Интегрированный урок по теме "Закон Ома для участка цепи"

Разделы: Математика, Физика


I. Оргмомент. Настрой на урок.

II. Вступительное слово учителя физики.

- Здравствуйте, дети!

Какие физические величины связаны с явлениями в электрической цепи?

Охарактеризовать физические величины (по плану )

  • Сила тока
  • Напряжение

Индивидуальный рассказ у доски с записью.

Какая зависимость между силой тока и напряжением была установлена на опыте?

Беседа учителя с учащимися

III. Учитель математики обращается к детям, используя графики функциональных зависимостей.

Беседа учителя с учащимися

  1. Что вам известно об особенностях функциональной зависимости?
  2. При знакомстве с любой функцией мы отвечаем на вопросы:
  3. Какими свойствами обладает данная функция?
  4. Каков ее график?
  5. Где, в каких ситуациях она используется?

Рассмотрим информационные листы:

Беседа учителя математики с учащимися

IV. Решение задач с использованием карточек с графиками зависимости I(U)

Письменный опрос (на листочках)

- дифференцированные задания.

(карточки красного("5"),зеленого("4"), желтого("3"), цветов)

V. Переход к объяснению нового материала.

Дата в тетради, тема "Закон Ома для участка цепи"

Учитель физики: Сейчас нам предстоит выяснить зависимость силы тока от сопротивления (напряжение при этом менять не будем)

  • собрать цепь по схеме;
  • измерить силу тока в цепи;
  • данные опыта занести в таблицу;
  • отметить значения I и R на координатных осях;
  • сделать вывод.

Выслушать ответы учащихся.

I ряд R=10м I=
II ряд R=20м I=
III ряд R=40м I=

Учитель математики вступает в разговор, отмечая особенности функциональной зависимости .

Учитель математики: Повторим домашнее задание: графики функций:

  • у=х
  • у=2х
  • у=3х
  • у=1/2х

А что такое график? (Это обычно некоторая линия, определенным образом расположенная относительно осей координат).

Как называется значение аргумента (абсциссой).

А значение функции? (ординатой)

Если одна величина изменяется равномерно по отношению к другой, то такое соответствие между этими величинами называется линейной функцией (равным изменениям одной величины соответствуют разные изменения другой величины).

График удобен для изображения связи между двумя величинами, из которых одна является аргументом, а другая - функцией. Приступая к построению графика, устанавливающего связь между физическими величинами, важно выяснить,

  • где аргумент (он является абсциссой некоторой точки),
  • где функция (что соответствует значению ординаты данной точки).

VI. Объяснение нового материала

Учитель физики: Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению проводника.

(Запись в тетради)

Зависимость силы тока от напряжения на концах проводника и сопротивления этого участка называется законом Ома.

Закон был открыт в 1827 году.

(Рассказ учителя, запись на доске)

Учитель физики: Математически закон записывается в виде:

(Заполнение треугольника учащимися)

Учитель физики: А как произошло открытие у самого Георга Ома. Послушаем сообщение (чем отличается эксперимент ученого от ученического - сообщение учащегося, использовавшего книгу "Физика - Юным" с.97-98)

магнитная стрелка, термоэлемент И.Т. - вольтов столб

Учитель физики отмечает использование математики для обработки результатов. Значение закона (см. стр. "Квант").

VII. Формирование умений и навыков.

  • Между какими величинами устанавливает связь физический закон?
  • Как сила тока зависит от напряжения?
  • Как сила тока зависит от сопротивления?

Учитель математики: Язык математики - это язык чисел, уравнений, таблиц, функций, графиков. Он обладает удивительной предсказательной силой.

Посмотрите на карточку, которую мы с учителем физики приготовили и прочитайте ее вслух.

Учитель физики зачитывает слова И. Канта:

 "Хотите стать физиками - учите математику".

Домашнее задание:

  • физика - Параграф 44, упр. 19 (п), формула на карточку.
  • математика - кроссворд "Функция".

Литература.

  1. А.В.Перышкин Физика.8 кл, - М.: Дрофа,2001г
  2. Алексеева М.Н.ФИЗИКА - ЮНЫМ,7 кл -,М.,Просвещение,1980.
  3. А.Г. Мордкович Беседы с учителем математики, Москва, ""Оникс 21 век", "Мир и Образование", 2005.