Ученические конференции

Разделы: Физика


Ученическая конференция - есть комплексная форма организации и подведения итогов самостоятельной целенаправленной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной, под руководством педагога, организуемая совместными усилиями педагогического коллектива и школьной ученической организации).

Искусство конференции, ее учебно-воспитательное значение состоит в том, чтобы сделать результаты работы учащихся зримыми, ввести знания и умения в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса.

Цель: углубление и систематизация знаний учащихся по теме, развитие умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Технология:

  • подготовительный этап (внеурочная деятельность);
  • основные этапы (учебное занятие);
  • заключительный этап (подведение итогов работы).

Алгоритм подготовительного этапа:

  • включение в план работы даты ученической конференции;
  • организационная работа вместе с ученическими общественными организациями;
  • создание инициативной группы;
  • выработка и реализация плана подготовки конференции;
  • пропаганда задач и содержания конференции среди учащихся;
  • обзорное изложение содержания учебного материала темы учителем;
  • подготовка и доведение до учащихся источника знаний по теме (учебно-педагогическая, специальная занимательная литература, творческие работы учащихся за минувшие годы);
  • подготовка и предложения учащимся заданий, предусматривающих самостоятельное изучение темы (изучить теорию, подобрать задачи, выделив из них опорные, ключевые и тренировочные, придумать или отыскать в литературных источниках лабораторные или творческие работы, обобщить имеющиеся по теме в кабинете материалы по возможности дополнить его);
  • формирование групп учащихся, изучающих логически завершенную часть темы.

Учитываются и личные пристрастия членов группы, например, если учащийся интересуется физикой, химией, биологией - подготовить доклад или краткое сообщение об использовании данной теории в этих науках; любит историю - проследить историю развития учения по теме конференции до современных концепций; если "золотые руки" - подумать над возможностью усовершенствования имеющихся и изготовление новых наглядных пособий, моделей и т.д.; можно написать и соответствующие стихи, рассказы, придумать другие формы расцвечивания темы; консультации учителя по планированию творческой работы учащихся (консультации проводятся в три этапа):

  • помощь в осмыслении материала к выступлению;
  • помощь в составлении плана и структур выступления;
  • анализ предъявленных учеником выступлений;
  • предъявление учащимся требований к сообщению на конференции;
  • четкость и логичность изложения материала;
  • привлечение технических средств, таблиц, моделей;
  • культура речи;
  • доступность, научность содержания выступления;
  • связь с практикой;
  • выполнение учащимися выбранного задания.

Алгоритм основанного этапа - учебное занятие или внеклассное мероприятие

Отчет групп о проделанной работе, результатах.

Демонстрируется план, по которому шло изучение, материалы, которые будут поставлены в кабинете физики;

  • доклады творческих групп, их обслуживание;
  • подведение итогов личного участия в решении творческих задач;
  • демонстрация спецгруппы учащихся наиболее интересных задач и способов их решения;
  • подведение итогов конференции членов жюри.

Результативность конференции

Ученическая конференция обеспечивает:

1) упрочнение, расширение, углубление и активизацию знаний учащихся;

2) формирование личностного аспекта восприятия знаний;

3) развитие умений и навыков, составляющих операционную сферу самостоятельного пополнения знаний;

4) воспитание общественной активности школьников.

Условия эффективности конференции

1. Правильный выбор темы конференции (тематику определяет учебная программа; это темы, изучение которых требует широкой межпредметной связи, оперативного привлечения текущей информации, мобилизации личностного опыта учеников).

2. Определение основных, ведущих проблем в содержании темы конференции, конкретизация этих проблем на материале темы.

Главный путь углубления знаний учащихся лежит в русле проблемной постановки вопроса.

3. Умения  самостоятельной работы:

I группа умений - связана с культурой умственного труда, с подготовкой содержательной стороны сообщений, докладов, в частности, элементарных приемов сбора материала - использовать библиотечные каталоги, реферировать вопрос, делать выписки, списки литературы, варианты планов докладов, черновики и т.д.

II группа - основа лекторской работы, мастерства речи (умение формулировать мысли в процессе речи, сосредотачиваться на главном, говорить свободно, а не пытаться произносить текст, написанный и заученный дома и т.п.).

III группа умений - школа организатора, умений организации и проведения самой конференции, организации самостоятельной деятельности по усвоению теории и практического ее применения, умений анализировать проделанную работу.

Приложения

Приложение 1. Ученическая конференция «Электрические явления в природе»

Приложение 2. Презентация «Защита от молнии».

Приложение 3. Презентация «ИСТОРИЯ электричества».

Приложение 4. Презентация «Первая помощь при электротравме».

Приложение 5. Презентация «Шаровая молния».