I. Оргмомент. Настрой на урок.
II. Вступительное слово учителя физики.
- Здравствуйте, дети!
Какие физические величины связаны с явлениями в электрической цепи?
Охарактеризовать физические величины (по плану )
- Сила тока
- Напряжение
Индивидуальный рассказ у доски с записью.
Какая зависимость между силой тока и напряжением была установлена на опыте?
Беседа учителя с учащимися
III. Учитель математики обращается к детям, используя графики функциональных зависимостей.
Беседа учителя с учащимися
- Что вам известно об особенностях функциональной зависимости?
- При знакомстве с любой функцией мы отвечаем на вопросы:
- Какими свойствами обладает данная функция?
- Каков ее график?
- Где, в каких ситуациях она используется?
Рассмотрим информационные листы:
Беседа учителя математики с учащимися
IV. Решение задач с использованием карточек с графиками зависимости I(U)
Письменный опрос (на листочках)
- дифференцированные задания.
(карточки красного("5"),зеленого("4"), желтого("3"), цветов)
V. Переход к объяснению нового материала.
Дата в тетради, тема "Закон Ома для участка цепи"
Учитель физики: Сейчас нам предстоит выяснить зависимость силы тока от сопротивления (напряжение при этом менять не будем)
- собрать цепь по схеме;
- измерить силу тока в цепи;
- данные опыта занести в таблицу;
- отметить значения I и R на координатных осях;
- сделать вывод.
Выслушать ответы учащихся.
I ряд | R=10м | I= | |
II ряд | R=20м | I= | |
III ряд | R=40м | I= |
Учитель математики вступает в разговор, отмечая особенности функциональной зависимости .
Учитель математики: Повторим домашнее задание: графики функций:
- у=х
- у=2х
- у=3х
- у=1/2х
А что такое график? (Это обычно некоторая линия, определенным образом расположенная относительно осей координат).
Как называется значение аргумента (абсциссой).
А значение функции? (ординатой)
Если одна величина изменяется равномерно по отношению к другой, то такое соответствие между этими величинами называется линейной функцией (равным изменениям одной величины соответствуют разные изменения другой величины).
График удобен для изображения связи между двумя величинами, из которых одна является аргументом, а другая - функцией. Приступая к построению графика, устанавливающего связь между физическими величинами, важно выяснить,
- где аргумент (он является абсциссой некоторой точки),
- где функция (что соответствует значению ординаты данной точки).
VI. Объяснение нового материала
Учитель физики: Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению проводника.
(Запись в тетради)
Зависимость силы тока от напряжения на концах проводника и сопротивления этого участка называется законом Ома.
Закон был открыт в 1827 году.
(Рассказ учителя, запись на доске)
Учитель физики: Математически закон записывается в виде:
(Заполнение треугольника учащимися)
Учитель физики: А как произошло открытие у самого Георга Ома. Послушаем сообщение (чем отличается эксперимент ученого от ученического - сообщение учащегося, использовавшего книгу "Физика - Юным" с.97-98)
магнитная стрелка, термоэлемент И.Т. - вольтов столб
Учитель физики отмечает использование математики для обработки результатов. Значение закона (см. стр. "Квант").
VII. Формирование умений и навыков.
- Между какими величинами устанавливает связь физический закон?
- Как сила тока зависит от напряжения?
- Как сила тока зависит от сопротивления?
Учитель математики: Язык математики - это язык чисел, уравнений, таблиц, функций, графиков. Он обладает удивительной предсказательной силой.
Посмотрите на карточку, которую мы с учителем физики приготовили и прочитайте ее вслух.
Учитель физики зачитывает слова И. Канта:
"Хотите стать физиками - учите математику".
Домашнее задание:
- физика - Параграф 44, упр. 19 (п), формула на карточку.
- математика - кроссворд "Функция".
Литература.
- А.В.Перышкин Физика.8 кл, - М.: Дрофа,2001г
- Алексеева М.Н.ФИЗИКА - ЮНЫМ,7 кл -,М.,Просвещение,1980.
- А.Г. Мордкович Беседы с учителем математики, Москва, ""Оникс 21 век", "Мир и Образование", 2005.