Цель занятия: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре.
Задачи:
- Обучающие: познакомить воспитанников с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол.
- Развивающие: развивать творческие способности и речь воспитанника.
- Воспитывающие: побудить детей к импровизации, используя театральные куклы; создать творческую атмосферу на занятии.
Тип занятия изучение нового материала
Год обучения - первый
Возраст - младший школьный
Оборудование и материалы: иллюстрированный материал по истории куклы, образцы кукол, таблички со слогами, схемы - рисунки, сундук, ширма, плащ - накидка, музыкальный центр, компьютер, географическая карта мира, цветные карандаши, заготовки для изготовления фантазийных кукол.
Ход занятия
Организационный этап
Педагог: Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Анатольевна. Тема занятия: "В гостях у кукольного театра". Но прежде чем говорить о кукле и кукольном театре мы должны приготовиться к занятию. Все наши занятия будут начинаться с полукруга в центре зала. И вам предстоит выполнить следующее задание: бесшумно поставить стулья в центре полукругом, на одинаковом расстоянии друг от друга.
(Воспитанники выполняют задание)
Основной этап
(Звучит музыка)
Педагог: Дорогие зрители! Сказку послушать, не хотите ли? Сказку не простую, а кукольную:
Дети: хотим.
(Демонстрация отрывка фильма)
Педагог: Кукольный театр! Волшебные слова. Кукольное представление - ваше любимое зрелище. Недаром Буратино отдал свою азбуку с цветными картинками за один билет в кукольный театр Карабаса - Барабаса. Откуда взялся этот удивительный мир? А корни его надо искать в древности с появлением кукол. Но точно сказать, когда они появились невозможно. При раскопках в Египте была найдена кукла, возраст ее более 4 тысяч лет. А вот кукол близких к театральным куклам делали по - особому , чтобы она могла совершать движения.
(Педагог показывает на карту мира, останавливаясь на странах, про которые идёт речь)
В Египте куклами были небольшие статуэтки, которые приводились в движение веревочками. (Показывает слайд со статуэтками)
В древнем Риме устраивались шествия с огромными механическими куклами. (Показывает слайд с механическими куклами)
А куклы театра Индии - плоские фигурки театра теней. (Показывает слайд с фигурами теней)
В нашей стране это ручные куклы, которыми пользовались бродячие кукольники.
В нашем кукольном театре есть такие куклы. И наша задача - не только научиться ими управлять, но и изготавливать их, придумывать и ставить с ними сказки. И так, отправимся в гости к кукольному театру.
(В центре сцены стоит сундук, на котором лежат: листок и кукла Буратино. Все прикрыто накидкой. Педагог одевает плащ)
Педагог: Наш волшебный плащ поможет "оживить" наших кукол. Ребята, только у нас куда - то исчезли куклы и занавес. Они лежали на нашем сундучке. Здесь записка, давайте прочтем. (Читает)
"Ну что глупые девчонки, задиристые мальчишки, никогда вам не видать кукольных представлений! Ваш занавес и куклы я надежно спрятал. Великий и хитрый Карабас Барабас".
Педагог: Ребята ,может Буратино знает где наши куклы?.Надо только одеть волшебный плащ. За ним оживает любая кукла.
(Надевает куклу на руку и проделывает с ней действия).
Буратино: Знаю, знаю, что сделал Карабас Барабас. Он грозился меня в камин бросить, если я вам буду помогать. Только я его не боюсь. Помогу вам. Слушайте внимательно! Вы должны:
- Отгадать: "Что за странные игрушки спрятал в сундуке Карабас Барабас";
- Сумейте "оживить" то, что достанется вам не живым.
Справитесь - получите свои куклы и занавес. А я пока попробую Карабаса Барабаса задержать.
(Педагог снимает с руки перчаточную куклу и открывает сундук. Звучит музыка "Музыкальная шкатулка", педагог достаёт игрушки из сундучка).
Педагог: Ребята, да здесь много разных кукол, из разных материалов: это бумажные куклы: объемные и плоские; деревянные, пенопластовые, вязанные. Эти куклы предназначены для самого простейшего театра - настольного. В нем декорации и куклы выстраиваются на столе, а кукловод ведет кукол по плоскости стола.
(Педагог показывает отрывок из русской народной сказки "Теремок". На столе стоят бумажные макеты: теремка, деревьев и кустов. Герои сказки - бумажные куклы (плоские или конусные).
Педагог: Вот с таких кукол мы начнем знакомиться с кукольным театром. А театр фантазий поможет нам не только увидеть и сделать необычную куклу из носового платка, гольфа, перчатки, капронового чулка, детской игрушки, но и устроить с ними кукольное представление. И сейчас вам предстоит из подручных средств - сделать свою фантазийную куклу.
(Педагог каждому воспитаннику раздаёт различный материал - заготовки, дети под музыку делают свои куклы. По окончанию работ, каждый ребёнок знакомит всех со своей куклой).
(Звучит мелодия из музыкальной шкатулки.)
Педагог: Ребята, сундучок нам подает сигнал. Посмотрите, в нем появились сейчас и ваши куклы. Значит, мы справились с первым заданием. А теперь нам надо "оживить" то, что достанется нам неживым. Что это такое, ребята? Дети: кукла.
Педагог: А чтобы оживить ее надо многое о ней узнать. По способу управления куклы делятся на верховых и напольных. Верховые куклы находятся над ширмой, а кукловод управляет снизу.
(Показывает слайд - рисунок)
Педагог: Напольные куклы находятся прямо на полу. Кукловод управляет ими на глазах у зрителей.
(Показывает слайд - рисунок)
Педагог: Ребята, а куклы, которые у меня в руках, к какому виду относятся? Дети :верховые.
Педагог: Их ещё называют перчаточными. Стоит одеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает. Но не думайте, что это так легко. Благодаря пластичности запястья кукловода и подвижности речевого аппарата - кукла двигается и говорит. А добиться это можно только благодаря разминкам, гимнастики, массажам с которыми мы и будем знакомиться на наших занятиях.
(Педагог проводит разминку кукловода. Дети повторяют движения за педагогом, выполняя упражнения для подвижности запястья.)
Педагога: Ребята, мы сейчас попробуем нарисовать рисунок без карандаша и бумаги. Представим, что ваши пальчики - это кисточки. И сейчас этими кисточками мы и будем рисовать на воображаемом листе. Левой кистью "рисуем" контур этого листа в воздухе. Далее " рисуем" поочерёдно то - правой, то - левой кистью. Рисунки слева "рисуем" левой кистью, а справа - правой.
Задание:
Покрасим листок:
Верх - голубым цветом, а низ - зеленым.
В правом углу - солнышко, а в левой стороне - тучки.
В центре нашего листка - теремок.
Слева -рисуем куст.
Справа - дерево.
Птички летают с куста на дерево.
Педагог: На нашем воображаемом листе мы нарисовали теремок.
(Проводится упражнение для отработки четкости речи.)
Озвучим наш рисунок.
Стоит терем - теремок.
Он ни низок - ни высок.
Кто в тереме живет? (показывает таблички с надписями .)
Пи - пи - пи (мышка)
Пых - пых - пых (ёжик)
Ква - ква - ква (лягушка)
Гав - гав - гав (собачка)
Ко - ко - ко (петушок)
Педагог: После разминки мы будем обучаться приемам вождения кукол. Но сперва надо научиться правильно одевать куклу на руку. Вот один из удобных способов.
(Проецируется слайд. Педагог объясняет правильность одевания куклы на пальцы).
Педагог: Встаньте за стул и разверните его сиденьем к себе, сядьте. Спинка стула будет ширмой. Смотрите и повторяйте за мной движения под музыку.
(Проводятся упражнения с куклой, при этом характер музыки меняется)
- Кукла идет - радостно, грустно.
- Наклоны головы и туловища.
- Повороты: налево, направо, быстро, медленно.
- Кукла: ползет по руке кукловода, разглядывает, прячется.
- Кукла: разглядывает, разговаривает, слушает.
Педагог: Ваши куклы, ребята, сделали первые робкие свои шаги. Но чтобы стать настоящим кукловодом - надо еще многому научиться. На наших занятиях вы узнаете много секретов кукольного театра.
Вот мы и справились со вторым заданием. Мы "оживили" наших кукол, заставив их двигаться. Но занавес так и не появился. Что - же делать дальше?
(На руке у педагога одета перчаточная кукла Петрушка. Педагог делает ею движения, как будто она что - то хочет сказать на ушко).
Педагог: Ребята, Петрушка нам что-то хочет сказать, только просит поместить его вот за эту круглую небольшую ширму, так как в старые времена за такой же ширмой он вместе с друзьями выступал на площадях и ярмарках, в городах и деревнях.
(Педагог заходит за круглую ширму. И вот над ней появляется Петрушка.)
Петрушка:
Здрасьте, здрасьте, зрители!
Дети и родители,
Гости заезжие, господа приезжие!
Все собрались, никого не ждем
Тогда разговор начнем.
Петрушка: Что ребятки занавес ищите? У меня он. Ответите, правильно на мои вопросы - получите его. Готовы?
Дети: Готовы.
Петрушка: Без чего нельзя обойтись в кукольном театре?
Дети: Без куклы.
Петрушка: Назовите самый простейший кукольный театр?
Дети: Настольный.
Петрушка: На какие виды делятся куклы по способу управления?
Дети: Верховые и напольные.
Петрушка: Как называется кукла, одетая на руку?
Дети: Перчаточная.
Петрушка: Молодцы! Чудеса, да и только! Вот знатоков здесь сколько! Получайте свой занавес, а еще -" Приглашение в школу кукольных наук". Нам такие способные кукловоды очень нужны! До свидания.
Педагог(выходя из-за ширмы) Что ребята, нашли занавес?
Дети: Нашли!
Педагог: Теперь мы можем вместе с вами кукольную сказку нарисовать.
(Педагог читает сказку "Теремок", дети рисуют её по цепочке под музыку)
Педагог: А теперь мы эту сказку можем показать.
(Обыгрывается сказка "Теремок". Обсуждаются характеры героев.)
Рефлексия
Педагог: Ребята, я попрошу вас встать полукругом. У каждого из вас в руках один из героев сказки "Теремок". В нашем творческом объединении есть особое правило. После каждого занятия возвращать куклы в волшебный сундук, но прежде, чем вы это сделаете, я хотела, чтоб вы голосом своего героя ответили на вопрос: "Что вы узнали сегодня, с чем познакомились, чему научились?" Пожалуйста, начнём с Маши и её героя:(дети друг за другом подходят к сундуку, отвечают и возвращают куклу, педагог благодарит каждого)
Заключительный этап
Педагог: Ребята, мы сегодня не только с вами побывали в гостях у кукольного театра, но и познакомились с главной героиней - куклой. Ваши руки попробовали ее оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться. Наши занятия помогут вам познать не только секреты кукольного театра, но и познать самого себя. Наше занятие закончено. До свидания! И до встречи снова в кукольном театре!