Урок биологии в 6-м классе по теме "Ткани растений"

Разделы: Биология


Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма.

Задачи:

  • сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: строении и функциях. Выработать умение распознавать виды тканей.
  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
  • формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.

Тип урока: комбинированный.

Оснащение урока: мультимедио, подносы с раздаточным материалом, цифровой микроскоп, готовые микропрепараты ткани растений, шкатулка с тканями.

Ход урока

I. Организационный момент:

II. Актуализация знаний: Таинственная шкатулка.

Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)

Достаю разные виды тканей.

- Чем же они отличаются?

- Как связать с тканями организма?

- Давайте вспомним, что же собой представляет ткань. А для этого я предоставляю слово Наташе Ш. она дома выполняла мини-исследование. (Наташа сварила клубень картофеля и сравнила его с сырым клубнем. Вывод: при варке разрушается межклеточное вещество, которое удерживает клетки, поэтому клубень картофеля варенный стал рассыпчатым)

- Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество)- слайд.

- Мы изучили ткани животных. как вы усвоили этот материал, сейчас посмотрим. (выполнение теста)

Самопроверка, подсчёт баллов.(слайд).

III. Изучение нового материала: тема урока: Ткани растений.

Почему клетки одного растения такие разные? (слайд)

Целеполагание: Что должны узнать по теме? (на доске)

Какие ткани имеют растения.

Установить связь между строением и функциями тканей.

Местонахождение в растении.

Эвристическая беседа с элементами игры:

- На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (Водоросли, обитают в воде.) - слайд.

- А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем для чего они ей нужны будут на суше (работа в группе) Сравнительный анализ (гербарий растения- подсказка)

Обсуждение групп - ключевые слова появляются на экране.

  • Одежда, защита -
  • Опора -
  • Вода -
  • Питание -
  • Рост -

- Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани. Как они называются, вы сами узнаете. Если бегло прочитаете материал на стр. 30-31, обращая внимание на выделенные слова.(индивидуальная работа).

Афиширование результатов: слайд (сколько всего тканей).

Вывод: Для жизни на суше нужны ткани:::.

И наша водоросль, если и приобретёт эти ткани, то сможет жить на суше. Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет) Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения , которые вышли на сушу называются - Псилофиты.(слайд)

Работа по модулю: Посмотрите на цели, какие задачи нам ещё предстоит разрешить?

Письменная работа в тетради. (см. приложение 1)

Заполните пропуски в тексте, используя учебник.

Найти соответствие между информацией разных столбиков. (I уровень - может пользоваться учебником)

Узнать ткань по рисунку.

Самопроверка. Подсчёт баллов.

  • Задание какого столбика легче всего было выполнять? Почему?
  • Связаны ли функции тканей с их строением? Докажите на примерах из таблицы.

Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет растение.

IV. Закрепление: (практико-ориентированный подход)

1. Демонстрация цифрового микроскопа.

Задание: Попробуйте узнать, какие типы тканей на экране.(фронтально)

2. Работа с раздаточным материалом (в паре):

Определить тип тканей у следующих объектов:

  • Берёста -
  • Мякоть томата -
  • Кедровые орешки -
  • Кончик корня -
  • Жилка листа -

V. Рефлексия: на слайде - До урока: Сейчас: (выбрать и закончить предложение)

VI. Д/З: стр. 30-31 (составить таблицу - см. ткани животных в тетр.)

* мини-соч. Путешествие внутри растения.

Технологическая карта урока по теме: "Ткани растений"

Учебный элемент Задания Указания к заданиям.
УЭ-0

УЭ-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ-2

Цель урока: изучить ткани растительного организма.

Цель: проверить изученный материал о тканях животного организма.

Выберите правильный ответ:

Кожа у человека - это ткань, которую называют:

а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной.

2. Возбудимость и проводимость- свойства ткани, которую называют:

а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной.

3. Плотно прилегают друг к другу клетки ткани, которую называют:

а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной.

4. Кости и кровь человека состоят из ткани, которую называют:

а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной.

5. Сократимость - свойство, характерное для ткани:

а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной.

6. Далеко друг от друга клетки, много межклеточного вещества у ткани:

а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной.

Цель: установить связь между строением и функциями ткани, выяснить местоположение ткани в растении.

Задание:

I уровень.

1. Заполните пропуски в тексте, используя учебник на стр. 30-31.

А) Кончик корня, побега, зародыш растения состоит из ______ткани.

Б) Скорлупа грецкого ореха состоит из _________ ткани.

В) Поверхность всех органов состоит из _________ ткани.

Г) Мякоть листа, плодов, сердцевина стеблей - это_______ ткань.

Д) Трубочки, сосуды корня, стебля, жилки листов - это______ткань

II уровень.

Функции и строение тканей перепутаны.

Найти соответствие между информацией разных столбиков.

Ткань Функция Строение
1.Образовательная

2.Покровная

3.Механическая

4.Проводящая

5.Основная

А) Опора, прочность.

Б) Образование и накопление питательных веществ.

В) Защита.

Г) Рост.

Д) Проведение воды и веществ по растению.

I. Мёртвые клетки с толстыми оболочками.

II. Мелкие клетки, постоянно делятся.

III. Клетки плотно примыкают друг к другу.

IV. Клетки образуют сосуды или трубки.

V.Клетки содержат хлоропласты.

III уровень.

3. Узнайте по рисунку, какая это ткань растения.

Внимательно прочитайте цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверьте по ключу. Максимально - 6 баллов.

 

 

 

 

Проверьте по ключу. Максимально 5 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверьте по ключу. Максимально

5 баллов

Проверьте по ключу 2 балла