Цели:
Развивающий аспект:
- развивать умение анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;
Познавательный аспект:
- формирование общеучебного умения анализировать часть произведения;
- формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать идею художественного произведения;
Воспитательный аспект:
- воспитание чувств сопереживания героям произведения.
Оформление доски.
Портрет писателя.
Тема. Евгений Шварц.
“Два брата”.
Схема для составления характеристики персонажа:
Вопрос к уроку.
В чем жизненная мудрость сказки?
Рисунки учащихся.
“Противопоставление” от греч. “антитеза”
“Жить счастливо можно, если живешь …”.
(богато, весело, дружно, долго).
1. Орг. момент.
2. Тема. Цель и задачи урока.
Сегодня заключительный урок по сказке Е.Шварца “Два брата”. На предыдущих уроках вы познакомились с содержанием сказки, ее структурой.
Сегодня наша задача на уроке - подробно проанализировать некоторые эпизоды сказки и составить характеристики главных ее персонажей с целью более глубоко проникнуть в содержание и понять поступки ее главных героев (персонажей). И, как итог нашей работы, будет ответ на вопрос:
Какова жизненная мудрость этой сказки?
Чтобы работа была плодотворной, будьте активны и не стесняйтесь высказывать свое мнение.
Работать предлагаю по схеме, которую вы видите на доске.
Составляя характеристику, мы расскажем об облике персонажа, особенностях его речи, постараемся разобраться в чувствах и поступках героя. А в заключении я выслушаю ваше мнение о герое.
Откройте текст сказки.
3. Основная часть урока.
Образ Старшего.
Один из главных персонажей сказки – это Старший.
-Что автор говорит о нем в начале сказки?
-Это один из двух сыновей лесника. Он старший, ему 12 лет. Он хорошо учится, много читает.
-Как говорит этот герой, каковы особенности его речи? Ответ обоснуйте.
-Он умеет убедительно говорить. Он смог уговорить отца оставить братьев на три дня одних. Речь его эмоциональна. В тексте много глаголов “крикнул”, “воскликнул”. Передавая речь Старшего, автор употребляет восклицательные предложения.
-Какие взаимоотношения между братьями?
-Они постоянно ссорятся.
-В чем причина их ссор?
-Старшему кажется, что Младший постоянно ему мешает, требуя к себе внимания.
-Прочитаем эпизод, в котором рассказывается об очередной ссоре братьев. Попробуйте понять, какие эмоции, чувства испытывает Старший в этой сцене.
После чтения.
-Расскажите, каким вы увидели Старшего брата?
-Злой, жестокий, раздражительный, не умеет контролировать свои эмоции. Он не ценит и не дорожит дружбой Младшего.
В порыве гнева он совершает жестокий поступок – выгоняет братишку из дома ночью в сильный мороз.
-Какую фразу он выкрикивает во время ссор?
-“Оставь меня в покое!”
Какой смысл он вкладывает в эти слова?
Отстань, не мешай.
-Можем ли мы сказать, что Старший ненавидит Младшего, желает ему смерти?
Если мнения разделились,…
Прочитаем дальше и попробуем разобраться в этом вопросе.
-Изменилось ли ваше мнение? Почему?
-Какие слова автора переубедили вас?
-На самом деле Старший любит Младшего. Но понимает это, когда братишка исчезает.
-Прочитаем, как трогательно автор рассказывает о младшем брате. (Начало 2 части).
-В чем автор хочет нас убедить?
-А сейчас поработаем над эпизодом, в котором рассказывается о жизни Старшего во дворце Пр. Мороза.
-Какую работу должен был выполнять Старший во дворце?
-Почему он согласился это делать? Какие чувства он при этом испытывал? Докажите.
-Прочитайте, как мальчик заботился о друзьях.
-Так у Старшего появились новые друзья, которые позже помогли братьям возвратиться домой.
-Какие качества, черты характера проявились у него во время проживания во дворце?
-Что Старший научился ценить?
-Изменилась ли жизнь братьев после того, как они снова оказались в родном доме?
-Прочитайте.
-Подведем итог нашей работы.
-Попробуйте, опираясь на схему, составить рассказ о старшем брате.
Выслушать несколько рассказов. Другие уч-ся дополняют.
-Какое мнение сложилось у вас о Старшем в начале сказки?
Изменилось ли ваше мнение по ходу чтения? Почему ваше мнение о нем изменилось?
Образ Прадедушки Мороза.
-Кого встречает Старший в сказочном лесу?
-Перед нами еще один персонаж сказки, и теперь мы поработаем над его образом, придерживаясь той же схемы.
-Прочитаем описание встречи двух героев.
Читая, отмечайте все, что пригодится вам в составлении характеристики.
-Каким мы видим Прадедушку Мороза?
-Почему у Старшего “похолодело сердце” при встрече с ним?
-Как говорит этот персонаж? В чем особенности его речи?
-О чем Пр.М. рассказал мальчику?
-Почему он его не заморозил?
-Какие слова особенно понравились Пр.М.?
-Какой смысл он вкладывает в эту фразу?
-Чего хочет добиться Пр.М.? Что он для этого делает?
-Составьте рассказ о Прадедушке Морозе, опираясь на схему.
Выслушать несколько рассказов. Уч-ся дополняют.
-Какие чувства вы испытываете к нему? Почему?
-Автор использует в сказке литературный прием, называемый ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ (антитеза).
Он описывает два противоположных мира, двух противоположных героев,… .
А для чего он это делает?
-Чтобы более доступно, наглядно, ярко показать разницу между этими мирами, сказочным миром и реальным, миром живым и миром мертвым.
-Автор, формулируя идею сказки “Два брата”, говорил так:
“Жить счастливо можно, если живешь …”.
-Закончите его мысль, выбрав нужное слово (весело, долго, дружно, богато).
Прочитаем вместе эти слова. Пусть они станут вашим девизом.