Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребёнок - это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
Для решения задач психолого-педагогической работы с первоклассниками, в начальных классах гимназии осуществляются следующие направления деятельности:
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение первого года проводится два раза - на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса.
Развивающая психологическая и педагогическая работа в течение всего года.
Консультативная работа с педагогами и родителями проводится психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия.
Методическая работа, направленная на совершенствование методики содержания обучения, проводится педагогами, по результатам анализа психолого-педагогического статуса первоклассников.
Развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребёнка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.
Все обозначенные выше направления работы в рамках системы психолого-педагогического сопровождения на этапе школьной адаптации наполняются конкретным содержанием в соответствии с тем или иным этапом работы. Мы выделяем следующие основные этапы:
- Первый этап - поступление ребёнка в школу.
- Второй этап - первичная адаптация детей в школе.
- Третий этап - психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.
В период с 2003 по 2006 год в октябре-декабре мы проводили исследование с целью изучения того, как адаптируются первоклассники. Исследование включает тестирование, анкетирование детей, родителей. Выявлено 3 группы детей: дети с легкой адаптацией и дети с неполной адаптацией, дезадаптированные дети. В период с 2003 по 2006 годы поступили в первый класс 88 детей. (29, 29, 30 детей). В сентябре учителя первых классов традиционно проводят адаптационный курс "Введение в школьную жизнь" Цукерман и Поливановой.
Результаты тестирования показали, (мнение учителей) что из 88 первоклассников 81 (92 %) адаптировались легко. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, без видимого напряжения выполняли требования учителя. Неполная адаптация, по мнению учителя и психолога, наблюдается у 6 учащихся (6,8 %). Им потребовалось больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они предпочитали до конца первого полугодия игровую деятельность учебной, не сразу соглашались выполнять требования учителя, часто выясняли отношения со сверстниками (дерутся, капризничают, жалуются, плачут).
Наблюдения показывают, что на уроке такой ученик отличается неорганизованностью, замедленным темпом деятельности. Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор - вот его характерные черты. Может не дописать буквы, слоги, пропустить слова. Трудности в чтении определяются пропуском букв, слов. Иногда быстрый темп чтения, но плохое понимание текста или же, наоборот медленное чтение.
За три года исследования выявлена дезадаптированность 1 ученика (2004-05 у/г. Кеша А.) (1,1 %). Этот ребенок имеет проблемы в семье, заикается, что несомненно, отразилось на прохождении адаптации.
По мнению родителей, высокий уровень адаптированности у 15 учащихся (17 %), выше среднего - у 38 (43,1 %), средний уровень - у 35 учащихся (39,7 %). Интересно отметить, что родители всегда отмечали благополучную адаптацию у своих детей, что показывает их положительное отношение к школе, учителю.
Сделаны сравнительные анализы адаптации - воспитанников ДОУ, по возрасту, по полу.
Сравнительный анализ воспитанников ДОУ выявил, что выпускники д/с "Колобок", "Хатынчаана" и наслежных детских садов значительно легче переносят адаптацию. Дети из "Радуги", "Кэнчээри", "Ручейка" испытывали в первое время трудности.
Дети 6,5 лет труднее переносят адаптацию, чем семилетние дети, так как их психика еще сохраняет более раннюю "детскую" организацию и не готова к серьезной учебной деятельности.
С помощью методик, как "Страхи в домиках", "Мое настроение в цветах" выявляется эмоциональное состояние детей в период адаптации. Эмоциональное состояние детей зависит от многих факторов, как межличностные отношения, физическая и умственная нагрузка, индивидуальные личностные особенности, внутрисемейные отношения.
Цветовое фиксирование своего настроения первоклассников в течение учебного года в неделю один раз показывает преобладание положительных, бодрых, активных цветов (красный, желтый), что является показателем безболезненной адаптации у большинства детей.
Методика "Страхи в домиках" (Опросник из книги Е.И. Рогова 8 стр.28-29) выявляет личностную тревожность детей. Норматив страхов у девочек 6-7 лет - 11-12, у мальчиков - 8-9. У 55,1% детей выявлено превышение норматива.
Первоклассники особенно испытывают страхи по следующим показателям:
- смерти родителей (75,8%);
- умереть (68,9%);
- стихийных бедствий (65,5%);
- сказочных персонажей (Бабы-Яги, Кощея Бессмертного и.т.д.) (58,6%),
- страх глубины (55,1%)
Эти страхи соответствуют возрастным особенностям появления страхов у младших школьников.
Отслеживание уровня школьной мотивации проводили по методике Лускановой.
Высокий уровень школьной мотивации выявлено у 17,8% учащихся, средний уровень - у 19,2%, внешняя мотивация значительно преобладает - 43,3%, низкий уровень - 12,5%, негативное отношение к учебе выявлено у 2,2%. Исследования показали, что у девочек сформированность учебной мотивации выше, чем у мальчиков. Это определяется тем, что девочки более усидчивы, достаточно общительны, легко приспособляются к новой деятельности. Большинство мальчиков предпочитают игровую деятельность учебной, у них еще сохраняются качества, присущие предыдущему возрастному периоду, более подвижные, трудно переносят длительное ограничение двигательной активности.
Низкий уровень школьной мотивации показали дети с двойной адаптацией, прибывшие из наслегов.
Для выявления самооценки ребенка и межличностных отношений в классном коллективе пользуемся методикой "Дом Доброты". И.В.Вачкова. Суть данной методики заключается в том, что дети должны расселять дом Доброты, который имеет три этажа и самую верхнюю одну квартиру на крыше. На самом верхнем (на крыше) живет один самый-самый добрый в классе, на третьем - добрые, на втором - средне-добрые, на первом те, у кого доброты меньше всех. Дети расселяют по этим этажам своих одноклассников и себя. Анализ результатов этой методики показало, что большинство детей имеют высокую и завышенную самооценку, считают себя добрыми, "хорошими" и "умными" и положительно оценивают свои школьные успехи уже только потому, что они очень старались, хотели сделать правильно.
По результатам исследования выявлены следующие проблемы:
- У большинства первоклассников процесс адаптации к школе завершается только к концу первого полугодия. В период адаптации к школе у ребенка снижается вес, замедляется рост, появляются жалобы. Острая заболеваемость первоклассников в этот период два раза превышает норму.
- Затруднения в адаптации испытывают мальчики и дети 6-6,5 лет (причины - неусидчивость, неустойчивое внимание, неразвитость мелкой моторики руки).
- В период адаптации у детей появляется повышенная тревожность. Норматив страхов превышает у большинства детей, что показывает дискомфортное внутреннее состояние первоклассников.
- У большинства детей преобладают внешние мотивы к обучению.
- У детей с двойной адаптацией, прибывших с других мест, чаще возникает низкое или негативное отношение к учебе, затруднения в общении с детьми.
- Дети с низкой адаптацией испытывают трудности и в дальнейшем обучении, общении с детьми.
- Вышеперечисленные проблемы характерны для всех школ и связаны чаще всего с отсутствием психологов в школах, недооцениванием проблемы со стороны учителей, родителей, воспитателей, отсутствием своевременной помощи детям.
- Успешная адаптация ребенка к школе предполагает успешность обучения в школе. Чтобы обеспечить безболезненную адаптацию первоклассников, создать условие для дальнейшего успешного обучения в школе, кафедрой начального образования проделана следующая работа:
- Разработана адаптационная программа для первоклассников,
- Определены и систематизированы методики для изучения социально - психологической адаптации первоклассников;
- Определены основные направления и этапы изучения социально - психологической адаптации первоклассников;
- Разработаны методические рекомендации для учителей и родителей первоклассников;
Первый, от кого зависит успех обучения и воспитания младших школьников, это учитель. Если ребенок учится в доброжелательной обстановке, если он полностью доверяет учителю, то ему легче переносить трудности учебы, пережить неудачи. Личность учителя играет главную роль в положительной социально-психологической адаптации первоклассника. Учитель должен быть добрым, но требовательным, не унижать его, а помогать.
Материнская любовь и забота, чуткость учителя, его терпение, педагогический такт, способность понять радость и облегчить трудности детей - все эти истины, собранные воедино, свидетельствуют о том, как трудно, почетно и ответственно вводить маленького человека в большой мир знаний.