Цель: ознакомить обучающихся с особенностями обращений, с выделением на письме, употреблением обращений в речи и художественных произведениях.
1. Оргмомент. Приветствие учителя:
- Здравствуйте! Садитесь, ребята! Анализ домашнего задания. Учитель называет имена ребят, которые хорошо справились с работой, кому необходимо поработать над заданиями.
2. Вопрос классу:
- Скажите, а почему, поздоровавшись со мной, вы сели?
- А как вы узнали, что мои слова обращены к вам?
- А как узнали, что :: хорошо выполнили задание?
- Так что это за слово, называющее того к кому обращаются с речью?
- В тетрадь запишите число и тему урока "Предложения с обращением".
(На доске тема урока).
Учитель: на доске записаны слова А. С. Пушкина: "Друзья мои, прекрасен наш союз!"
Давайте запишем их как эпиграф.
- Прочитайте еще раз наш эпиграф и найдите слова, которые называют того, к кому обращается поэт. (Друзья мои).
- Но ведь когда-то люди не знали, как обращаться к кому-либо. Давайте посмотрим, как
Мартышка придумала обращение к крокодилу.
Рисунок.
- Сказка "Как обращаться к крокодилу".
("Русский язык в рисунках" В. М. Бурмако. М. "Просвещение", 1991 г. с. 90.)
Вывод 1.
- Итак, обращение - это слово, называющее того, к кому обращаются с речью.
- А как вы считаете, словами какой части речи может быть обращение? (существительное)
- А всегда ли обращение одно слово? (нет).
- Давайте запишем слова А. С. Пушкина, обращенные к потомкам, а значит ко всем нам:
"Здравствуй, племя младое, незнакомое!"
- Где здесь слова, называющие тех, к кому обращаются с речью? (Племя младое).
- Сколько слов в обращении?
- Выделяются ли они интонационно? (Да)
- А какая интонация? (Звательная)
- А что на письме соответствует интонационному выделению? (Знаки препинания)
- А где может стоять в предложении?
Наблюдение за интонацией по материалу учебника.
Итак: Обращение может состоять из одного и даже из сочетания слов, на письме выделяется запятыми, обозначается: О.
Составим схемы предложений с обращениями: [O,:], [:,O,:], [:,O, ?!.]
Запись в словарь - справочник или тетрадь.
3.
Учитель: Обращение - очень важный момент в общении людей, ведь часто по обращению можно понять каков тот человек, который обращается, и тот к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, злость, ненависть, недовольство.
- Помните, в "Сказке о мертвой царевне" обращение к зеркальцу (Свет мой зеркальце, мерзкое стекло)
- А к царевне? Елисею? Другим героям? (Бабушка, братцы вы мои родные, свет наш солнышко, князь ты мой прекрасный)
- Как это их характеризует?
- А кто помнит наизусть, с какими словами обращается Пушкин к своей няне?
Запись в тетрадь: "Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня". - Найдите обращения, выделите их.
- А как мы обращаемся к знакомым людям? Но сколько вокруг нас людей незнакомых?
- Составьте и запишите предложения с обращением, с которым вы обращаетесь к продавцу, врачу, прохожему или кому-то еще.
(проверяем, называем обращения, знаки препинания, чем выражены)
Вывод 2.
На доске:
Обращение
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам и птицам
Можно смело обратиться
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
4. Подведение итогов.
- Что узнали об обращении?
- Проверочная работа.
На доске: 1) учебник - упр. 208 стр. 83, схемы: составить предложения по схемам:
[:,O?], [:,O,:] и другие.
2) вставить обращение в предложения:
1. "Здравствуй :: - говорит он, - будь царица."
2. "Ты :: мой спаситель, мой могучий избавитель".
3. "Добрый путь вам ::. По морю по окияну ::"
4. "Здравствуй ::. Что ты тих, как день ненастный?"
5. "Приплыла к нему рыбка, спросила? - Чего тебе надобно ::?"
6. Смилуйся ::.! Пуще прежнего старуха вздурилась!"
(Проверка предложений)
- Предложения какого автора мы сегодня использовали на уроке? (А.С. Пушкина)
- Закончим наш урок словами Пушкина "Друзья мои, прекрасен наш союз!"
5. Домашнее задание.