Урок обучения грамоте в 1-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения Л.В.Занкова

Тип учебного занятия: Изучение нового материала.

Цели по содержанию:

  • Образовательная – сформировать у детей общее понятие о рассказе на основе осознания его основных признаков; учить составлять рассказ.
  • Развивающая – формировать у учащихся навыки связного монологического высказывания.
  • Воспитательная – воспитывать интерес к чтению и книге; потребность в общении с миром художественной литературы; культуру общения.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.

Форма взаимодействия: диалог.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: раздаточный материал, аудиозапись звуки природы, плакат с изображением Зимушки-Зимы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Целеполагание и мотивация.

У: Сегодня по дороге в школу я шла и размышляла о времени: как же быстро оно летит.

Совсем недавно, в первый осенний день, вы пришли в школу. Погода тогда была замечательная: светило солнце и было очень тепло.

А нынче… Погляди в окно:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А. С. Пушкин.

У: Если мы посмотрим на календарь, то увидим, что мы уже проучились три месяца:

У: Назовите их. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

У: За этот период многому научились и многое узнали. Сейчас вам пока оценки не ставят, но пройдёт время и вы будете получать настоящие оценки. И я думаю, каждый из вас, наверняка, хочет учиться на хорошо и отлично. Для этого вы должны внимательно слушать учителя, всё запоминать, и выполнять все предложенные задания.

Сегодня первое декабря.

У: А что вы можете рассказать об этом дне? Первый зимний день. Если мы посмотрим в окно или выйдем на улицу, то все изменения в природе говорят нам о том, что Зимушка-Зима к нам уже пожаловала. И пока она не сильно занята решила прийти к нам в гости – и вот она здесь. Звучит музыка (звуки природы).

На доске плакат с изображением Зимушки-Зимы.

Мы с Зимушкой-Зимой будем за вами наблюдать: кто из вас самый организованный; самый приятный в общении; внимательный слушатель; кто выскажет оригинальную мысль.

III. Актуализация.

У: Зимушка-Зима приготовила для вас игру «Что лишнее» (На доске записаны слова).

Снежинка сугроб снегим

У: Что лишнее? (лишняя запись «снегим», т.к сочетание звуков не имеет значение)

У: Что обозначают другие записи? (это слова, т.к. имеют значение)

У: Что такое слово? (Сочетание звуков, которое имеет значение.)

У: Что можно составлять из слов? (Предложение) составляют с каждым словом

У: Что вы знаете о предложении? (Это высказывание, состоящее из слов, связанных между собой по смыслу, и обладающее интонацией конца, т.е. законченностью мысли.)

У: А что мы можем составить из предложений? (Текст.)

У: А всегда ли это возможно? (Нет.)

У: Почему? ( Предложения должны быть объединены общей темой.)

У: А что такое текст? (Несколько предложений связанных по смыслу и объединённых общей темой).

У: Что вы можете рассказать о текстах? (дети отвечают).

У: Существуют различные виды текстов: многие из них вы знаете.

У: Сейчас, ребята, вам прочитают несколько текстов. Ваша задача назвать виды текстов.

(стихотворение)

Зима.

На картине у зимы
Всё бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.

Но порой блеснут на ней
Средь поляны ватной
Красногрудых снегирей
Солнечные пятна.
Виктор Лунин.

(рассказ)

Зимний лес.
Какой красивый лес зимой! Кругом пушистые сугробы.
Хороши высокие ели. На ветвях шапки снега. У куста зайка. В дупле уснула белка. На макушку ёлки села птица.

У: Всем вам, наверное, приходилось слышать слово «рассказ». Что оно означает? (Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера; словесное изложение какого-нибудь события)

Целевая установка: Сегодня на уроке уточним, что такое рассказ; узнаем какими признаками он обладает и как отличить рассказ от набора предложений, и др. видов текстов. Поучимся по заданному началу составлять рассказ.

IV. Работа по формированию системы общих представлений и основных понятий.

(Работа в парах; у учеников тексты с вопросами)

Снежные узоры на окнах.

За ночь сильно похолодало. Настало морозное утро. На стёклах появились узоры. Лучи солнечного света играли на стекле разноцветными огоньками.
Вот длинная ветвь пальмы. Вот распустился чудесный цветок.
Красив снежный узор и в блеске утреннего солнца, и в синеве зимнего вечера.
Откуда появились снежные узоры? Их рисует Мороз Иванович. Чем он их рисует? Прозрачным паром, который всегда есть в воздухе.
На холодном стекле окна оседают тёплые пары воды. Они застывают. К ним прилипают другие капельки. Постепенно вырастает на окне сад изо льда. Сверкает сад на зимнем солнце.
(По М. Гумилёвской.)

Задание: Связаны ли предложения по смыслу?

Имеют ли предложения законченную мысль. А последовательность?

Подходит ли заголовок?

Проверка. (Открывается на доске и обсуждается.)

Рассказ.

  1. Предложения связаны по смыслу, т.е. рассказывают об одном и том же.
  2. Все предложения в тексте имеют границы, т.е. одно предложение закончилось начинается другое.
  3. Предложения имеют определённую последовательность, т.е. имеют определённое место.
  4. Есть заголовок.

V. Закрепление. Применение.

У: А одинаковые ли краски имеет зима днём и вечером?

У: Прочитайте самостоятельно стихи (у каждого ученика на карточках).

Синий вечер.

Вечер зимний
В небе синем
Звёзды синие зажёг.
Ветви сыплют
Синий иней
На подсиненный снежок.
За ветвями
Дом синеет,
Крытый синей ватою.
Тени ходят по стене
Сеткой синеватою.
Красит синькою мороз
В окнах незабудки
И зевает синий пёс
Возле старой будки.
В. Фетисов.

Зима.

Заготовила зима
Краски все
Для всех
Сама.
Полю –
Лучшие белила.
Зорям –
Алые чернила.
Всем деревьям –
Чистые
Блёстки серебристые.
А на улице –
Ребят
Разукрасила подряд.
Как художник,
Красит разным:
Кто играет,
Красит красным.
Кто боится шевелиться –
Краска синяя годится.
Ни за что не выпросить
По-другому выкрасить.
Василий Фетисов.

(Дети отвечают на вопрос более правильно.)

Работа в группах. Задание: Закончи текст, используя слова и выражения из стихотворений; озаглавьте текст.

(Проверка в классе; дети озвучивают)

Каждый индивидуально раскрашивает рисунок.

VI. Домашнее задание.

На выбор:

  1. Составить рассказ на тему: «Зимние забавы».
  2. Сделать подборку фотографий или рисунков.
  3. Отгадать загадки и найти отгадки в филворде.

Филворд. (Приложение 1)

VII. Рефлексия.

Подведение итогов работы. Зимушка-Зима выделяет и поощряет лучших ребят.

У: С каким настроением вы уходите с урока? Что нового вам открылось на уроке? Что получилось? Над чем нужно поработать?