Цели:
- сформулировать основные положения МКТ; дать понятие о размере молекул; систематизировать и углубить знания учащихся о величинах, характеризующих молекулы; раскрыть научное и мировоззренческое значение броуновского движения; установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами, рассмотреть особенности строения и свойства газообразных, твердых и жидких тел с точки зрения МКТ; демонстрация физических моделей, позволяющая выявить основные закономерности и усвоить основные понятия МКТ, с помощью которых осуществляется знакомство с новым материалом на основе ранее полученных знаний;
- развивать умение выделять главное, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия:
- воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе;
Оборудование и наглядность:
- компьютер
- интерактивная доска SmartBoard
- презентация урока в MS PowerPoint
Ход урока
I. Организационный момент
- приветствие учащихся
- отметить отсутствующих;
- постановка целей и задач урока
II. Изучение нового материала
Введение в МКТ – ведется в форме беседы (слайд 2-5, кнопка «Почему тепловые явления изучаются в молекулярной физике»), показываются физические модели теплового движения газов, жидкостей и твердых тел (слайд 4).
Основные положения МКТ (слайд 6, кнопка «Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул»)
Оценка размеров молекул на основе физической модели (слайд 7, переход с 6 слайда) и числа молекул (слайд 7) – в форме беседы и опроса.
Масса молекул количества вещества (слайд 8-10, кнопка «Масса молекул. Количество вещества») учитель объясняет новую тему, учащиеся записывают и выводят формулы, используя интерактивную доску.
Броуновское движение (слайд 11, кнопка «Броуновское движение») рассматривается видеофрагмент «Броуновское движение» и модель «Броуновского движения», учащиеся пытаются понять и объяснить причину броуновского движения.
Силы взаимодействия молекул (слайд 12-13, кнопка «Силы взаимодействия молекул») устанавливается характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами.
Строение газообразных, жидких и твердых тел (слайд 14, кнопка «Строение газообразных, жидких и твердых тел») рассмотреть особенности строения и свойства газообразных, твердых и жидких тел на основе физических моделей и объяснить их с точки зрения МКТ.
III. Закрепление
Задания выполнены в программе Notebook для интерактивных досок SmartBoard.
I. Тренажер – на место пропущенных слов вставляются правильные ответы, путем перетаскивания.
Правильные ответы подчеркнуты.
1. Вставьте пропущенные слова
Все вещества состоят из ……………...,……………… и ………………… .
Варианты ответов
атомов протонов ядер электронов ионов молекул
2. Вставьте пропущенные слова
Все молекулы находятся в ……………, ………………. движении.
Варианты ответов
упорядоченном непрерывном равномерном замедленном хаотическом
3. Вставьте пропущенные слова
Между молекулами действуют силы ………………. и …………… .
Варианты ответов
отталкивания тяготения притяжения упругости
4. Расставьте правильно единицы измерения (система СИ)
5. Необходимо определить количество молекул в слитке золота объемом 1 дециметр. Выберите достаточный набор физических величин, необходимых для решения этой задачи.
6. Число молекул данного вещества определяется как:
7. Количество вещества определяется как:
8. Нарисуйте примерное расположение молекул газа, жидкости и твердого тела. (правильность проверяется с помощью вложенной модели)
9. Нарисуйте примерные траектории движения молекул газа, жидкости и твердого тела.
II. Решение задач (Приложение.)
IV. Итог урока
- Выставление оценок.
- Указать на типичные ошибки
- Отметить лучших.
V. Домашнее задание
§ 58 – 62
Упражнение 11 № 1-8 четные – 1 вариант, нечетные – 2 вариант стр. 172
Подготовить сообщения об ученых упомянутых при изучении данной темы.
(Для правильной работы анимированных моделей требуется установка программ Stratum2000 и Flash-player, находящихся в папке program.)