Цели:
- Обобщить использование метода интервалов для решения неравенств,
- Показать широкие возможности этого метода для решения неравенств, содержащих переменные под знаком log, , и тригонометрические функции.
Мы будем рассматривать неравенства, правая часть которых равна нулю, а левая часть представлена в виде произведения или частного функций.
Идея метода: Знак произведения или частного определяется знаком сомножителей.
Рис.1
Линейная функция с ненулевым угловым коэффициентом меняет знак при переходе через нуль функции, причём справа от нуля знак функции совпадает со знаком углового коэффициента.
Рис.2
Квадратный трёхчлен с D>0 при переходе через каждый нуль функции меняет свой знак, причём правее большего корня знак квадратного трёхчлена совпадает со знаком его старшего коэффициента. [1]
Эти соображения приводят к следующей схеме решения неравенства:
Пример 1:[1]
- Найдём нули числителя: , , .
- Найдём нули знаменателя: .
- Наносим найденные нули на числовую ось. Т.к. неравенство строгое, то все нули изображаем выколотыми точками, которые разбивают числовую ось на интервалы:
Рис. 3
На самом правом из них знак каждого сомножителя совпадает со знаком его старшего коэффициента:
Следовательно, дробь на этом промежутке тоже отрицательна.
- При переходе через каждый из отмеченных нулей, один и только один из сомножителей меняет знак, и поэтому каждый раз меняется знак дроби. Учитывая это, расставляем в интервалах знаки (как показано на Рис.3).
- Выбираем интервалы, на которых дробь отрицательна.
- Записываем ответ: .
В рассмотренном примере 1, знаки в промежутках знакопостоянства функции чередуются. Однако делать обобщение, что так будет происходить всегда, разумеется, не следует.
Пример 2:
- нули числителя:
-2 – нуль второй кратности
- нули знаменателя:
- наносим найденные нули на числовую ось, т.к. неравенство не строгое, то нули числителя изображаем заштрихованными точками, а нуль знаменателя мы выкалываем, т.к. это число не входит в область определения неравенства:
Рис.4
Обозначим нуль второй кратности галочкой, чтобы не забыть. Т.к. числитель всегда принимает положительные значения, то на правом крайнем промежутке знак будет зависеть от знака старшего коэффициента знаменателя, т.е. «+». Левее «1» знаменатель будет отрицательным, а числитель положительным, поэтому при переходе через число -2 знак не меняется:
Рис.5
Это поможет понять следующая геометрическая картинка (Рис.6):
Рис.6
- Для записи ответа выбираем промежуток, где стоит знак «+» и заштрихованную точку , при которой дробь обращается в нуль.
Ответ:
Вывод: при переходе через нуль чётной кратности, знак не меняется.
Решить по вариантам, с последующим обсуждением у доски.
I вариант
Пример 3:
- нули числителя:
;
- нули знаменателя:
;
- нуль второй кратности
Рис.7
Ответ:
II вариант
Пример 4:
- нули числителя:
- нуль второй кратности
- нули знаменателя:
;
- нуль третьей кратности
Рис.8
Ответ:
Применение метода интервалов не ограничивается решением рациональных неравенств.
Универсальность метода основана на достаточно наглядном свойстве непрерывных функций: «Если на интервале (a;b) функция f(x) непрерывна и не обращается в нуль, то на этом интервале она сохраняет знак».
Пример 5: [1] ,
Будем решать это неравенство по той же схеме, но не на всей оси, а на области определения логарифмической функции, т.е. на промежутке (*):
- нули числителя:
; - не входит в (*) - нули знаменателя:
;
Рис. 9
- на самом правом промежутке
, ,
Следовательно на этом промежутке левая часть неравенства отрицательна
- при переходе через каждый корень меняет знак один и только один из сомножителей. Учитывая это, расставляем знаки на остальных промежутках.
Ответ: .
Пример 6:
- нули числителя:
корней нет
- нули знаменателя:
- решение изображаем на рис. 10:
Рис.10
Квадратный трёхчлен в числителе не имеет корней и не меняет свой знак. Его знак совпадает со знаком старшего коэффициента, т.е. «+».
Ответ:.
Пример 7: ОДЗ:
Приведём неравенство к такому виду, чтобы в правой части был «0»:
- нули числителя:
;;;
- нули знаменателя:
- решение изображаем на рис. 11:
Рис.11
Ответ:.
Пример 8:
ОДЗ:
Рис.12
- нули числителя:
- нули знаменателя:
, но ОДЗ удовлетворяет только
- решение изображаем на рис. 13:
Рис.13
Ответ:.
Задание на дом: (Решение предоставлено в Приложении1)
- Ответ:.
- Ответ:.
- Ответ:.
- Ответ: .
- Ответ:.
Задания для факультативный занятий предоставлены в Приложении2.
Вывод: Как известно, линейная, квадратичная, степенная, показательная, логарифмическая и тригонометрические функции, а так же их композиции и функции, получаемые из них с помощью арифметических действий, непрерывны в своей области определения. Поэтому метод интервалов можно применять при решении практически всех неравенств школьного курса. Метод интервалов позволяет представить множество решений неравенства в виде объединения промежутков, границы которых либо корни соответствующего уравнения, либо граничные точки области определения.
Список литературы:
[1] "Метод интервалов" //Журнал "Квант" No12, 1985 г.