Дидактическая цель: Создать условия для включения опыта учащихся в процесс усвоения знаний по установлению зависимости между ускорением и равнодействующей сил, действующих на данное тело согласно логике познания, выраженной в принципе цикличности.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Цели по содержанию урока:
Образовательная - сформировать представления об основном законе "Динамики", помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
Развивающая
- создать условия для развития исследовательских и творческих навыков;
- установить причинно-следственные связи между ускорением и
а) равнодействующей сил
б) массой тела в ходе практической работы.
3) Воспитательная
- способствовать пониманию развития, познания мира, взаимосвязи процессов, понятий и явлений через описание реальных ситуаций;
- способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: интерактивное оборудование, компьютерная презентация, карточки с заданиями.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Педагогическая технология: проблемного обучения.
Мотивация и целеполагание.
Эпиграфы к уроку:
"Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше".
"Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другие: но океан неизвестного лежит передо мной". (И. Ньютон)
Учитель: Как вы думаете, каков смысл данных слов, что хотел ими сказать учёный?
Ученики: Выдвигают свои мысли.
Учитель: К эпиграфу в конце урока мы с вами вернёмся, и, надеюсь, поймём смысл этих слов.
Вывод: По мнению Ньютона, законы были открыты "играючи". Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного. Нужно уметь не только смотреть, но и видеть, замечать.
Учитель: У меня к вам возник вопрос: "Как связаны между собой падение камня на Землю, басня И.А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак" и транспортная авария?"
Хотелось бы вам узнать ответ?
Изучая равноускоренное движение тел, мы отвечали на вопрос "как"? Мы описывали это движение с помощью формул, графиков. Но мы с вами не задавались вопросом "почему"? Почему так, а не иначе движется тело, т.е. что является причиной возникновения ускорения.
Из курса физики 7 класса вам известно, что тело меняет скорость, если на него действуют другие тела с некоторой силой.
Приведите примеры: (3-4 примера из жизни)
Возникает закономерный вопрос: А связаны ли каким-либо образом ускорение тела с действующей на него силой?"
Цель урока: Установить зависимость ускорения от других известных нам физических величин.
Первичное усвоение материала.
Отбор фактов. Из жизненного опыта предположите, от чего зависит ускорение тела? (изменение скорости).
Ученики: - от силы, действующей на тело
- от массы тела
- от рода поверхности и т.д.
(все варианты записываются на доске)
Проведём экспериментальное исследование.
(работа в группах)
3. Осознание и осмысление учебного материала.
Построение модели.
Учитель: Мы получили, что ускорение прямо пропорционально силе, действующей на тело, и обратно пропорционально массе тела?
_ _
a = F/m
Скажите, ребята, в этой формуле, формулировке ничто вас не смущает? А одна ли сила действует на тело? На тело, как правило, в природе действует несколько сил.
Например, на движущийся автомобиль, какие силы действуют?
(рисунок на интерактивной доске, дорисовать силы)
Как быть? Зависимость не верна? Или верна только для одной силы?
Ученики: Для нескольких сил вводится понятие равнодействующей сил.
Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил.
Учитель: Как найти равнодействующую сил?
Ученики: Путём геометрического сложения векторов.
(рисунки на интерактивной доске)
Учитель: Значит зависимость, которую мы установили верна, только в формуле a=F/m будем понимать под F равнодействующую всех сил: F=F1+F2+:+Fn.
Вернёмся к эксперименту группы №3. Что изменилось, когда мы изменяли род поверхности?
Ученики: Силу трения, а значит равнодействующую сил.
Учитель: Значит 3-й опыт - это частный случай 2-го, ведь на наши тела действовали не одна, а несколько сил, и речь должна идти о равнодействующей сил.
Опыты, которые мы представили можно провести со множеством других тел различных масс. Совершенно другие опыты подтверждают выведенные закономерности.
Это дало И. Ньютону основание в 1687 г. утверждать, что ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе. Это ещё один закон "Динамики". Законы "Динамики" составили фундамент классической механики, и были сформулированы Ньютоном в книге "Математические начала натуральной философии". (портрет Ньютона на доску)
(Закон выписывается на доску в векторном, проекционном, модульном виде)
Так как бы вы сформулировали общую тему урока?
Ученики: "2-й закон Ньютона".
Учитель: Вспомним цель урока, достигли ли мы её?
Следствия из модели
На все ли вопросы-проблемы мы с вами ответили?
1* Каковы границы применимости 2-го закона Ньютона?
- макроскопическое тело;
- модель - материальная точка;
- инерциальная система отсчёта.
Поэтому 1-й закон Ньютона определяет область применения 2-го закона.
2* Причина ускорения - сила. Отсюда следует, что векторы ускорения и силы всегда сонаправлены.
Учитель: А как направлены векторы силы и скорости?
Ученики: - сонаправлены (прямолинейное равноускоренное движение);
- противоположно направлены (прямолинейное равнозамедленное движение);
- под углом (движение по окружности).
3*
Применение, эксперимент
Учитель: А есть ли практические применения 2-го закона Ньютона?
Послушаем басню И.А. Крылова "Лебедь, щука и рак".
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Скажите, ребята, на воз действуют силы? Можно найти для этих сил равнодействующую? Но сила - это причина ускорения. Значит, воз должен двигаться. Но Крылов утверждает "Воз и ныне там", т.е. он покоится.
Как быть? Кто не прав: Крылов или Ньютон, или есть какое-либо другое объяснение.
Ученики: Высказывают свои мнения. Равнодействующая всех сил в этом случае равна нулю.
a = F/m
Если F=0, значит a = 0, а значит, тело покоится, либо движется равномерно и прямолинейно (1 закон Ньютона)
Приведите пример действия сил, когда тело покоится или движется равномерно (перетягивание каната, равномерное движение парашютиста).
4. Отработка нового материала.
Работа в группах (3 минуты) Приложение №2
После обсуждения возвратимся к проблемному вопросу.
"Как связаны между собой падение камня на Землю, басня И.А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак" и транспортная авария?"
(Все явления объясняет второй закон Ньютона).
5. Домашнее задание
- Параграф 11 учебника
- Осмыслить конспект и ответить на вопросы (приложение №3)
- Заполнить таблицу "Законы Ньютона" (приложение №4)
6. Выполнение теста достижений (приложение №5)
Уч-ль: Поменялись тетрадями в паре, проверяем.
Кто не сделал ни одной ошибки? (ответы теста на доске)
7. Рефлексия
Мы с вами прошли за 1 урок длинный путь познания человечества.
Что было изучено на уроке? Какая была основная цель? Достигли ли мы её? На все ли вопросы мы получили ответы?
А теперь вернёмся к эпиграфу.
Вокруг нас происходят самые разнообразные движения: течёт вода в реках, низвергаются водопады, проносятся над Землёй ветры и ураганы, мчатся по дорогам автомобили, плавают корабли по морям, летают в воздухе самолёты, в космическом пространстве движутся галактики, звёзды, планеты и созданные человеком космические корабли. Эти движения и тела, которые их совершают, не похожи одно на другое. Различаются и силы, действующие на них. Но для всех этих движений, тел и сил в равной мере справедливы законы Ньютона.
Механика Ньютона была первой в истории физики (да и вообще науки) законченной теорией, правильно описывающей целый обширный класс явлений - движения тел. Недаром один из современников Ньютона выразил своё восхищение этой теорией в стихотворении, которое я привожу в вольном переложении С.Я. Маршака:
Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Если известны силы, приложенные к телу, можно найти ускорение тела в любой точке траектории в любой момент времени.
И.Ньютон был признан при жизни, его авторитет был непререкаем. Однако это было не всегда так.
Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с лёгкостью затмил своего соперника. Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в тёмную заплесневелую бутылку. С того счастливого для науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого учёного.