Роль политической информации в формировании политической культуры школьников

Разделы: Внеклассная работа


Политическая культура учащихся формируется под влиянием семьи, школы, средств массовой информации, социума.

В школе на уроках истории, обществознания, права, экономики происходит знакомство с основными сферами жизни общества, их взаимодействием, взаимовлиянием. Опытный педагог в ходе практических занятий интерпретирует факты, события, подходы с политической точки зрения. Но не всегда для такой серьезной работы хватает учебного времени. Поэтому в нашей школе решили использовать немного забытую форму политического образования школьников как политинформации. Эта форма работы была апробирована в школе в течение трех лет. Еженедельно (по вторникам) во всех классах с 4 по 11 проводятся политические информации.

Сформировался коллектив политинформаторов, многие из которых готовят занятия самостоятельно и заинтересованы в качестве своей работы, в её результативности.

Выделилась группа учащихся 6-7-х классов, которые работают с ребятами 4-х классов.

Еженедельно для политинформаторов проводятся консультации по актуальным теоретическим вопросам, рассматриваются варианты практических занятий.

Большую роль в организации политинформаций играют классные руководители.

Цель данной работы рассказать:

  • о политических информациях как способе формирования политической культуры школьника;
  • об особенностях практических занятий политинформаторов, которые способствуют развитию аналитического мышления и формированию активной жизненной позиции.

Объект исследования: организация политинформаций в школе как путь формирования политической культуры у школьников.

Предмет исследования: формы и методы активизации учащихся на политических занятиях.

Опыт проведения политинформаций показал, что только теоретических занятий недостаточно, чтобы мотивировать интерес ребят к политическим проблемам. Наряду с теорией мы проводим практические занятия.

Примеры нескольких практических занятий мы приведем в данной работе. (см. Приложение 1).

Чтобы заниматься политикой нужны знания, опыт. Грамотное и эффективное участие в политике требует: во–первых, разносторонних политических знаний; во-вторых, ориентации на ценности и правила жизни демократического общества; в-третьих, овладение способами политической деятельности. Названные условия в своей совокупности характеризуют демократическую политическую культуру. [14,294] Самостоятельный поиск, самообразование - это первый шаг к формированию собственной политической культуры школьника. Это происходит в ходе подготовки и проведения политинформаций. Подготовиться к политинформации сложно, нужно заниматься систематически: найти примеры, которые будут интересны одноклассникам, решить, какой объем информации давать. Второй шаг – научиться формировать собственную позицию и уметь ее защитить. Ее называют активной жизненной позицией. У старшеклассников она должна быть уже сформирована. Первое вводное занятие мы проводим по теме: «Что означает понятие «политическая культура». Политическую культуру, по мнению российского политолога Мухаева Р.Т., характеризуют знания, общепринятые ценности, представления, взгляды, убеждения, установки, нормы, характерные для политической системы общества. [8,328-330] Существуют разные подходы к классификации политической культуры. Так американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделили три типа: патриархальную, подданническую политическую культуру, а также политическую культуру участия. При патриархальной политической культуре главную роль играют родовые, семейные, классовые ценности. Интерес личности к политической жизни отсутствует. [6,194]

Подданническая политическая культура личности заставляет эту личность верно служить политическим институтам, подчиняться государству, верить в лучшее будущее. [6,194]

Мы остановимся на характеристике политической культуры участия. Ей присуща высокая политическая активность личности, стремление ее воздействовать на политические процессы в стране, обладание достаточно большими знаниями о политической сфере общественной жизни. Многие политологи относят эти характеристики к понятию демократическая политическая культура.

Итак, политическая культура прежде всего основывается на знаниях. Политические знания - это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, об институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Научные политические знания отличаются от житейских представлений о политике тем, что являются результатом овладения основами политической науки. Это помогает человеку ориентироваться, оценивать политическую информацию. Его политическим сознанием становится трудно манипулировать. [14,294]

В ходе овладения знаниями у человека формируются ценностные ориентации. Это его представления об идеалах и ценностях «разумного или желаемого общественного устройства». [14,295]

Практическое занятие к этой теме было проведено по материалам голосования россиян во Всероссийском проекте «Имя Россия». Учащиеся 7 А класса высказали мнение, ответив письменно на вопрос: почему после героев проекта Александра Невского и Петра Столыпина третье место по числу голосов завоевал Иосиф Сталин.

Ребята не только письменно, но и устно ответили, что в условиях российской действительности Сталина воспринимают как деятеля, который:

  • «Навел порядок в стране» – 52%
  • «Руководил страной во время Великой Отечественной войны и победил» – 48%
  • «Был скромным в быту» – 17%
  • «Провел индустриализацию» – 16%

На практических занятиях в 10-х и 11-х классах была предложена анкета. Ответы 42 старшеклассников помогли познакомиться с их позицией по вопросам:

  • должен ли выпускник школы заниматься политическим самообразованием?
  • иметь активную гражданскую позицию? (приложение 2)

Политическое самообразование старшеклассников осенью 2007 года и весной 2008 года шло под лозунгом «Выбираем Государственную Думу и Президента России». Обсуждение кандидатов в президенты и программ партий и движений шло на уроках обществознания и на политинформациях.

Например, среди десятиклассников был проведен письменный опрос (участвовало 26 человек), требующий сформулировать не менее пяти аргументов, объясняющих предполагаемый выбор тех или иных кандидатов во время голосования за Президента РФ. Высоко ценились аргументы, высказанные не только в пользу своего кандидата, но и в пользу его соперников. Многие выбрали Д.А. Медведева, Г.А. Зюганова, В.Ф. Жириновского. Материалы этого опроса приведены в приложении 3.

Общественно-политическая практика учеников 10 «А» и 10 «Б» классов стало более ощутимой, когда весной и осенью 2008года они были привлечены к проведению собраний и конференций общественного движения «Наш Новоуральск». Ребята занимались регистрацией участников форумов, собирали записки в зале и передавали в президиум. В ходе такой работы они получили представление о лидерах городских отделений партий КПРФ, «Справедливая Россия», «Единая Россия», о мэре города, о председателе городской территориальной избирательной комиссии, о кандидате на пост главы Новоуральского городского округа.

В ходе подготовки команды школы к участию в городском форуме «Россия и мир: содружество или конфронтация?» в рамках межшкольного практикума «Международный день прав человека», посвященного 60-летию «Декларации прав человека» и 15-летию Конституции РФ, одиннадцатиклассники разделились на три команды (участвовало в общей сложности 39 человек), защищали избранные позиции согласно условиям форума на уроках и политических занятиях.

Позиция первая - сотрудничество России и других стран жизненно необходимо. Только совместные усилия позволят справиться с современными мировыми проблемами: финансовый кризис, противостояние терроризму, глобальные проблемы современности.

Позиция вторая - Россия вынуждена находиться в конфронтации с другими странами. За 90-ые годы ХХ столетия позиция и авторитет России пошатнулись; чтобы их восстановить, необходимо твердо и последовательно отстаивать интересы страны. Только тогда с мнением и позицией России будут считаться ее партнеры.

Позиция третья - в современном мире недопустимо слепое отстаивание своей позиции, слишком много угроз – мы вынуждены справляться с ними вместе. Но нельзя идти на поводу тех, кто требует от России уступок в ее ключевых интересах ради «демократии и сотрудничества».

Завершающим итогом школьного форума стала стенная газета, где были опубликованы мнения ребят (см. приложение 4). Команда из трех одиннадцатиклассников со своими платформами приняла участие в городском форуме.

Впереди еще половина учебного года. Думаем одиннадцатиклассники ощутили вкус к серьезной политической подготовке, которая может стать хорошей общественно-политической практикой как в школе, так и вне ее стен.

Учащиеся 11-х классов нашей школы два года обращаются к политическим событиям. Они не только готовятся к политинформациям, но участвуют в диспутах, форумах, в работе общественного движения «Наш Новоуральск».

Что же мы получили в результате наблюдений, опросов, изучения мнений?

Старшеклассники смогли оценить роль общественно-политической практики для формирования собственной политической культуры.

Итоги опроса одиннадцатиклассников (30 человек), проведенного в декабре 2008 года, позволили познакомиться с результативностью политинформаций, с оценкой ребятами своего уровня политической культуры.

Они отметили, что возрос их интерес к формам и методам работы российского правительства, к работе администрации города; они не равнодушны к авторитету России на международной арене.

Их участие в общественно-политической жизни школы стало более насыщенным. Активность, по сравнению с 10-м классом возросла на 20,8%.

На вопрос, считаете ли Вы, что ваш уровень политической культуры возрос, выпускники ответили так:

  • «Да» – 40% опрошенных;
  • «Скорее да, чем нет» – 50%;
  • «Скорее нет, чем да» – 6%;
  • «Нет» – 4%.

Итак, самооценка выпускников позволяет сделать вывод, что организация политинформаций необходима, она способствует формированию политической культуры школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Всеобщая Декларация прав человека – Международные документы по правам человека: Сборник. Спб: «Специальная литература», 1997.
  2. Душенко К.В. Большая книга афоризмов – Изд. 9-е, исправленное. – М.:изд. Эксмо, 2007.
  3. Иже с вами. Прямая речь Д.А. Медведева в Ижевске. – «Российская газета», 20 ноября 2008 г.
  4. История ХХ века: Основные понятия (Пер.с англ. Яз Е.И. Ильиной. – М. ООО «Издательство Астель»: ООО «Издательство АСТ»», 2004.-496с.:ил. (мини-энциклопедия).
  5. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Серия «Закон и общество». Ростов – на – Дону, «Феникс», 2004.
  6. Лазебникова А.Ю.,Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе - Методическое пособие по курсу «Человек и общество».-2-е изд.,ипр. – М.:Дрофа», 2000.
  7. Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.)/ С.Г. Лузянин. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.
  8. Мухаев Р.Т. Политология 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.:Дрофа. 1997.
  9. Открытие Америки. За неделю Дмитрий Медведев провел переговоры в пяти странах. – «Российская газета», 27 ноября 2008 г.
  10. Президент России/ Выступление на распространенном заседании Государственного совета. О стратегии развития России до 2020 года. – hhtp://www.Kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtme.
  11. Владимир Путин. Хватит с нас однократного мира! Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года. - «Аргументы и факты», 7, 2007.
  12. Словарь иностранных слов и выражений./Автор – составитель Е.С. Зенович. – М.: ООО «Издательство АСТ»: Олимп, 2000
  13. Фортунатов В., Платова Е., Огородников В. Политология. Экзаменационные ответы для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2005.
  14. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2 11 кл. /Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой. – М.: Просвещение, 2002.