Цель урока: на примере круговорота углерода в природе рассмотреть генетическую связь органических и неорганических соединений, влияние соединений углерода на живые организмы и состояние окружающей среды, проследить экологические последствия нарушения природного равновесия.
Задачи урока:
Обучающие:
- Обобщить знания учащихся о химических свойствах и биологическом значении соединений углерода на примере оксидов.
- Рассмотреть круговорот углерода в природе и последствия его антропогенного нарушения.
- Дать понятие “Парниковый эффект”. Познакомится с причинами, последствиями и мерами предотвращения.
Воспитательные
- Воспитывать у учащихся навыков самопрезентации.
- Воспитывать навыки работы в группе.
- Воспитывать ответственное отношение к окружающему миру, своим действиям и поступкам.
Развивающие
- Развивать коммуникативную и информационную компетенции учеников.
- Развивать целостное восприятие окружающего мира
- Развивать навыки исследовательского труда, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы.
Оборудование.
- Мультимедийный проектор, ноутбук, презентации.
- Учебник.
- Задания к составлению схемы круговорота углерода в природе.
- Реквизит к сказке. Реквизит к упражнению “Парниковый эффект”.
- Листы бумаги форматом А3. Маркеры. Тетрадные листы.
- Карточки с тестовым заданием. Тетрадные листы.
План.
- Презентация “Углерод”.
- Групповая работа – составление схемы круговорота углерода в природе.
- Импровизированная сказка “Приключения Уголька”.
- Презентация “Угарный газ”.
- Презентация “Углекислый газ”.
- Групповая работа с учебником – составление сравнительной характеристики оксидов углерода.
- Тестовая работа: Оксиды углерода.
- Нарушение круговорота углерода. Антропогенные источники углекислого газа в атмосфере. Игровое упражнение в группах – “колесо последствий” - накопление углекислого газа.
- Меры борьбы с накоплением углекислого газа – мозговой штурм.
- Игра “Накопление углекислого газа в атмосфере и борьба с ним”.
- Рефлексия.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
3 мин.Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока. В беседе с учащимися формулирует задачи урока и примерный план урока.
Обобщение знаний по теме: “Биологическая роль углерода”.
5 мин.Цель: обобщить знания о биологической роли углерода.
Проверка домашнего задания, выполненного в форме электронной презентации.
Составление схемы круговорота углерода в природе
. 10 мин.Цель: обобщить знания об этапах круговорота углерода в природе и процессах лежащих в основе круговорота.
Работа в группах: учащиеся должны, используя тексты, определить процесс или этап. На доске расположена схема круговорота. Учащимся необходимо на схеме расположить таблички с названием компонентов экосистемы или процессов. (Приложение 1, 2)
Обобщение знаний по теме: Биологическая роль оксидов углерода
1. Импровизированная сказка “Приключения Уголька”. 5 мин.
Данный прием позволяет сделать логичный переход от повторения свойств углерода к свойствам его оксидов.
Кроме того инсценировка сказки является моментом эмоциональной разгрузки и динамической зарядки.
2. Опережающее домашнее задание: Электронные презентации: биологическая роль угарного и углекислого газов. 7 мин.
Цель: актуализация знаний учащихся по данной теме, стимулирование учащихся к самостоятельной работе.
3. Работа с учебником: заполнение таблицы: Сравнительная характеристика оксидов углерода. 5 мин.
Цель: систематизация полученных знаний, развитие навыков работы с текстом.
Контроль знаний учащихся по теме: Оксиды углерода. 5 мин.
Выполнение индивидуальной работы в форме теста.
Самопроверка.
Мозговой штурм:
Причины нарушения круговорота углерода.
5 мин.В течение одной минуты учащиеся на листе бумаге пишут возможные причины нарушения круговорота углерода в природе.
Из всех причин указанных учащимися выделяется одна: накопление углекислого газа в атмосфере.
Обсуждаются источники углекислого газа в атмосфере: природные и антропогенные.
Работа в группах – “Колесо последствий” - накопления углекислого газа в атмосфере.
5 мин.Цель: акцентирование внимания учащихся на прямые и косвенные последствия накопления углекислого газа в атмосфере и их взаимосвязь.
Презентация результатов работы групп. Составление “Колеса последствий”. Обсуждение. 10 мин.
Мозговой штурм “Как уменьшить накопление углекислого газа в атмосфере?”
5 мин.Игра “Накопление углекислого газа в атмосфере и борьба с ним”.
10 мин.Метод: ситуационное моделирование.
Цель: показать в форме моделирования ситуации, что решение Проблемы “парникового эффекта” задача не только общества в целом, государства, но и каждого человека.
Действующие лица:
Источники углекислого газа: дыхание, процессы разложение, извержение вулканов, машины, заводы, ТЭЦ.
Регуляторы содержания углекислого газа в атмосфере: леса, законы, штрафы.
Оборудование: ящик, смятыми листами бумаги, таблички с ролями участников.
Правила игры:
Учащиеся, выполняющие роль источников углекислого газа, выбрасывают бумагу из ящика, а учащиеся, выполняющие роль регуляторов накопления углекислого газа, пытаются собрать эту бумагу и сложить обратно в ящик. Удается им “очистить атмосферу” только тогда, когда к процессу “уборки” подключаются все учащиеся.
Учащиеся делают вывод.