель: Создать условия для мотивации учения и для понимания цели учебного занятия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Знакомит с направлениями культурного развития во второй половине 60-х - начале 80-х гг. | Выдвигают предположение об изменениях в духовной сфере советского общества со второй половины 1960-х г. |
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала через работу творческих групп.
Основной вопрос | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. | Проблемный вопрос:
Доказать, что несмотря на то, что данный период в истории называют «эпохой застоя», культура развивается, появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера различных направлений в искусстве изображали свое видение картины мира
Организация работы по изучению основных вопросов темы: Диссидентское, правозащитное движение Мини-лекция |
Поиск фактов с целью ответа на поставленный вопрос через работу творческих групп
Учащиеся заполняют таблицы по ходу изложения «Основные черты» Литература 1 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ Театральное искусство 2 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ Киноискусство 3 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ Изобразительное искусство 4 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ Музыкальное искусство 5 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ Смеховая культура 6 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ |
IV. Этап проверки понимания изученного
Цели:
- установить правильность и осознанность изученного материала;
- выявить возможные пробелы осмысления изученного через опрос.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация работы по определению степени усвоения учащимися во время изучения нового материала | Учащиеся отвечает на вопросы:
|
V. Этап обобщения знаний
Цель: создать условия для формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, формирования у них обобщенных понятий.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Обобщение основных идей по каждому направлению культурного и духовного развития | Заполнение таблицы «Основные идеи» |
Таблица для заполнения по ходу урока:
Основные черты | Основные идеи | |
Литература | Размышления о духовном мире современника и ответственности человека за свой моральный выбор. Раскрытие былых ценностей крестьянского мира. | |
Театральное искусство | Компенсировал отсутствовавшую публичную политическую дискуссию. | |
Киноискусство | Новые художественные средства и новые подходы к осмыслению прошлого через прошлое и современность. | |
Изобразительное искусство | Воспроизведение на плоскости холста и в концептуальных инсталляциях мир идей, а не мир вещей, и главной идеей была свобода. | |
Музыкальное искусство | Творческое самовыражение. В песнях поднимались философские и социальные проблемы. | |
Смеховая культура | Социальный подтекст. Менялись тональность показа советской действительности. | |
Диссидентское, правозащитное движение | Свобода человека рассматривалась как высшая ценность. Неприятие строя подавлявшего такую свободу |
Вывод: Духовный климат конца 1960-х - начала 1980-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции, которые усугублялись серьезными сбоями в работе экономических механизмов и трудностями в социальной сфере.
Весь «послеоттепельный» период развития культуры насыщен яркими событиями. Интенсивно протекала духовная жизнь, сформировалось общее культурное поле заинтересованного интеллектуального взаимодействия. Культурная жизнь сама по себе была общественным явлением, в творческой среде вырабатывались общественно значимые идеи и ценности, становившиеся достоянием самой широкой аудитории.
VI. Этап информации о домашнем задании
Цель: создать условия для понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Задания: 1. А. А. Лёвандовский, Ю.А. Щетинов Россия в XX - начале XXI века, п.66 «Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965-1985 гг.» 2. Дополнительный материал – опережающее задание. Проведение соцопроса:
|
VII. Этап подведения итогов и рефлексия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Подведение итогов учебного занятия.Характеристика работы класса. | Оценивают эффективность работы на уроке по 5-балльной системе – «Мишень» |
Оценка эффективности работы на уроке.
Ф.И. ученика _____________________
Сделайте, пожалуйста, четыре метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится в поле «0», если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.