Цель урока:
- Вспомнить из русского языка определение понятия - предложение, классификацию предложений.
- Познакомить учащихся с понятием - высказывание, типами высказываний,
- Научить классифицировать высказывания по типам, научиться приводить примеры по каждому типу высказываний.
- Сопоставить понятия предложение и высказывание, научиться делать выводы.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Итоговое обобщение.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Настроить ребят на активную и плодотворную работу.
Учитель:
Здравствуйте ребята.
Сегодня на уроке мы с вами изучим тему “Высказывания. Типы высказываний”.
Научимся составлять высказывания и определять тип высказываний.
Но сначала мы обратимся с вами к русскому языку и вспомним некоторые определения.
2. Изучение нового материала. Провести сопоставление с русским языком. Дать определение высказыванию, классифицировать высказывания, научиться приводить примеры.
Учитель:
И первый вопрос к вам: “Вспомните, пожалуйста, определение предложения”?
Ученики:
Это любая законченная фраза, служащая для выражения мыслей, чувств, передачи сообщений. Слайд №2 (Презентация)
Учитель:
А какие бывают предложения? И от чего они зависят?
Ученики:
Предложения восклицательные, вопросительные и повествовательные, т.е.они делятся: по цели высказывания и по интонации.
- предложения бывают повествовательные – когда мы о чем-то просто рассказываем, сообщаем, повествуем. В конце повествовательного предложения ставится точка или восклицательный знак,
- предложения бывают вопросительные – если мы о чем-то спрашиваем. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак,
- предложения бывают побудительные – если мы о чем-то просим или что-то требуем. В конце побудительного предложения ставится точка или восклицательный знак.
- невосклицательные – когда мы говорим спокойным, безразличным тоном,
- восклицательные - когда мы радуемся, волнуемся, торжествуем, беспокоимся.
- Подведем итог: Слайд №4
Учитель:
Давайте, акцентируем внимание на повествовательном предложении и дадим определение.
Ученики:
Повествовательное предложение – это предложение, в конце которого ставится точка.
Повествовательное предложение – это такие предложения, которые заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т.д. или их описание.
Слайд №5
Учитель:
Дайте полное описание данному выражению, опишите его: Слайд №6
Ученики:
- это повествовательное предложение, в конце стоит точка, и в котором утверждается, что у кошки 4 лапы.
Учитель:
И мы постепенно перешли к определению Высказывания. Слайд №7
Пример: Слайд №8
1. На улице светит солнце.
ДА, это высказывание, потому что это повествовательное предложение, в конце стоит точка, и в котором утверждается, что на улице светит солнце.
2. Я люблю лето.
3. Я получил сегодня пятерку. И т.д.
А теперь следующий пример:
Посмотрите на доску.
Является ли данное предложение высказыванием?
НЕТ, не является, да, оно повествовательное, но в нем ничего не утверждается и не отрицается, поэтому данное предложение не является высказыванием.
Еще пример:
Кто отсутствует?
Является ли данное предложение высказыванием?
НЕТ, не является, так как оно не является повествовательным предложением.
Давайте подведем итог:
Детям предлагается сформулировать условия, чтобы предложение являлось высказыванием. Слайд №9
Молодцы.
А теперь давайте рассмотрим классификацию высказываний.
Высказывания делятся: Слайды № 10-16
3. Закрепление изученного материала:
А теперь ребята давайте поработаем с заданиями: Слайды №17, 18, 19.
4. Итоговое обобщение: - ребята отвечают на вопросы, задаваемые учителем:
Дайте определение понятию ВЫСКАЗЫВАНИЕ.
Обоснуйте понятие ВЫСКАЗЫВАНИЕ.
На какие типы делятся ВЫСКАЗЫВАНИЯ? Приведите свои примеры.
5. Задание на дом: Слайд №19.