В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».
Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей с задержкой психического развития. Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР, очень актуальна и важна. Одним из ведущих средств социально - эмоционального развития таких детей является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность так же является эффективным средством развития личности ребёнка, поскольку носит игровой характер, способна увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно при работе с детьми с ЗПР.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Частью театрализованной деятельности в целом являются театрализованные игры.
Немного об особенностях театрализованных игр. Известные классификации театрализованных игр не учитывают их главной сути – средств изображения, которыми пользуются участники игры. Необходимо различать театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему, сюжет. Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры – драматизации.
К режиссёрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров:
- плоскостной,
- теневой,
- настольный,
- театр на фланелеграфе.
В этих играх ребёнок или взрослый не являются действующим лицом, они создают сцены, ведут роль игрушечного персонажа – объёмного или плоскостного. Они действует за него, изображают его интонацией, мимикой. Пантомимика ребёнка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой.
Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребёнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику и пантомимику.
В играх – драматизациях слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Это и стихи, и проза, и песенки. Поэтому воспитатель должен отбирать из произведений детской художественной литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся чёткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы, эмоциональной насыщенностью.
Театрализованные игры воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт возможность воспитателю успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является социально – эмоциональное развитие детей.
Проведённая в начале учебного года диагностика показала, что у некоторых детей не сформирован интерес к художественным произведениям, а также отсутствует эмоциональная отзывчивость на художественные произведения. Только четыре ребёнка с большим интересом принимают участие в играх – драматизациях, проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Необходимо обратить внимание на эмоциональное развитие, так как результат обследования невысок по всем разделам. Также требуется проведение работы над интонационной выразительностью речи и составлением рассказов по картинкам.
В связи с результатами диагностики я в первую очередь обратилась к методической литературе.
Хочу отметить, что в настоящее время появились интересные издания по театрализованной деятельности вцелом, которые помогают в организации театрализованных игр с детьми.
Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной деятельности является создание условий, на что я обращаю большое внимание. Для этого изготовила различные виды театров, дидактические игры, оформила подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», составила конспекты, сделала подборку игр - драматизаций, народных игр со словами, подвижных игр со словами, также подобрала занимательный материал, направленный на развитие речи детей, на логическое и эмоциональное развитие. Оборудовала в группе центр театрализованной деятельности: оформила театрализованный уголок, где сосредоточен весь наработанный материал, а также ширмы для показа кукольного, теневого театров, кроме этого имеются мини-костюмерная и мини-гримёрная.
С учётом раздела программы «Детство» - «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности» составила задачи по работе с детьми, наметила перспективный план работы.
Основной акцент делаю на игру - драматизацию, работу со сказкой. Составила ряд занятий по сказкам, включила в них наряду с познавательным материалом театрализованные игры: показ разных театров, прослушивание и видео просмотр сказок, драматизацию, разгадывание ребусов и кроссвордов и т.п. Составила два конспекта по ознакомлению с театром «Как вести себя в театре», «Мы любим театр», познакомила детей с новыми словами: афиша, антракт, аплодисменты, кулисы, занавес и закрепила ранее известные - актёры, зрители, артисты.
В результате проведённой работы дети познакомились с разными видами театров, с удовольствием принимают участие в показе сказок, в драматизациях.
Театр, в который мы играем с детьми, помогает детям узнать самих себя, заявить о себе, попробовать, на что они способны, поверить в себя, перешагнуть через «я стесняюсь», преодолеть робость и скованность, а это способствует формированию положительной «Я-концепции». У детей повысился интерес к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а так же у многих детей отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения. Увеличилось количество детей, которые с большим интересом принимают участие в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Заметно повысилось эмоциональное развитие детей по всем разделам.
Так же можно отметить, что намеченная работа по разделу «Речевое развитие детей» дала положительные результаты. Дети научились составлять рассказы по картинкам, улучшилась интонационная выразительность речи у многих детей.
Конечно, есть и некоторые проблемы в работе. Во-первых, у детей с задержкой психического развития, как правило, присутствует общее недоразвитие речи, что затрудняет деятельность в данном направлении и требует огромных усилий, как для воспитателя, так и для детей.
Во-вторых, психическое состояние детей не всегда даёт возможность каждому ребёнку в полной мере реализовать свои способности и, конечно, такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому воспитатель должен подходить к каждому ребёнку дифференцированно.
Я рада, что те дети, которые не могут проявить себя как артисты, с удовольствием реализовывают полученные знания о театре в игре.
На данный момент я отмечаю положительные изменения в эмоциональном развитии детей, у них повысился интерес к театрализованным играм, самостоятельность.
Надеюсь, что, проводимая мной работа в этом направлении не окажется бесполезной, и дети в будущем более активно проявят себя в школе.