Разработка урока по истории России: "Культура и духовный климат в эпоху "застоя"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • создать условия для понимания того, что культура и духовный климат во второй половине 60-х - начале 80-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции;
  • уяснить, что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив;
  • уяснить, каково было состояние литературы и искусства в 60-х-80-х гг., а также суть диссидентского движения;
  • воспитания эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры, расширение культурного кругозора учащихся.

Предварительная работа – опережающие задания по творческим группам

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Раздаточный и дидактический материал.
  • Презентация (Приложение).

Понятия: диссидент, правозащитник, «деревенщики», критический реализм, «экология культуры», интеллектуальное (авторское) кино, авторская песня, художники - неформалы, московский концептуализм, соц-арт

Ход урока (презентация)

I. Организационный момент

Цель: готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Постановка целей урока.Ознакомление с алгоритмом работы Ознакомление с раздаточным материалом – таблицы для заполнения по ходу изучения нового материала

II. Подготовка учащихся к основному этапу работы

Цель: Создать условия для мотивации учения и для понимания цели учебного занятия

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Знакомит с направлениями культурного развития во второй половине 60-х - начале 80-х гг. Выдвигают предположение об изменениях в духовной сфере советского общества со второй половины 1960-х г.

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала через работу творческих групп.

Основной вопрос Деятельность учителя Деятельность учащихся
Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. Проблемный вопрос:

Доказать, что несмотря на то, что данный период в истории называют «эпохой застоя», культура развивается, появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера различных направлений в искусстве изображали свое видение картины мира

 

Организация работы по изучению основных вопросов темы:

Диссидентское, правозащитное движение

Мини-лекция
Поиск фактов с целью ответа на поставленный вопрос через работу творческих групп

Учащиеся заполняют таблицы по ходу изложения «Основные черты» 

Литература

1 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Театральное искусство

2 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Киноискусство

3 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Изобразительное искусство

4 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Музыкальное искусство

5 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Смеховая культура

6 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

IV. Этап проверки понимания изученного

Цели:

  • установить правильность и осознанность изученного материала;
  • выявить возможные пробелы осмысления изученного через опрос.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация работы по определению степени усвоения учащимися во время изучения нового материала Учащиеся отвечает на вопросы:
  • Какие темы преобладали в литературных произведениях?
  • С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры.
  • Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан?
  • Почему в 1965-1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?
  • Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?
  • Каковы ваши личные впечатления от музыки, кино, живописи, литературы, театра, смеховой культуры 1960-х - начале 1980-х гг.?

V. Этап обобщения знаний

Цель: создать условия для формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, формирования у них обобщенных понятий.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Обобщение основных идей по каждому направлению культурного и духовного развития Заполнение таблицы «Основные идеи»

Таблица для заполнения по ходу урока:

  Основные черты Основные идеи
Литература   Размышления о духовном мире современника и ответственности человека за свой моральный выбор. Раскрытие былых ценностей крестьянского мира.
Театральное искусство   Компенсировал отсутствовавшую публичную политическую дискуссию.
Киноискусство   Новые художественные средства и новые подходы к осмыслению прошлого через прошлое и современность.
Изобразительное искусство   Воспроизведение на плоскости холста и в концептуальных инсталляциях мир идей, а не мир вещей, и главной идеей была свобода.
Музыкальное искусство   Творческое самовыражение. В песнях поднимались философские и социальные проблемы.
Смеховая культура   Социальный подтекст. Менялись тональность показа советской действительности.
Диссидентское, правозащитное движение   Свобода человека рассматривалась как высшая ценность. Неприятие строя подавлявшего такую свободу

Вывод: Духовный климат конца 1960-х - начала 1980-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции, которые усугублялись серьезными сбоями в работе экономических механизмов и трудностями в социальной сфере.

Весь «послеоттепельный» период развития культуры насыщен яркими событиями. Интенсивно протекала духовная жизнь, сформировалось общее культурное поле заинтересованного интеллектуального взаимодействия. Культурная жизнь сама по себе была общественным явлением, в творческой среде вырабатывались общественно значимые идеи и ценности, становившиеся достоянием самой широкой аудитории.

VI. Этап информации о домашнем задании

Цель: создать условия для понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Инструктаж по выполнению домашнего задания. Задания:
1. А. А. Лёвандовский, Ю.А. Щетинов Россия в XX - начале XXI века, п.66 «Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965-1985 гг.»
2. Дополнительный материал – опережающее задание.
Проведение соцопроса:
  • Какие важные события в жизни вашей семьи связаны с периодом правления Л.Брежнева?
  • Каким было материальное положение вашей семьи в период 1964-1982 гг.?
  • Ощущала ли ваша семья рост благосостояния народа в этот период? В чем конкретно для вас он проявлялся?

VII. Этап подведения итогов и рефлексия

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подведение итогов учебного занятия.Характеристика работы класса. Оценивают эффективность работы на уроке по 5-балльной системе – «Мишень»

Оценка эффективности работы на уроке.

Ф.И. ученика _____________________

Сделайте, пожалуйста, четыре метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится в поле «0», если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.