Формирование положительных мотивов к изучению иностранного языка у младших школьников при использовании ИКТ

Разделы: Иностранные языки


Возрастные особенности младших школьников

Учет возрастных особенностей – это отправная точка для конструирования курса обучения иностранному языку. Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. В начальных классах происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохранят свою ведущую роль. Дети продолжают играть и в 5-6 классе. Учащихся начальных классов привлекает школа, но наиболее естественными для них в школьной жизни являются игровые элементы деятельности, непосредственное общение с учителем и сверстниками. Для них важна предметная наглядность. Поэтому используются красочные учебники, постоянные герои, много предметных иллюстраций.

Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней. Именно использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. Игра не только источник детской радости, она является основным способом решения учебных задач. Необходимость широкого использования игровых приемов диктуется и спецификой предмета: в условиях когда все задачи общения могут быть решены детьми на родном языке, новая игра является «психологическим оправданием» перехода на иностранный язык.

У младших школьников преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. У учащихся этого возраста прекрасно развита долговременная память. Все, что они учили, надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память. Проходит время, прежде чем ребенок научится по первому требованию извлекать информацию из памяти, прежде чем он от узнавания единиц языка перейдет к их осмысленному запоминанию. Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы «впечатывать» его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Тоже можно сказать и о развитии памяти младшего подростка, которые однако уже способны запоминать материал осмысленно.

Младшие школьники очень общительны и любят находиться в группе сверстников, что благоприятно влияет на создание условий для формирования коммуникативной мотивации. Из различных видов общения ребенка со взрослым (делового, познавательного, личностного) дети предпочитают личностное общение. Общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить себе оценку. Ребенок младшего школьного возраста, как и среднего школьного возраста переносит оценку своих действий на оценку себя как личности. Поэтому исправлять ошибки нужно так, чтобы ни в коем случае не обидеть ребенка. Фиксация внимания на ошибках может отбить всякий интерес к занятиям иностранным языком особенно на начальном этапе. Поэтому важно, чтобы исправление ошибок протекало как определенный этап игры (в виде помощи товарищу, при этом ребенку, допустившему ошибку, должна быть немедленно предоставлена возможность исправить ее). Учащиеся младших классов не относят лично к себе замечания и указания учителя, если эти указания носят общий характер, относятся ко всем ученикам. Он будет реагировать только в том случае, если вы обратитесь к нему персонально.

Особенности отношения к изучению иностранного языка, мотивы, побуждающие детей к этому во многом схожи, но тем не менее младший школьный возраст предпочтительнее для начала занятий по иностранному языку. Ведь чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке, но при этом меньше и его речевые потребности. Сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языках, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста. Поэтому в этом возрасте легче сформировать внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка, особенно такую ее разновидность, как коммуникативная мотивация, что благоприятно сказывается на общем отношении к обучению по предмету.

Формирование положительных мотивов к изучению иностранного языка у младших школьников

Положительная учебная мотивация – это совокупность мотивов, которые связаны с удовлетворением познавательного интереса. Поэтому формировать мотивацию – это значит не заложить готовые мотивы и цели, а поставить учащегося в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Условиями формирования положительной мотивации могут быть – использование занимательного материала; придание деятельности положительной эмоциональной окраски; столкновение с неизвестным, удивление, а не приобретение знаний в готовом виде; достижение результатов – пусть незначительный шаг вперед, но ощутимый обучаемым; элементы проблемности в обучении; создание творческой атмосферы на уроке.

Формировать мотивацию изучения иностранного языка можно через:

  • содержание учебного материала;
  • организацию учебной деятельности;
  • использование коллективных форм учебной работы;
  • оценку;
  • использование компьютерных технологий;

Формированию положительной мотивации к изучению иностранного языка способствует мотивация совместной учебной деятельности. В коллективной учебной работе ребенка интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером по совместной работе (взрослым или сверстником), чтобы овладение материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно. Именно направленность на взаимодействие с партнером указывает на наличие у школьников мотивации совместной учебной деятельности и дает возможность рассматривать различные уровни сформированности социальных мотивов. Т.е. мотивация совместной учебной деятельности влияет на формирование внешней мотивации к изучению иностранного языка. Но провести четкую грань между познавательными и социальными мотивами в практической деятельности часто бывает трудно. Тем более что совместная учебная деятельность осуществляется на учебном материале и ради получения собственного учебного результата – новых знаний, умений, навыков. Иными словами, оба вида мотивации тесно связаны и в практической деятельности формируются в непосредственной зависимости друг от друга. Поэтому мотивацию совместной учебной деятельности можно рассматривать как путь формирования как внешний, так внутренней мотивации изучения иностранного языка.

В процессе выполнения совместных учебных заданий создаются благоприятные условия для развития у школьников мотивации. Вступая во взаимодействия со сверстниками, ребенок может руководствоваться разными мотивами. Более того, его отношение к совместной учебной деятельности может меняться в зависимости от владения способами совместной учебной работы, от характера взаимоотношений с партнерами, цели партнеров и т.д. Формирование мотивации совместной учебной деятельности школьников начинается с создания ситуации для возникновения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы.

Формированию лингвопознавательной мотивации способствует наличие у учащихся филологической зоркости. В развитии филологической зоркости большую роль играет языковая догадка. Внезапное «озарение» по поводу того или иного значения слова, выражения, грамматической формы доставляют учащимся большое удовлетворение и мотивируют дальнейший лингвистический поиск. Упражнения в языковой догадке могут быть столь же увлекательны, как и решение кроссворда. Поэтому следует постоянно побуждать учащихся к языковой догадке, нацеливая внимание учащихся на «подсказки» и опоры в самом материале. Важно также побудить учащихся к накоплению языкового материала. Для этого рекомендуется применять различные языковые игры. Атмосфера азарта, дух соревнования, радость победы активизируют восприятие и запоминание. С помощью игры могут быть усвоены все необходимые стороны лексического материала, преодолены особые трудности.

Необходимость применения ИКТ при изучении иностранного языка в начальной школе

Cегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся
Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.

Основными являются:

  • технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
  • методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
  • технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.

Использование новых ИТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

  • повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
  • осуществляется дифференцированный подход;
  • каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
  • за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
  • облегчается процесс контроля и оценки знаний;
  • развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учёбе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют учителя, позитивно складываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.

Основная цель использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

  1. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным.

  2. Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения.

  3. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер.

Внедрение компьютеров перспективно, так как:

  • повышает эффективность проведения урока;
  • организует режим индивидуального опроса;
  • усиливает интерес учащихся к уроку.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.

Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

– в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
– при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;
– на этапе объяснения нового используются изображения, видеофрагменты.

На этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причём на экране показывается не только задание, но и ответ.

При подготовке к уроку, учитель должен соблюдать определенные требования к материалу, который будет использован на уроке. Презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ, может быть эффективно представлена учителем. Не должно быть большого количества текстов. Фон презентации должен быть спокойным. Шрифт подбираться соразмерный плотности текста. Слайды должны носить, прежде всего, обучающий характер, а не только демонстрационный

Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока.

Урок, подготовленный в форме презентации можно провести после изучения всех букв английского алфавита. (Приложение 1)

Программное обеспечение MS Power Point позволяет к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы Использование богатых графических, звуковых и интерак­тивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмо­циональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место способ использования ИКТ.

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Учителю информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.

План конспект урока «Праздник Алфавита» (см. Приложение 2).

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов – Екатеринбург: Деловая книга, 1999 – 623 с.
2. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. Книга для Учителя (к учебнику английского языка для начальной школы)
3. Баранова Е.В Гогун. и др., Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. – СПб.: Издат. «Анатолия», 2003.
4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков – М, 1972 – 320 с.
5. Габайдулин И.А. ilshat.2007@уandex.ru"
6. Крук Л.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе www.urok.1sept.ru
7. Павлова С.А., Трофимова Р.Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе.//Начальная школа №4.
8. Яриков В.Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост.О.В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008.