Цель:
- Изучить, что такое орган на примере цветкового растения. Показать усложнение органов растений в ходе эволюции.
- Дать понятие о цветковом растении как целостном организме.
- Развить представления о внешнем строении органов растений и их функциях.
- Продолжить формирование умений сравнивать объекты, анализировать, делать выводы, работать с микроскопом.
Оборудование: цветковые растения (у каждого ученика), цветущие комнатные, дикорастущие растения, ветки туи, сосны, ели, микроскопы, готовые микропрепараты стебля растения, набор листьев, плодов, корней, стеблей, лист бегонии, яблоко, покровные и предметные стекла, пинцет, ножницы. Таблица «Органы цветкового растения», «Царства органического мира»
Ход работы:
1. Организационный момент.
2. Новая тема: Органы цветковых растений:
1. Обратим внимание на тему урока.
Органы.
Вопрос: Что такое органы?
• Работа с учебником стр. 38 записи в тетради упр. 26 стр.14
Вопрос: Цветковые растения! Какие растения называются цветковыми? (покрытосеменными).
Вопрос: Чем отличаются цветковые растения от других растений?
• Оборудование: Комнатное растение: папоротник. Ветки ели, сосны, туи. Цветущие растения.
Вопрос: Какие органы есть у цветковых растений?
• Задание: Найдите органы на цветковом растении.
• Работа по таблице: Царства органического мира.
На Земле огромное разнообразие растений, и органы, из которых они состоят ,отличаются друг от друга не только степенью сложности, но и отсутствием их у некоторых растений.
- так, в ходе эволюции растений стебли, листья, корни, цветки, плоды.
- происходило это по мере того, как менялся климат на планете и осваивались большие площади суши.
- у современных властелинов суши из мира растений, то есть цветковых есть все перечисленные органы.
Вопрос: Сколько видов цветковых растений существует на планете в настоящее время?
Теперь давайте поподробнее разберем строение цветкового растения.
• Упражнение 27 страница 14 в рабочей тетради.
- Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
Вопрос: Как можно ответить:
-Что такое корень?
-Что такое лист?
-Что такое стебель?
-Что такое плод?
-Что такое цветок?
Еще одно понятие, которое должны знать.
-Что такое побег?
Стебель, листья – это части побега.
• Задание: Найдите побег на цветковом растении. Ветке дерева с почками.
Вопрос: Можно ли эту веточку назвать побегом?
Вопрос: Почему?
Вопрос: Что образуется из почки?
Значит: побег – это стебель с листьями и почками.
• Работа с учебником: прочитаем на странице 38 определение.
Вопрос: Из всех ли почек образуются листья?
-Цветок – это видоизмененный побег.
Вопросы:
- Что такое лист?
- Что такое стебель?
- Что такое цветок?
- Что такое корень?
Вопросы:
- Что такое плод?
- Из чего образуется плод.
Значит, плод - это зрелый цветок.
Вопрос: Из каких органов состоит цветковое растение?
Вопрос: Можно ли сказать, что цветковое растение состоит из корня и побегов?
• Задание: Отделите корень; побеги (с помощью ножниц).
Вывод: Цветковое растение состоит из побегов и корня.
Органы | |
Вегетативные | Репродуктивные (генеративные) |
1. Корень | 1. Цветок |
2. Стебель | 2. Плод с семенами |
3. Лист |
• Работа с учебником на странице 42 (прочитать.)
Вопрос: Могут ли органы долго просуществовать друг без друга?
• Работа парами: каждой дается карточка с заданием. Упражнение 28 в рабочей тетради.
- Выписать функции листа из 4 абзаца на странице 39.
- Выписать функции стебля из 1 абзаца на странице 39.
- Выписать функции корня из 3 абзаца на странице 38.
- Выписать функции плода из 6 абзаца на странице 40.
- Выписать функции цветка из 3 абзаца на странице 40.
- Рассмотреть под микроскопом готовый микропрепарат стебля и выявить какое строение имеет стебель.
- Приготовить микропрепарат листа бегонии, мякоти яблока, что характерно для их строения.
- Предложенные органы цветкового растения распределить на группы. Объяснить, почему вы так считаете?
- Работа с гербарием, комнатными растениями. Рассмотреть листья, стебли, корни, цветки, чем они отличаются друг от друга?
Проверка самостоятельной работы.
Выводы:
- Растительный организм функционирует, как единое целое.
- Каждый орган различается по размерам, окраске, форме.
• Закрепление: выбрать какие утверждения верны.
- Все растения имеют цветок.
- Орган – это часть тела организма, выполняющая определенные функции.
- Корень удерживает растение в почве.
- Побег состоит из почек и листьев.
- Цветковое растение имеет корень и побеги.
- Цветок состоит из корня и побегов.
- Плод – это зрелый цветок.
- К вегетативным органам цветкового растения относятся цветок и плод с семенами.
- К репродуктивным органам относятся цветок и плод с семенами .
- Стебель – это часть побега.
Подведение итогов:
выводы прочитать в учебнике на странице 45.
Оцените свою работу на уроке.
Зачем мы изучаем тему: «Органы цветкового растения»?
Домашнее задание:
раздел 6 страница38, записи в тетради.