Открытый урок по русскому языку. 4-й класс. Тема: "Изменение глаголов по временам", традиционная система, комплект "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Развитие умения различать временные формы глагола.
  2. Закрепление знаний по пройденным частям речи.
  3. Воспитывать любовь к Родине.

Ход урока

1. Вступление. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы будем закреплять свои знания по пройденным частям речи, продолжим изучение глагола и будем говорить о временах глагола.

На уроке будем говорить о красоте, о богатстве, о любви к своей Родине. Как называется наша страна? (Наша страна – Россия! (хором)). Я прочитаю вам стихотворение о любви к России С. Васильева.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей.
За ум, за подвиги святые –
За голос звонкий как ручей.

Люблю твои луга и нивы.
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы
Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою рекою,
С могучим быстрым Иртышом.

Вот, она какая Россия – Русь, великая и широкая. На одном конце утро, а на другом – ночь. Поднимается солнце над Россией, обогревает ее своим теплом. И сегодня на уроке оно будет нам дарить свет, тепло, добро.

2. Чистописание.

Сегодня для чистописания я взяла следующие слова:

я ты он она оно они вы мы

Что вы заметили?

Это местоимения.

Что вы о них знаете?

Это личные местоимения, они указывают на предмет, но не называют их.

Задание. Спишите, выполняя правильно соединения букв. Но сначала спишите местоимения 1 лица, затем 2 л. и 3 л.

3. Работа над предложением.

1) Я, ты, он, она – вместе целая страна. Все мы россияне, и каждый из нас гордится своей страной. Образ России немыслим без образа Русской березки. Русская березка – символ Родины моей (объяснить значение слова символ по словарю Ожегова).

Вот она стройная и статная, напоминает девичью красу. Милая березка воспета в поэзии, прозе, в музыке.

На стройн__ м_л_дой б_рё_к_ п_ вились з_ лёные листочки.

2) Задание по вариантам:

1-й в. разобрать предложение по членам.

2-й в. сделать морф. разбор слова: на стройной.

3) Разбор по составу слов (индивид., работа по карточкам).

4. Словарная работа.

А как богата наша Россия, как богаты недра нашей земли, какие могучие реки протекают по территории России, а самое главное богатство - это люди -труженики.

Задание.

  1. Спишите словосочетания.
  2. Вставьте пропущенные орфограммы.
  3. Выделите окончания прилагательных.
  4. Определите род и падеж прилагательных.

пр. красным инж. нером
ч.рный мета..
мощная эл.ктр.станция
эл. ктрического тока

Сделаем вывод: род и падеж имен прилагательных зависит от существительных, с которым связаны.

У кого не было ни одной ошибки? А если и были, то я думаю, в следующий раз они уже ее допустят таких ошибок.

5. Физминутка.

Правую ладонь положим на левую. Пальцы широко раздвинуты, образовалось солнышко с лучами. Солнце утром встало, всех детишек приласкало.

6. Работа над темой урока.

Продолжим работу над глаголом (по ходу строится схема).

ГЛАГОЛ. Красотой природы России в разные времена года восхищались великие русские поэты. Перед вами карточки с отрывками из стихотворений А. Пушкина, Плещеева, С. Маршака. Прочитайте их и поразмышляйте. Перед вами – учебная задача: Найти в отрывках все глаголы.

Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают глаголы?

ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?

Разделите глаголы на 3 группы. Работать будете в парах, советуйтесь, помогайте друг другу.

Наст. время прош. время будущ.время
зеленеет дышало выйдут
блестит блистало  
НАСТ. ВРЕМЯ ПРОШЕД. ВРЕМЯ БУДУЩ. ВРЕМЯ
Как вы распределяли, почему так? (потому что у глаголов действия происходят в разное время). А еще как? (по вопросам).
ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
  ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЕТ?

Сколько лиц выполняли действия в первом отрывке, 2 и 3.

Значит, глагол изменяется по числам.

7. Работа с учебником.

Самостоятельная работа. У доски индивидуальная работа по карточкам. Изменить по временам глаголы.

8. Как богата наша Сибирь.

Мы гордимся нашей жемчужиной – озером Байкал, красавицей Ангарой.

Прочитайте предложение. Что заметили?

Река Ангара вытекать из озера Байкал.

Глагол употреблен неверно, его нужно изменить так, чтобы слова в предложении были связаны.

9. Какую учебную задачу решали? Оценки.

Дом. задание упр. № 403.

А я хочу урок закончить такими словами:

Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.

И вы сегодня своими оценками порадуете своих родителей.

Спасибо за урок!