Логопедическое занятие. Тема: "Закрепление знаний о составе слова"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  1. Закрепить знания, умения, навыки учащихся по данной теме;
  2. Уметь находить в слове определённую морфему, подбирать к данным словам однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов;
  3. Расширять словарь и формировать навыки грамотного письма;
  4. Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
  5. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, используя элементы соревнования;
  6. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
  7. Пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания.

Оборудование:

  • конверты с набором корневых морфем, суффиксов, приставок, окончаний,
  • листы с текстами для работы по группам,
  • перфокарты по теме,
  • наборы кружков разного цвета для оценки своей работы (для каждой группы),
  • “дерево успеха” для оценки своей деятельности (на каждую группу),
  • карточки–помощники (ответы по теоретическому материалу),
  • психологический настрой (тест),
  • рисунки с изображением леса,
  • аппликационный материал,
  • карандашный клей,
  • магнитофон.

Ход занятия

1. Организация класса.

Психологический настрой.
Я в школе, сейчас я начну учиться.
Я рад этому.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечаю.
Память моя крепка, голова ясная.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов работать.
Я работаю.

2. Объявление темы урока.

Логопед обращается к детям.

Сегодня мы завершаем изучение большой темы – “Состав слова”. На уроке вы покажете свои знания, умение работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но ещё и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы.

Класс делится на четыре группы по 4 человека. У каждой группы на столе набор цветных кружков (красный – “отлично, верный ответ”; жёлтый – “хорошо”; синий - “можно подтянуться”, “дерево успеха”). В зависимости от правильности и быстроты выполнения задания группа на каждом этапе урока оценивает свою работу соответствующим кружком. Жюри помогает оценивать наиболее сложные этапы. В конце урока будут подведены итоги соревнования (вручение грамот).

3. Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос.

Логопед задаёт вопросы учащимся.

- Объясните, где прячется смысл слова?

- Что такое корень слова? Что общего у слов с одним корнем?

Как они называются? Привести примеры.

- Что прибавляется к концу слова и объясняет, какие отношения связывают разные слова во фразе? Привести примеры.

- А окончание в виде нуля бывают? Как оно правильно называется?

- Назовите слова с нулевым окончанием.

- В начале слова что можно прибавить?

- Что такое приставка? Привести примеры.

- После корня, но перед окончанием – что это?

- А как найти основу слова? Что в неё входит? Привести примеры.

После ответов учащихся вывешиваются правильные ответы.

В корне хранится главный смысл слова.

Слова, выросшие из одного корня – однокоренные (домосед, домовой, домашний, домик, дом, домище и т.д.).

Окончание оканчивает слово и объясняет нам, какие отношения связывают “героев” предложения. (кто с кем, кто где, кто куда и т.д.)

Нулевое окончание. Например, в слове мальчик показывает, что это именно “ кто”, а не “кем”, или “ кому”.

- В начале слова иногда поселяется приставка. Солнце заходит. Автобус подходит. Бабушка переходит улицу(за-, под-, пере- и т.д.)

- Суффикс стоит после корня, но перед окончанием.

- Основа – всё кроме окончания.

Итак, у нас получился целый поезд, который состоит из окончания, корня, приставки, суффикса.

ПРИСТАВКА - КОРЕНЬ - СУФФИКС - ОКОНЧАНИЕ – (ПОДГОТОВКА)

Оценивается работа группы на данном этапе урока.

4. Игра “ Слово рассыпалось”

Логопед предлагает учащимся взять конверт под № 1 и составить целые слова из разрезанных частей. От каждой группы один из участников зачитывает те слова, которые у них получились. Все слова учащиеся записывают в тетрадь, выделяют окончание, корень, приставку, суффикс. Затем слова проверяются. Во время выполнения задания дети обращаются к памятке разбора слова по составу.

Памятка разбора слова по составу

Конверт № 1

Листочек, пожарный, побелка, перелётный, подводная.

Учащиеся сами оценивают работу своей группы на данном этапе.

5. Индивидуальная работа

От каждой группы выбирается ученик для выполнения задания, которое находится в конверте № 2. Для каждой группы разные задания.

Конверт № 2

1-й ученик работает у доски.

1. От данных глаголов образуйте глаголы со значением законченности действия. Выделите приставку.

Например: кроил - накроил, ехал -, бежал -, думал -, клеил-, сыпал -, красил -, шил -, считал.

2-й ученик работает у доски.

2. Вставить пропущенные буквы и выделить корень.

Выдумка, х-рошенький, покрышка, б-гуны, к-менистый, -реховый, переезд.

3-й ученик работает за партой.

3. Выделить корень, определить являются ли слова однокоренными.

(поездка, переезд, выезд, поезд, заезд, ездить.)

4. Запиши слова парами, убрав в них суффикс.

Образец: дырка – дыра.

Шляпка-,дубок-,кашка-,подносик-,листочек-,ключик-,городок-,пожарник-.

В это же время логопед с остальными учащимися проводит игру “ Кто быстрей”

а) Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове работница, приставка как в слове захотел, суффикс как в слове молоток. (Заработок)

б) Запишите слово, в котором корень будет такой как в слове погрузка, приставка как в слове наступила, суффикс как в слове дочка, окончание как в слове школьница. (Нагрузка)

в) Какое слово получится, если взять приставку в слове поглядели, корень в слове извозчик, суффикс в слове бумажка, окончание в слове головушка. (Повозка)

г) Какое слово получится, если взять приставку из слова полёт, корень из слова поход, суффикс из слова стрелка, окончание из слова улица. (Походка)

Все предлагаемые слова записываются на доске, чтобы учащиеся не только на слух, но и зрительно могли представить нужное слово.

а) Работница, захотел, молоток.

б) Погрузка, наступила, дочка, школьница.

в) Поглядели, извозчик, бумажка, головушка.

г ) Полёт, поход, стрелка, улица.

Проверка полученных слов. Оценка для каждой группы на данном этапе.

6. Музыкальная пауза.

Логопед предлагает послушать запись пения птиц, звуки леса и т.д.

(Учащиеся отдыхают, закрывают глаза и представляют, что они находятся на природе.)

7. Составление слов по картинкам.

(деревья) с корнем – сад -, (ромашка) с корнем – учить - работать -.

Конверт № 3 (дерево с корнем сад-посадка, рассада, высадка, подсадка, садовод, садовник; ромашка -по-, из-, при-, раз-, до-, вы-, пере-, на-, под-, от.

Объяснить лексическое значение слов – садовод, садовник.

Садовод – специалист по садоводству; человек, разводящий сад, сады.

Садовник – работник, занимающийся уходом за садом.

Составить со словами предложения.

Каждая группа оценивает свою работу.

8. Игра “ Шифровальщики”.

(Логопед предлагает детям взять конверт под № 4 и зашифровать слова, используя графические знаки)

Конверт № 4

Переноска-, лист-, полёт-, пришкольный-, садовод-, мастеровой-, перескочил-, холодно-.

Проверка задания на доске по образцу. Оценка для каждой группы.

9. Подбор слов к схеме.

Конверт № 5

Вода-, водица-, водный-, подводник-, подводная-

Проверка задания на доске по образцу. Оценка для каждой группы.

10. Физминутка.

11. Самостоятельная работа в группах. Работа с текстом.

(Логопед предлагает учащимся взять конверт под №6. Необходимо вставить пропущенные буквы и придумать название текста. Для каждой группы свой текст.)

Конверт № 6

Текст № 1

Тропинка ведёт в лес. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах. Звонко кричит иволга. Молодой зайчишка выбежал на дорогу. У норы играют лисята. Чудесно пахнут душистые ландыши.

Текст № 2

В лесу мы слышим птичьи голоса. Но птички не только наполняют лес своим пением. Они спасают его от вредителей. Поэтому весной друзья леса развешивают на деревьях скворечники. С новосельем, лесные жители!

Текст № 3

Витя и Саша шли домой из школы. Они спустились к реке. Мальчики побежали по льду. Хрупкий лёд треснул. Витя очутился в холодной воде. Он хватался за кромку льда, но тонкий лёд крошился, Саша помог другу: он вытащил его на берег.

Проверка текстов по образцу. Оценка для каждой группы.

12. Работа с картинками.

Выбрать картинки в названии которых встречается два корня (сложные слова)

Конверт № 7

Самолёт-, мухомор-, мясорубка-, кинотеатр-, листопад-, вертолёт-.

Оценка по группам.

13. Итог занятия. Повторение темы урока.

Вывод – слова состоят из корня, приставки, суффикса, окончания, основы.

Подведение итогов по группам, вручение грамот.