Цели:
- Развитие умения различать временные формы глагола.
- Закрепление знаний по пройденным частям речи.
- Воспитывать любовь к Родине.
Ход урока
1. Вступление. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы будем закреплять свои знания по пройденным частям речи, продолжим изучение глагола и будем говорить о временах глагола.
На уроке будем говорить о красоте, о богатстве, о любви к своей Родине. Как называется наша страна? (Наша страна – Россия! (хором)). Я прочитаю вам стихотворение о любви к России С. Васильева.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей.
За ум, за подвиги святые –
За голос звонкий как ручей.
Люблю твои луга и нивы.
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Вот, она какая Россия – Русь, великая и широкая. На одном конце утро, а на другом – ночь. Поднимается солнце над Россией, обогревает ее своим теплом. И сегодня на уроке оно будет нам дарить свет, тепло, добро.
2. Чистописание.
Сегодня для чистописания я взяла следующие слова:
я ты он она оно они вы мы
Что вы заметили?
Это местоимения.
Что вы о них знаете?
Это личные местоимения, они указывают на предмет, но не называют их.
Задание. Спишите, выполняя правильно соединения букв. Но сначала спишите местоимения 1 лица, затем 2 л. и 3 л.
3. Работа над предложением.
1) Я, ты, он, она – вместе целая страна. Все мы россияне, и каждый из нас гордится своей страной. Образ России немыслим без образа Русской березки. Русская березка – символ Родины моей (объяснить значение слова символ по словарю Ожегова).
Вот она стройная и статная, напоминает девичью красу. Милая березка воспета в поэзии, прозе, в музыке.
На стройн__ м_л_дой б_рё_к_ п_ вились з_ лёные листочки.
2) Задание по вариантам:
1-й в. разобрать предложение по членам.
2-й в. сделать морф. разбор слова: на стройной.
3) Разбор по составу слов (индивид., работа по карточкам).
4. Словарная работа.
А как богата наша Россия, как богаты недра нашей земли, какие могучие реки протекают по территории России, а самое главное богатство - это люди -труженики.
Задание.
- Спишите словосочетания.
- Вставьте пропущенные орфограммы.
- Выделите окончания прилагательных.
- Определите род и падеж прилагательных.
пр. красным инж. нером
ч.рный мета..
мощная эл.ктр.станция
эл. ктрического тока
Сделаем вывод: род и падеж имен прилагательных зависит от существительных, с которым связаны.
У кого не было ни одной ошибки? А если и были, то я думаю, в следующий раз они уже ее допустят таких ошибок.
5. Физминутка.
Правую ладонь положим на левую. Пальцы широко раздвинуты, образовалось солнышко с лучами. Солнце утром встало, всех детишек приласкало.
6. Работа над темой урока.
Продолжим работу над глаголом (по ходу строится схема).
ГЛАГОЛ. Красотой природы России в разные времена года восхищались великие русские поэты. Перед вами карточки с отрывками из стихотворений А. Пушкина, Плещеева, С. Маршака. Прочитайте их и поразмышляйте. Перед вами – учебная задача: Найти в отрывках все глаголы.
Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают глаголы?
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?
Разделите глаголы на 3 группы. Работать будете в парах, советуйтесь, помогайте друг другу.
Наст. время | прош. время | будущ.время |
зеленеет | дышало | выйдут |
блестит | блистало | |
НАСТ. ВРЕМЯ | ПРОШЕД. ВРЕМЯ | БУДУЩ. ВРЕМЯ |
Как вы распределяли, почему так? (потому что у глаголов действия происходят в разное время). А еще как? (по вопросам). | ||
ЧТО ДЕЛАЕТ? | ЧТО ДЕЛАЛ? | ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? |
ЧТО ДЕЛАЛА? | ЧТО СДЕЛАЕТ? |
Сколько лиц выполняли действия в первом отрывке, 2 и 3.
Значит, глагол изменяется по числам.
7. Работа с учебником.
Самостоятельная работа. У доски индивидуальная работа по карточкам. Изменить по временам глаголы.
8. Как богата наша Сибирь.
Мы гордимся нашей жемчужиной – озером Байкал, красавицей Ангарой.
Прочитайте предложение. Что заметили?
Река Ангара вытекать из озера Байкал.
Глагол употреблен неверно, его нужно изменить так, чтобы слова в предложении были связаны.
9. Какую учебную задачу решали? Оценки.
Дом. задание упр. № 403.
А я хочу урок закончить такими словами:
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
И вы сегодня своими оценками порадуете своих родителей.
Спасибо за урок!