Урок по истории России в 9-м классе (с использованием ИКТ) "Неустойчивое равновесие: боевые действия зимой—летом 1942 года"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: Формирование представления о сущности второго периода Великой Отечественной войны и исторического значения победы Красной Армии под Москвой.

Задачи урока:

  1. Образовательные - сформировать у учащихся конкретные исто­рические представления о разгроме немецких войск под Москвой; причины неудач Красной Армии в Крыму и под Харьковом; содержание приказа наркома обороны № 227 от 28 июля 1942 г.; ход боевых действий на Сталинградском направлении летом 1942 г.
  2. Воспитательные - формировать у учащихся патриотические ка­чества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях, чувство уваже­ния и признательности к другим народам, вместе выступившим против фашизма, формировать неприятие тоталитаризма в любой форме как системы, неспособной решать свои проблемы иначе, чем через путь насилия, предотвратить катастрофические ошибки и просчеты.
  3. Развивающие- привлечь учащихся к анализу и синтезу изучаемого материала, к решению проблемных задач, поставленных в ходе урока, развивать умение делать промежуточные выводы и заключение из беседы с учителем.

Оборудование урока: На уроке используется компьютер, проектор, Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: ХХ век. Компьютерный учебник. – М.: Клио Софт, 2002. CD - 4; архив учителя; тесты; записи на диске, сделанные учителем.

Тип урока: комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий.

План урока: отражен на экране монитора по компью­терному учебнику «История России XX век».

Ход урока

 

Момент урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Оргмомент и целеустановка на урок.

10 минут.

Приветствие. Для повторения домашнего задания, класс делится на три группы. Ученикам дается задание написать ключевые слова, предложения, даты, цифры, фамилии исторических лиц. Затем группы меняются своими работами. Если в группе считают, что еще можно добавить информацию дописывают на этом листе. Дается три минуты, после этого листы вывешиваются на доске. Учитель зачитывает вопросы каждой группе.

1. Перестройка экономики на военный лад;

2.Вклад науки и художественной культуры в дело разгрома врага;

3. Методы борьбы с врагом партизан и подпольщиков.

Ученики на большом форматном листе пишут фломастерами ключевые предложения, слова. Все три группы обмениваются информацией, каждая группа дополняет ответы. Три листа вывешиваются на доске. После повторения домашнего задания, ученики готовятся отвечать на тесты по домашнему заданию. Капитаны команд, защищают точки зрения своих команд, обобщая ответы.
2. Повторение домашнегозадания.

8 минут.

Учитель раздает тесты по домашнему заданию <Приложение>, чистые листки бумаги на которых ученики пишут фамилию, имя, класс и варианты ответов. Сообщает критерии оценок. Напоминает, что исправления засчитываются за ошибки. Через пять минут учитель просит обменяться тестами и проверить тесты друг у друга, выставить оценки. Один из учеников садится за учительский компьютер и отвечает на вопросы теста появляю-щиеся на мониторе компьютера. Остальныеученики проверяют тесты, сверяя их с ответами, появляющиеся на экране, расположенном наклассной доске. Ответы ученика оцениваетсякомпьютером.
3. Переход к новой теме.

5 минут

 Информация с диска.

Учитель зачитывает тему урока, домашнее задание § 32 и вопросы к нему, творческое задание: используя воспоминания и архивные материалы семьи, соседей или знакомых, подготовить небольшой письменный рассказ «Тыловые будни». Подготовить сообщения «Оккупационньй режим на территории нашей страны, нашего города», «Герои-партизаны», «Герои-подпольпцики». Учитель зачитывает стихи фашистского и советского поэтов и заостряет внимание учеников на остроту момента сложившегося в 1941-1942 гг.

Ученики слушают рассказ учителя и рассматривают архивные документы и фотографии времен Великой Отечественной войны.

Записывают задание в дневники.

4. Изучение новой темы.

19 минут.

Учитель с помощью мультимедийного учебника рассказывает новую тему «Разгром немецких войск под Москвой». Значение битвы под Москвой не только для нашей страны, но и всего мира.

При подготовке к просмотру и прослушиванию второй части нового материала «Неудачи Красной Армии в Крыму и под Харьковом», «Летнее наступление немецких войск» учитель задает проблемный вопрос: Чем можно объяснить принятие приказа наркома обороны № 227 от 28 июля 1942 г.? Как вы думаете, нужен ли он был? Аргументируйте свой ответ.

Учитель подводит итог дискуссии и выводит на экран литературу, которой можно воспользоваться при дополнительном изучении материала.

После просмотра и прослушивания нового материала ученики делятся на две группы - на ту, что считает, что нужен был этот приказ и на тех, - что не нужен. Двум группам дается форматный лист, и каждый ученик записывает свое мнение кратко и свой ответ на листе сворачивает в виде гармошки. Два капитана команды выходят к доске, вычеркивают одинаковые ответы, соперничая, друг с другом, защищают свою точку зрения. Побеждает та команда, которая приведёт больше аргументов в пользу своего мнения.
5. Подведение итогов.

1 минута.

За работу на уроке учитель объявляет и обосновывает оценки. Ученики заносят оценкив дневники. Тесты соценками остаются уучителя для выставленияв журнал.

Литература: 

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век: Учебное пособие для 9 кл. М., 2008.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России. XX век»: книга для учителя. 9 кл. М., 2008.
  3. Берельковский И.В., Павлов Л.С. Методика преподавания. История. «Помпадур». М. 2001.
  4. Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России 1800 - 2002 гг.: Поурочные методические разработки и сценарии уроков / Серия «Книга для учителя». - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
  5. Клокова Г.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России XX века: 9 класс. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России XX век. М„: «Просвещение» 2008.