Ученическая конференция - есть комплексная форма организации и подведения итогов самостоятельной целенаправленной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной, под руководством педагога, организуемая совместными усилиями педагогического коллектива и школьной ученической организации).
Искусство конференции, ее учебно-воспитательное значение состоит в том, чтобы сделать результаты работы учащихся зримыми, ввести знания и умения в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса.
Цель: углубление и систематизация знаний учащихся по теме, развитие умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Технология:
- подготовительный этап (внеурочная деятельность);
- основные этапы (учебное занятие);
- заключительный этап (подведение итогов работы).
Алгоритм подготовительного этапа:
- включение в план работы даты ученической конференции;
- организационная работа вместе с ученическими общественными организациями;
- создание инициативной группы;
- выработка и реализация плана подготовки конференции;
- пропаганда задач и содержания конференции среди учащихся;
- обзорное изложение содержания учебного материала темы учителем;
- подготовка и доведение до учащихся источника знаний по теме (учебно-педагогическая, специальная занимательная литература, творческие работы учащихся за минувшие годы);
- подготовка и предложения учащимся заданий, предусматривающих самостоятельное изучение темы (изучить теорию, подобрать задачи, выделив из них опорные, ключевые и тренировочные, придумать или отыскать в литературных источниках лабораторные или творческие работы, обобщить имеющиеся по теме в кабинете материалы по возможности дополнить его);
- формирование групп учащихся, изучающих логически завершенную часть темы.
Учитываются и личные пристрастия членов группы, например, если учащийся интересуется физикой, химией, биологией - подготовить доклад или краткое сообщение об использовании данной теории в этих науках; любит историю - проследить историю развития учения по теме конференции до современных концепций; если "золотые руки" - подумать над возможностью усовершенствования имеющихся и изготовление новых наглядных пособий, моделей и т.д.; можно написать и соответствующие стихи, рассказы, придумать другие формы расцвечивания темы; консультации учителя по планированию творческой работы учащихся (консультации проводятся в три этапа):
- помощь в осмыслении материала к выступлению;
- помощь в составлении плана и структур выступления;
- анализ предъявленных учеником выступлений;
- предъявление учащимся требований к сообщению на конференции;
- четкость и логичность изложения материала;
- привлечение технических средств, таблиц, моделей;
- культура речи;
- доступность, научность содержания выступления;
- связь с практикой;
- выполнение учащимися выбранного задания.
Алгоритм основанного этапа - учебное занятие или внеклассное мероприятие
Отчет групп о проделанной работе, результатах.
Демонстрируется план, по которому шло изучение, материалы, которые будут поставлены в кабинете физики;
- доклады творческих групп, их обслуживание;
- подведение итогов личного участия в решении творческих задач;
- демонстрация спецгруппы учащихся наиболее интересных задач и способов их решения;
- подведение итогов конференции членов жюри.
Результативность конференции
Ученическая конференция обеспечивает:
1) упрочнение, расширение, углубление и активизацию знаний учащихся;
2) формирование личностного аспекта восприятия знаний;
3) развитие умений и навыков, составляющих операционную сферу самостоятельного пополнения знаний;
4) воспитание общественной активности школьников.
Условия эффективности конференции
1. Правильный выбор темы конференции (тематику определяет учебная программа; это темы, изучение которых требует широкой межпредметной связи, оперативного привлечения текущей информации, мобилизации личностного опыта учеников).
2. Определение основных, ведущих проблем в содержании темы конференции, конкретизация этих проблем на материале темы.
Главный путь углубления знаний учащихся лежит в русле проблемной постановки вопроса.
3. Умения самостоятельной работы:
I группа умений - связана с культурой умственного труда, с подготовкой содержательной стороны сообщений, докладов, в частности, элементарных приемов сбора материала - использовать библиотечные каталоги, реферировать вопрос, делать выписки, списки литературы, варианты планов докладов, черновики и т.д.
II группа - основа лекторской работы, мастерства речи (умение формулировать мысли в процессе речи, сосредотачиваться на главном, говорить свободно, а не пытаться произносить текст, написанный и заученный дома и т.п.).
III группа умений - школа организатора, умений организации и проведения самой конференции, организации самостоятельной деятельности по усвоению теории и практического ее применения, умений анализировать проделанную работу.
Приложения
Приложение 1. Ученическая конференция «Электрические явления в природе»
Приложение 2. Презентация «Защита от молнии».
Приложение 3. Презентация «ИСТОРИЯ электричества».
Приложение 4. Презентация «Первая помощь при электротравме».
Приложение 5. Презентация «Шаровая молния».