Урок русского языка в 5-м классе "Предложения с обращениями"

Разделы: Русский язык


Цель: ознакомить обучающихся с особенностями обращений, с выделением на письме, употреблением обращений в речи и художественных произведениях.

1. Оргмомент. Приветствие учителя:

- Здравствуйте! Садитесь, ребята! Анализ домашнего задания. Учитель называет имена ребят, которые хорошо справились с работой, кому необходимо поработать над заданиями.

2. Вопрос классу:

- Скажите, а почему, поздоровавшись со мной, вы сели?

- А как вы узнали, что мои слова обращены к вам?

- А как узнали, что :: хорошо выполнили задание?

- Так что это за слово, называющее того к кому обращаются с речью?

- В тетрадь запишите число и тему урока "Предложения с обращением".

(На доске тема урока).

Учитель: на доске записаны слова А. С. Пушкина: "Друзья мои, прекрасен наш союз!"

Давайте запишем их как эпиграф.

- Прочитайте еще раз наш эпиграф и найдите слова, которые называют того, к кому обращается поэт. (Друзья мои).

- Но ведь когда-то люди не знали, как обращаться к кому-либо. Давайте посмотрим, как

Мартышка придумала обращение к крокодилу.

Рисунок.

- Сказка "Как обращаться к крокодилу".

("Русский язык в рисунках" В. М. Бурмако. М. "Просвещение", 1991 г. с. 90.)

Вывод 1.

- Итак, обращение - это слово, называющее того, к кому обращаются с речью.

- А как вы считаете, словами какой части речи может быть обращение? (существительное)

- А всегда ли обращение одно слово? (нет).

- Давайте запишем слова А. С. Пушкина, обращенные к потомкам, а значит ко всем нам:

"Здравствуй, племя младое, незнакомое!"

- Где здесь слова, называющие тех, к кому обращаются с речью? (Племя младое).

- Сколько слов в обращении?

- Выделяются ли они интонационно? (Да)

- А какая интонация? (Звательная)

- А что на письме соответствует интонационному выделению? (Знаки препинания)

- А где может стоять в предложении?

Наблюдение за интонацией по материалу учебника.

Итак: Обращение может состоять из одного и даже из сочетания слов, на письме выделяется запятыми, обозначается: О.

Составим схемы предложений с обращениями: [O,:], [:,O,:], [:,O, ?!.]

Запись в словарь - справочник или тетрадь.

3.

Учитель: Обращение - очень важный момент в общении людей, ведь часто по обращению можно понять каков тот человек, который обращается, и тот к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, злость, ненависть, недовольство.

- Помните, в "Сказке о мертвой царевне" обращение к зеркальцу (Свет мой зеркальце, мерзкое стекло)

- А к царевне? Елисею? Другим героям? (Бабушка, братцы вы мои родные, свет наш солнышко, князь ты мой прекрасный)

- Как это их характеризует?

- А кто помнит наизусть, с какими словами обращается Пушкин к своей няне?

Запись в тетрадь: "Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня". - Найдите обращения, выделите их.

- А как мы обращаемся к знакомым людям? Но сколько вокруг нас людей незнакомых?

- Составьте и запишите предложения с обращением, с которым вы обращаетесь к продавцу, врачу, прохожему или кому-то еще.

(проверяем, называем обращения, знаки препинания, чем выражены)

Вывод 2.

На доске:

Обращение

Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам и птицам
Можно смело обратиться
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.

 4. Подведение итогов.

- Что узнали об обращении?

- Проверочная работа.

На доске: 1) учебник - упр. 208 стр. 83, схемы: составить предложения по схемам:

[:,O?], [:,O,:] и другие.

2) вставить обращение в предложения:

1. "Здравствуй :: - говорит он, - будь царица."

2. "Ты :: мой спаситель, мой могучий избавитель".

3. "Добрый путь вам ::. По морю по окияну ::"

4. "Здравствуй ::. Что ты тих, как день ненастный?"

5. "Приплыла к нему рыбка, спросила? - Чего тебе надобно ::?"

6. Смилуйся ::.! Пуще прежнего старуха вздурилась!"

(Проверка предложений)

- Предложения какого автора мы сегодня использовали на уроке? (А.С. Пушкина)

- Закончим наш урок словами Пушкина "Друзья мои, прекрасен наш союз!"

5. Домашнее задание.