Цели урока:
1. Познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути, с жизненной позицией писателя.
2. Помочь увидеть нравственное взросление юных героев.
3. Показать, что личность человека формируется в результате отношений между людьми.
4. Воспитывать гуманистическое отношение к окружающим, помочь увидеть смысл жизни.
Оформление урока: портрет В.Г.Короленко, таблички с толкованием слов, рисунки учащихся.
Методические приемы: сообщение учащихся, аналитическая беседа, чтение отдельных эпизодов очерка.
Словарная работа: феномен, парадокс, афоризм, лексикон, флюиды.
Эпиграф к уроку:
Есть два желания, исполнение которых
может составить истинное счастье
человека, - быть полезным и иметь
спокойную совесть.
Л.Н.Толстой
ХОД УРОКА
- Короленко – писатель, о котором мы с вами говорили. С каким произведением этого писателя вы уже знакомы?
«Дети подземелья»
- Сегодня предстоит новая встреча с этим писателем. «Совесть эпохи, «светлый духом», «праведник», - так говорили о В.Г.Короленко современники. Давайте вспомним биографические сведения о писателе.
(Ученик, подготовивший сообщение, выступает) (Приложение 1)
-т.о. Короленко, человек редкой доброты, но с решительным характером, отстаивал мысль, что человек в любых ситуациях должен оставаться человеком и иметь право жить достойно и счастливо.
Произведения Короленко отражали свою эпоху, но, мне кажется, что эти произведения актуальны и сейчас. Одним из таких произведений стал очерк «Парадокс».
- Ребята, а что такое очерк?
Это небольшое литературное произведение, содержащее краткое описание жизненных фактов, где есть элемент вымысла и авторская оценка.
- Где чаще всего мы можем прочитать очерк?
На страницах газет, журналов.
- Да, очерк может быть и путевым, в котором рассказывается о дорожных впечатлениях, и портретный, где раскрывается личность человека, его характер, может быть и проблемный, в котором поднимается значимая проблема. Но у нас своеобразный очерк – художественный. Как вы считаете, почему «Парадокс» очерк? (Дома вы должны были подумать над этим вопросом)
В основе сюжет, который переосмыслен писателем, автор старается привлечь внимание к событию, которое наталкивает читателя на определенные выводы.
- Само название очерка «Парадокс» необычно. Обратимся к объяснению этого слова.
ПАРАДОКС – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.
- В очерке встречается ряд новых слов, значение которых нам нужно выяснить для выявления художественных особенностей нашего произведения. (На доске висят слова с их толкованием)
ФЕНОМЕН – здесь: нечто исключительное
АФОРИЗМ – краткое выразительное изречение
ЛЕКСИКОН – здесь: запас слов
ФЛЮИДЫ – здесь: магнетическая сила.
- Дома вы прочитали очерк, на какие три логические части он делится?
1. Игры мальчиков до встречи с феноменом.
2. Встреча с феноменом
3. Выводы после встречи.
- О чем мы узнаем в первой части очерка?
О том, во что играли мальчики во дворе дома.
- Как бы вы озаглавили эту часть?
Сказочный мир игр.
- А во что любили вы играть, когда были маленькими?
Ученики перечисляют названия игр, в том числе, и составлять стулья, брать в руки руль и ехать в дальние края. Занавешивать пространство между… покрывалом и ждать чуда.
- Почему вы придумывали такие игры?
Это необычно. В этом есть какая-то тайна.
- Найдите строки, посвященные играм детей. Как автор описывает их?
Автор описывает неторопливо, подробно, серьезно. Употребляет эпитеты:
Экипаж – фантастический
Карета – чудесная
Гостиница – одинокая
Глубина бадьи – таинственная
Далее проводится работа по рисункам, которые нарисованы ребятами к уроку.
- Назначение этой части в том, чтобы ввести читателя в мир маленьких героев. Обратите внимание, с каких слов начинается первая часть?
Как звучит конец?
- И в начале и в конце звучит мысль о назначении жизни. Значит, автор готовит читателя к чему-то важному. Вспомним эпизод из очерка, в котором происходит разрушение детского чуда и вторжение реального мира, который оказался обыденным и неинтересным.
Пересказ отрывка с изменением лица.
- На партах у вас лежит табличка, заполняя ее, мы с вами сможем проанализировать, каково же значение героя в раскрытии идейного замысла рассказа? Разобрав первую часть, какие пункты мы сможем заполнить? (Приложение 2)
- Обратимся ко второй части. Какой заголовок вы можете подобрать к этой части?
Действительный мир и наш фантастический уголок.
- В самом начале второй части возникает антитеза: действительный мир и фантастический уголок. Обратим внимание на эпитеты, с помощью которых писатель говорит, что реальная жизнь не так приятна и безмятежна, как детские фантазии.
«В пруду рыба только смеется», «Незримая глубина зеленого омута колыхнулась, помутнела», « Бадья стала деревянной».
- Конец второй части нас, читателей, заставляет задуматься о том, что реальная жизнь не похожа на игры детства. У каждого мир детства неповторим, но обязательно наступит тот момент, когда входит эта действительность.
Третья часть рисует эту действительность во всей ее неприглядности и обыденности. Когда и где происходит представление?
Представление происходит в полдень, перед обедом, мальчики увидели перед крыльцом всех жильцов дома: Улицкого, родителей, доктора Дударева, дворню и прислугу, в центре находилось «странное существо».
- Дома, по группам вы должны были составить характеристику персонажа.
1 группа – доктор Дударев
2 группа – пан Уляницкий
3 группа – феномен
4 группа – родители
5 группа – толпа зрителей
- Кого выделяет автор крупным планом?
-Что мы узнаем о докторе Дудареве? (Выступают ученики 1группы)
- Какое чувство вызывает у вас пан Уляницкий? (2 группа)
- Встреча с каким персонажем вызвала у мальчиков настоящее душевное потрясение? (Встреча с феноменом. 3 группа)
- Обратим внимание на глаза феномена.
Проницательные, бегающие, мелькнуло что-то странное, затуманилось.
- Чем же он удивляет публику?
- Достаточно ли легко даются Яну Криштофу его чудеса?
Нет, это тяжкий труд «Калека стоял с трудом, - огромная голова подавляла этого карлика. На лице виднелось страдание, тонкие ноги дрожали».
- Как относятся зрители к представлению?( 5 группа)
- Ирина, почему ты нарисовала иллюстрацию к этим строчкам? (если и другие ученики нарисовали эту сцену, спрашиваю и их)
- Ваше отношение к изображаемым событиям?
-Неужели все это Ян делает для того, чтобы заработать себе кусок хлеба?
Герою хочется быть похожим на обычного человека, жить, как полноценные люди, потому что жизнь, несмотря ни на что прекрасна.
-Какой афоризм пишет феномен мальчикам?
«Человек создан для счастья, как птица для полета».
- Как отреагировали родители мальчиков на записанные Залусским слова «Человек создан для счастья, как птица для полета»?(Выступает 4 группа)
-Как реагирует на происходящее мать?
Когда феномен подзывает детей и пишет афоризм, на лице виднеется «тревожное участие», которое сменяется благодарным взглядом.
- Мы отметили, парадокс – это мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу. В чем же парадокс Яна Залусского?
Феномен тоже человек, он тоже создан для счастья, но это меньше всего похоже на то, что он когда-нибудь может быть счастливым.
- Афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полета» автором вложены в уста человека, от рождения обделенного природой.
С какой целью писатель использует столь поразительный контраст и вкладывает жизнеутверждающие слова в уста калеки?
Автор хочет показать читателю, что ни при каких условиях не следует сдаваться. Ведь и сейчас есть люди-инвалиды. Многие из них занимаются альпинизмом, участвуют в олимпийских играх, получают высшее образование, т.е. не сдаются.
- Чувствуем ли мы здесь отношение автора к герою?
Автор с большой симпатией относится к своему герою, потому что у Яна Криштофа есть желание жить, а не просто существовать. Он обижен судьбой, но не озлобился на людей, не ожесточился. В его поступках, словах чувствуется достоинство , сила воли.
- Изменилось ли что-нибудь после встречи с феноменом?
Да, игра потеряла свое волшебство, все вокруг дети увидели другими глазами.
- Вернемся к нашей таблице.
- Каково же значение героя в раскрытии идейного замысла рассказа?
Система образов подчинена ответу на главный вопрос:
Для чего же создан человек?
- Чему же нас учит Короленко?
Не только тому, что человек создан для счастья, но и что он должен оставаться человеком, несмотря ни на что. Ян Залусский сумел остаться человеком, сохранить достоинство, это признает и писатель, и мы, читатели.
- Да, сохранить достоинство и остаться человеком в любых обстоятельствах – этому учит нас Короленко. Вспомните произведения, рассказывающие о героях, перед которыми стоял выбор, и они поступили, сохраняя достоинство, вызывая тем самым глубокое уважение читателей.
- А теперь обратимся к словам Л.Н.Толстого. Согласны ли вы с мнением писателя, что наш герой имеет спокойную совесть, он полезен обществу.
- Итак, тема нашего урока звучит «Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке». Для чего, собственно, создан человек? В чем смысл жизни?
Человек создан для счастья. Но чтобы добиться счастья, нужны труд, воля.
- Сам В.Г. Короленко писал: «Жизнь вообще, в самых мелких и крупных явлениях кажется мне проявлением общего великого закона, главные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Что ж нет своего – есть чужое, а все-таки общий закон жизни есть стремление к счастью. Только это я и пытался сказать своим произведением».
Следуя словам Короленко, необходимо стремиться быть нужным, полезным, не позволять жизни пройти мимо тебя.
Завершить сегодняшний урок мне хотелось бы словами Киплинга.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неугомонный бег,-
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
- Думаю, что с В.Г.Короленко у вас не последняя встреча.
Обзор выставки
- Вашим домашним заданием будет письменный ответ на вопрос «Мое понимание счастья».
Комментирование оценок.