Сюжетная игра по физике в 7-м классе "Автодром"

Разделы: Физика


«Игра – одно из интереснейших явлений культуры… Игра – как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные  воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные»

Шмаков С. А., Игра и дети.М.,1968, с.4)

Дидактические игры могут быть использованы на уроках физики в целях развития познавательных интересов учащихся и повышения эффективности обучения.
Одна из них – это творческая игра, основанная на внесении элементов воображаемой ситуации, используемая с целью повторения и обобщения изучаемого материала.

Цели и задачи:
1. Повторение и обобщение тем: «Механическое движение, Плотность вещества, Скорость, Инерция, Масса тела, Объем, Правила дорожного движения»

Учебно – воспитательные задачи урока.
Образовательные задачи:

  • Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, сформированных на  прошлых уроках.
  • Продолжать формирование умений решать качественные и количественные задачи; умений работать с книгой.

Воспитательные задачи:

  • Продолжать формировать мировоззренческие идеи (например причинно – следственные связи)
  • Содействовать воспитанию коллективизма и ответственности перед коллективом.

Задачи развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов:

  • Развивать самостоятельность мышления.
  • Развивать умение преодолевать трудности, закалять волю.
  • В целях развития эмоций учащимся обеспечить в ходе урока создание ситуаций эмоциональных переживаний.

Класс делится на 3 колонны.
Во главе колонны – лидер. Он следит и исправляет ошибки. Ошибки водителей регистрируются проколами в техталоне. За каждую решенную  задачу автоколонна получает 10 баллов. Общий бал представляет собой сумму баллов, полученных за решение задач,  за вычетом общего количества нарушений ПДД (проколов)

Судьи могут быть дети старших классов, которые будут ставить проколы и подсчитывать баллы, а также награждать команды в конце игры.

<Презентация 1>     Презентация к уроку.

1. ТЕХОСМОТР.

Дайте определение терминов:

  • Материальная точка
  • Механическое движение
  • Траектория, перемещение
  • Скорость тела, инерция

Ответить на вопросы:

  1. К чему приводит взаимодействие тел?
  2. Как можно сравнить массы двух тел?
  3. Что принято за единичные массы?
  4. Как определить массу тела при помощи весов?
  1. Что называют плотностью вещества?
  2. Как рассчитать плотность вещества?
  3. Какие единичные плотности вы знаете?
  4. Как вычислить массу тела? Объем?

2. ПДД

1. Правила дорожного движения.
2.  Что означают знаки?
3. «Опасный поворот», «Стой», «Дети»   
4. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

3.КАК ВЫПОЛНИТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ:

1. 50км/ч = 5000м/3600с = 13,88м/с
2. 5км/ч = 1,388м/с

4. РАЗРЕШЕНИЕ ПОЛУЧЕНО.

1. Автомобили трогаются с места. За 12 минут проходят путь 4 км. Определите скорость?

ОТВ:  V= S/t = 4км/12мин= 1/3 = 0,33км/мин.

5.  ЗАДАЧА

Солнце находится на расстоянии 150 млн.км. За сколько времени свет доходит до Земли?

ОТВ: t=S/V = 1500000000км/300000км/c= 500с = 8,3 мин

6. ЗАДАЧА

Второй участок пути 12км автомобиль проходит за 15 мин. Найти среднюю скорость?

ОТВ: V= 12км/15мин = 0,8км/мин

7. ЗОНА ОТДЫХА. «Сказка»

1. П. П, Ершов. «Конек - Горбунок».    Стр 86

«Ну – с, так идет наш Иван
За кольцом на окиян.
Горбунок летит, как ветер,
И в почин на первый вечер
Верст сто тридцать отмахал
И нигде не отдыхал».

1верста = 1066,8 м
ОТВ: S= 1066,8*100000= 106680000м = 106800км.
V = S/t = 106800км/6часов = 17800км/ч = 600км/с
Сколько раз за вечер он мог бы обогнуть земной шар?
Rземли=6,4*106м
С=2πR= 2*3,14*6,4*106= 40,192*106м = 40192км.
N= S/C= 106800км/40192км = 2,65(раз)
2.«По щучьему велению»
1. В каком агрегатном состоянии вода? Рыба?
2. Могут ли сани сами ехать? Дрова складываться в сани?

8. НАЙТИ ПО ТАБЛИЦЕ.

Скорость  звука = 322м/с =0,032км/с
Пешехода = 1,3м/с
«Жигули» = 40м/с =0,040км/с
Конькобежец = до13м/с
Собака – до 90 км/ч
Лошадь – до 30км/ч
Гепард – до 70км/ч
Заяц – до 60км/ч
Волк – до45км/ч
Сравните скорость конька со скоростью звука.
ОТВ:   Vк/Vзв=600км/с  /  0,332км/с= 1807(раз)
Скорость конька больше скорости звука в 1807 раз.

9.ЗАДАЧА.

Третий участок 20км автомобиль проехал за 20 мин.
Средняя скорость - ?
ОТВ: V = 20км/20 мин = 1км/мин

10. ПОСТРОИТЬ ГРАФИКИ КООРДИНАТ НАШЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ.

1. X0 = 0,    V1 = S1/t1= 4км/12мин = 1/3=0,33км/мин
2. Х0= 4км,   V2 = S2/t2= 42км/15мин = 0,8км/мин

Х0 = (4+12)= 16 км  V3 = S3/t3 = 20км/20мин = 1км/мин
Найти Vср на всем пути:
Vср = S1+S2+S3/t1+t2+t3 = (4+12+20)км/(12+15+20)мин = 36км/47мин = 0,765км/мин = 45,9км/ч
11. ПЛОТНОСТЬ человеческого тела 1070кг/м3.
Вычислить объем тела, массой 53,5 кг
V = m/p = 53,5кг/1070кг/м3

12.ЗАДАЧА.

Машина с «Кока - колой»объемом 10м3
Сколько 1,5 бутылок можно заполнить этим напитком?
V1 = 11,5л = 0,0015м3
V2 = 10м3
N - ?