Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма.
Задачи:
- сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: строении и функциях. Выработать умение распознавать виды тканей.
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
- формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Тип урока: комбинированный.
Оснащение урока: мультимедио, подносы с раздаточным материалом, цифровой микроскоп, готовые микропрепараты ткани растений, шкатулка с тканями.
Ход урока
I. Организационный момент:
II. Актуализация знаний: Таинственная шкатулка.
Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)
Достаю разные виды тканей.
- Чем же они отличаются?
- Как связать с тканями организма?
- Давайте вспомним, что же собой представляет ткань. А для этого я предоставляю слово Наташе Ш. она дома выполняла мини-исследование. (Наташа сварила клубень картофеля и сравнила его с сырым клубнем. Вывод: при варке разрушается межклеточное вещество, которое удерживает клетки, поэтому клубень картофеля варенный стал рассыпчатым)
- Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество)- слайд.
- Мы изучили ткани животных. как вы усвоили этот материал, сейчас посмотрим. (выполнение теста)
Самопроверка, подсчёт баллов.(слайд).
III. Изучение нового материала: тема урока: Ткани растений.
Почему клетки одного растения такие разные? (слайд)
Целеполагание: Что должны узнать по теме? (на доске)
Какие ткани имеют растения.
Установить связь между строением и функциями тканей.
Местонахождение в растении.
Эвристическая беседа с элементами игры:
- На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (Водоросли, обитают в воде.) - слайд.
- А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем для чего они ей нужны будут на суше (работа в группе) Сравнительный анализ (гербарий растения- подсказка)
Обсуждение групп - ключевые слова появляются на экране.
- Одежда, защита -
- Опора -
- Вода -
- Питание -
- Рост -
- Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани. Как они называются, вы сами узнаете. Если бегло прочитаете материал на стр. 30-31, обращая внимание на выделенные слова.(индивидуальная работа).
Афиширование результатов: слайд (сколько всего тканей).
Вывод: Для жизни на суше нужны ткани:::.
И наша водоросль, если и приобретёт эти ткани, то сможет жить на суше. Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет) Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения , которые вышли на сушу называются - Псилофиты.(слайд)
Работа по модулю: Посмотрите на цели, какие задачи нам ещё предстоит разрешить?
Письменная работа в тетради. (см. приложение 1)
Заполните пропуски в тексте, используя учебник.
Найти соответствие между информацией разных столбиков. (I уровень - может пользоваться учебником)
Узнать ткань по рисунку.
Самопроверка. Подсчёт баллов.
- Задание какого столбика легче всего было выполнять? Почему?
- Связаны ли функции тканей с их строением? Докажите на примерах из таблицы.
Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет растение.
IV. Закрепление: (практико-ориентированный подход)
1. Демонстрация цифрового микроскопа.
Задание: Попробуйте узнать, какие типы тканей на экране.(фронтально)
2. Работа с раздаточным материалом (в паре):
Определить тип тканей у следующих объектов:
- Берёста -
- Мякоть томата -
- Кедровые орешки -
- Кончик корня -
- Жилка листа -
V. Рефлексия: на слайде - До урока: Сейчас: (выбрать и закончить предложение)
VI. Д/З: стр. 30-31 (составить таблицу - см. ткани животных в тетр.)
* мини-соч. Путешествие внутри растения.
Технологическая карта урока по теме: "Ткани растений"
Учебный элемент | Задания | Указания к заданиям. | ||||||
УЭ-0 УЭ-1
УЭ-2 |
Цель урока: изучить ткани
растительного организма. Цель: проверить изученный материал о тканях животного организма. Выберите правильный ответ: Кожа у человека - это ткань, которую называют: а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной. 2. Возбудимость и проводимость- свойства ткани, которую называют: а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной. 3. Плотно прилегают друг к другу клетки ткани, которую называют: а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной. 4. Кости и кровь человека состоят из ткани, которую называют: а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной. 5. Сократимость - свойство, характерное для ткани: а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной. 6. Далеко друг от друга клетки, много межклеточного вещества у ткани: а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной. Цель: установить связь между строением и функциями ткани, выяснить местоположение ткани в растении. Задание: I уровень. 1. Заполните пропуски в тексте, используя учебник на стр. 30-31. А) Кончик корня, побега, зародыш растения состоит из ______ткани. Б) Скорлупа грецкого ореха состоит из _________ ткани. В) Поверхность всех органов состоит из _________ ткани. Г) Мякоть листа, плодов, сердцевина стеблей - это_______ ткань. Д) Трубочки, сосуды корня, стебля, жилки листов - это______ткань II уровень. Функции и строение тканей перепутаны. Найти соответствие между информацией разных столбиков.
III уровень. 3. Узнайте по рисунку, какая это ткань растения. |
Внимательно прочитайте цель урока.
Проверьте по ключу. Максимально - 6 баллов.
Проверьте по ключу. Максимально 5 баллов
Проверьте по ключу. Максимально 5 баллов Проверьте по ключу 2 балла |