Цель урока:
Повторение, систематизация и обобщение знаний по теме “Электростатика”, формирование умений и навыков решения задач повышенной сложности на движение заряженной частицы в силовом поле.
Развитие коммуникативных способностей учащихся: принимать участие в обсуждении способов решения задач; выслушивать мнение своих товарищей.
Задачи урока:
Образовательные: выявить уровень усвоения основных понятий и законов электростатики; познакомить учащихся с обобщенными методами решения задач повышенного уровня по этому разделу.
Воспитательные: показать значение причинно – следственных связей в изучении явлений природы.
Развитие мышления: проверить уровень самостоятельности мышления по применению знаний в различных ситуациях. Формировать умения различать задачи по сложности, анализировать условия задачи, составлять план решения задачи.
Средства обучения: мультимедийное обеспечение, компьютерная презентация; таблицы, образцы решения задач, тестовые задания, справочный материал. Электроскоп, стеклянная и эбонитовая палочки, электростатические маятники.
Электронное пособие. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. 1С Образование, под редакцией Ханнанова Н.К. Дрофа, 2004.
Подготовительный этап
Задания учащимся:
- Повторить основные понятия и законы электростатики. Разработать алгоритм решения задач по этой теме.
- Составить таблицу сравнительной характеристики электрического и гравитационного полей.
- Повторить законы сохранения энергии, законы Ньютона, уравнение движения материальной точки.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Постановка цели и задачи урока. Создание психологического настроя.
За неделю до семинара вы получили задание повторить основные законы и понятия электростатики и составить сравнительную характеристику гравитационного, электростатического и магнитного полей. Посмотрим, как вы справились с заданием. <Приложение 1>
Сегодня на уроке мы рассмотрим основные типы задач на движение заряженной частицы в силовых полях и познакомимся с обобщенным планом решения задач повышенной сложности по этой теме.
II. Выявление знаний учащихся.
Экспресс-опрос. Выполнение тестового задания базового уровня по вариантам: часть А и В ЕГЭ по теме: “Электростатика”. <Приложение 2>
Проверка и обсуждение результатов.
Демонстрация опытов с заряженным электрометром и заряженной палочкой (задание А 2).
III. Основные типы задач.
Алгоритм решения задач на движение заряженной частицы в электрическом поле. Техническое применение: вакуумные лампы, электронно-лучевые трубки, ускорители заряженных частиц, кинескопы.
Просмотр и обсуждение презентации “Движение заряженной частицы в силовом поле” подготовленной учащимися 11-го класса.
<Приложение 3> Слайды 1 – 11.
IV. Самостоятельное решение задач – работа в группах. Уровень С.
Класс делится на группы по 4-5 человек, в каждой группе выбирается руководитель, который организует работу в группе, представляет отчет о работе. Каждая группа получает лист с задачами и заданиями к ним.
Задачи
Примерные варианты заданий для групп.
Задание группе №1
1.Выбрать из предложенных задач задачу на движение заряженной частицы вдоль силовых линий однородного электрического поля. Используя предложенный алгоритм решения задач, провести анализ и предложить план решения этой задачи.
2.Ответить на вопросы:
- Какие законы классической механики вы использовали?
- В каких устройствах используется ускоряющее действие электрического поля?
Задание группе №2
1.Выбрать из предложенных задач задачу на движение заряженной частицы в однородном электрическом поле, влетающей перпендикулярно силовым линиям поля.
Используя предложенный алгоритм решения задач, провести анализ и предложить план решения этой задачи.
2.Ответить на вопросы:
- Какие формулы и законы кинематики вы использовали?
- В каких устройствах используется отклоняющее действие электрического поля?
Задание группе № 3
1.Выбрать из предложенных задач задачу на движение заряженной частицы в электрическом и магнитном полях.
Используя предложенный алгоритм решения задач, провести анализ и предложить план решения этой задачи.
2.Ответить на вопросы:
- Какие законы механики вы использовали для решения задачи?
- В каких устройствах используется движение заряженной частицы во взаимно перпендикулярных электрических и магнитных полях?
Задание группе № 4
1.Выбрать из предложенных задач задачу на движение заряженной частицы под углом к силовым линиям поля.
Используя предложенный алгоритм решения задач, провести анализ и предложить план решения этой задачи.
2.Ответить на вопросы:
- Какие законы и формулы вы использовали для решения задачи?
- В каких устройствах используется ускоренное движение фотоэлектронов?
Задание группе №5.
1.Выбрать из предложенных задач задачу на движение заряженной частицы в электрическом поле с постоянной скоростью. Используя предложенный алгоритм решения задач, провести анализ и предложить план решения этой задачи.
2.Ответить на вопросы:
- Какие законы классической механики вы использовали?
- Какова цель опыта Иоффе – Милликена?
V. Заслушивание отчетов о работе групп по поиску решения предложенных задач.
Примерные варианты выполнения заданий. Слайды 12-14.
VI. Рефлексия. Помог ли предложенный алгоритм в решении задач повышенной сложности?
VII. Задание на дом: оформить решение предложенных задач.
Резюме.
Семинар по решению задач на движение заряженной частицы в электростатическом поле рекомендуется проводить как учебное занятие в профильных классах при подготовке к единому государственному экзамену. Использование информационно – коммуникационных технологий способствует развитию логического мышления: обобщать, систематизировать, выделять главное, применять полученные знания в новых ситуациях. Коллективное взаимодействие учащихся при выполнении заданий обеспечивает развитие всех составляющих коммуникативной компетенции с учетом индивидуальных особенностей и реальных возможностей учащихся.
Литература
- С.Е. Каменецкий В.П. Орехов Методика решения задач по физике в средней школе.
- Б.Ф. Абросимов. Физика. Способы и методы поиска решения задач.
- Н.И. Одинцова, Л.А.Прояненкова. Общие приемы подготовки к единому государственному экзамену. Журнал “Физика в школе” № 3, 2006 г.
- Тренировочные задания ЕГЭ 2003 – 2008 г.