Концептуальная цель: создание условий для развития индивидуальных способностей детей по выполнению поделки из разных материалов.
Стратегическая цель: развитие основ творческой деятельности учащихся при изготовлении портрета кошки.
Задачи:
- Научить детей делать поделку, используя инструкционные карты.
- Познакомить о самых интересных фактах из жизни кошек, узнать о древних и современных породах.
- Воспитывать любовь и уважение к удивительному и таинственному миру домашних животных
Проблемный вопрос: Как создать “живой” портрет кошки?
Материалы для работы.
Текстильные материалы:
- ткани с ворсом;
- кусочки трикотажа или меха;
- нитки;
- ленты;
- кружева.
Пластилин
Бумага и картон:
Вата
Инструменты:
Природные материалы:
А также:
План урока.
I. Организационный момент:
- Проверка готовности к уроку.
- Техника безопасности при работе с ножницами, пинцетом, клеем.
- Физкультминутка.
II. Работа над темой урока.
- Вводная беседа.
- Постановка проблемного вопроса и пути его решения.
- Просмотр инструкционных карт с перечнем приемов работы с разными материалами.
III. Итог урока.
- Выставка работ.
- Отметить творческую активность и самостоятельность в работе учащихся.
- Рефлексия.
IV. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Проверка наличия материалов в творческих группах:
1 группа – картон, нитки, клей ПВА.
2 группа – подкрашенные опилки, речной песок, клей ПВА.
3 группа – бархатная бумага, вата.
4 группа – кусочки ворсовой ткани, меха, клей ПВА.
Техника безопасности:
Учащиеся передают ножницы и пинцеты тупым концом друг к другу, используют клеенку и кусочек ткани для пятен.
Физкультминутка:
Пара ножниц есть у нас
Пригодятся нам не раз,
Кто из нас такой отважный?
Кто разрежет лист бумажный?
(Указательный и средний пальцы имитируют режущую часть ножниц на поверхности стола)
II. Учитель: Догадайтесь, ребята, какое животное создает в доме уют, награждает нас любовью, иногда сворачивается клубочком, иногда нежно мурлычет? Да, это наша кошка. (Показ фотографий в дополнение к беседе учителя)
Знатоки и любители кошек утверждают, что эти животные видят параллельные миры, приносят в дом счастье, удачу и богатство. Известны факты, когда кошки, преодолевая огромное расстояние, возвращались домой к своим прежним хозяевам. Кошек обожали короли и императоры, а художники запечатлели их на своих полотнах.
Ученые палеонтологи, изучающие жизнь животных, считают, что первые представители семейства кошачьих появились на Земле 40 млн. лет назад. Однако из дикой кошки домашней она стала 5000 лет назад. Сейчас во всем мире насчитывается около 500 млн домашних кошек и официально признано 120 пород. Большее их количество находится в Австралии, где на 10 человек приходится 9 кошек.
Самые популярные и любимые породы: русская голубая, норвежская лесная, шотландская, сиамская, сфинкс (бесшерстная), турецкая ангора, персидская, бомбейская, бирманская, американская.
Доставьте себе радость, попробуйте сделать для себя или в подарок кому-нибудь портрет кошки или котенка. Попытайтесь ответить на вопрос:
Как, используя свой опыт наблюдения, сделать портрет “живым”?
Предполагаемые ответы:
- использовать в качестве материала для работы разные материалы: нитки, вату, кусочки ткани, меха;
- выбрать силуэт, изображающий движение;
- обратить внимание на глаза кошки их выразительность;
- попытаться изобразить свой силуэт кошки;
- создать портрет, используя природные материалы;
- предложить свой рисунок.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Объяснение поэтапного выполнения портрета кошки:
Инструкционные карты.
Карта 1: “Рисование” ватой на бархатной бумаге.
1. Нарисуй силуэт или перенеси на бумагу выкройку белым мелом.
2. Отрывай небольшие кусочки ваты и примазывай их пальцем к бумаге. Используй пинцет для придания направления волокон. Глазки и ушки выкладывай жгутиками. Работу выполняй справа налево.
Карта 2: Рисование опилками, речным промытым песком или сухими семенами конского щавеля.
1. Рисунок переводим на картон (желательно светлых тонов).
2. Глаза, нос и усы можно приклеить сразу.
3. Хорошо промазываем кисточкой с клеем и постепенно (не сразу) засыпаем сыпучим материалом.
Карта 3: Рисование пластилином.
1. Нарисовать на цветном картоне силуэт кошки.
2. Выбери цвета соответствующие натуральному (как у своей трехшерстной или двушерстной кошки).
3. Начинай выкладывать туловище небольшими пластинами разного цвета.
4. Вылепи передние лапки, сделав их выпуклыми, сначала примажь края пальцами, затем стеком “нарисуй” шерсть.
5. Затем, поднимаясь снизу вверх, лепим пышный воротник, уши лепим плоскими, а голову и хвост объемными.
6. Особая важная часть лепки – глаза, нос и щеки – подушечки с усами.
Карта 4: Аппликация из нарезанных ниток или распущенного трикотажа (можно использовать кусочки меха, ворсовую ткань).
1. Перевести рисунок на картон
2. Смазывать клеем и приклеивать материал, поднимаясь вверх и перекрывая верхнюю часть каждого предыдущего слоя.
3. Глаза, рот и нос можно приклеить сразу.
Задание: Придумать своей кошке имя. Вспомнить загадки, потешки и прибаутки.
III. Итог урока:
- Демонстрация “живых” портретов.
- Отметить особые достоинства отдельных работ учащихся, их творчество.
- Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Почему портрет кошки мы можем назвать “живым”?
- Стоит ли быть добрее к нашим милым “братьям меньшим”? Почему?
- Что вам еще бы хотелось сделать и как?
IV. Домашнее задание:
Украсить портрет ярким бантом из ленты, кружев, оформить в рамку.
Ожидаемый результат:
- Учащиеся узнают много интересного о кошках, расширят свой кругозор.
- Учащиеся сделают сувенир – портрет, используя разные материалы.
- Дети станут внимательнее и добрее к своим домашним животным.