Занятие по программе "Психологическая подготовка спершеклассников к сдаче ЕГЭ" по теме "Диалог личности и субличностей"

Разделы: Школьная психологическая служба


Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда он впервые вошел в школьную жизнь. В настоящее время проблема методического сопровождения предметной подготовки к ЕГЭ в целом достаточно хорошо освещена, тогда как психологический компонент данной подготовки все еще остается малоразработанной областью психолого-педагогической теории и практики. Вместе с тем ряд задач подготовки к ЕГЭ, таких, как высокий уровень тревоги у учащихся, родителей и педагогов, специфические особенности процедуры ЕГЭ, вполне может решаться силами психологической службы школы и способствовать более успешной сдаче этого экзамена.

Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Все эти трудности мы предлагаем преодолеть через:

1) повышение сопротивляемости стрессу в результате:

а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации;
б) возрастания уверенности в себе, в своих силах;

2) развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Эти задачи могут быть решены с помощью предлагаемой нами программы по формированию психологической готовности к ЕГЭ.

Программа рассчитана на работу с одиннадцатиклассниками в учебных группах по 10–12 человек. При проведении занятий необходимо соблюдать принципы добровольности. Тогда на занятие придут те, кто действительно нуждается в поддержке и помощи психолога, а случайных людей не будет.

Работа предполагает 7 часов во время учебного процесса в первом полугодии и трехчасовое погружение во время весенних каникул. Данное временное распределение обусловлено тем, что фактически старшеклассники сдают ЕГЭ в течение года дважды (пробный и реальный экзамены). Погружение в весеннее время обусловлено близостью ЕГЭ. Кроме этого, участники располагают неким запасом свободного времени, что является очень важным и влияет на качество усвоения материала и овладения приемами и техниками.

Большая часть описанных методов в программе — достаточно известные психологические игры, упражнения, методики, основанные на принципах трансактного анализа с гештальтупражнениями и позитивной психотерапии, модифицированные для решения поставленных задач (Д. Рейнуотер, Т.А. Харрис, М.Джеймс, А.С.Прутченков) .

Результатом реализации данной программы можно считать:

а) овладение старшеклассниками приемами и техниками стрессоустойчивости, приемами релаксации;
б) приобретение внутренней уверенности в собственных силах.

Критериями оценки изменений старшеклассников будут результаты, полученные с помощью наблюдений за учащимися в подобных ситуациях (тест по предметам, собеседование) и общего мониторинга, предусмотренного данной программой.

Данная программа была представлена на утверждение методическому совету лицея, а также на рецензию кандидату философских наук, профессору ИЕиГН СФУ, заведующей кафедрой общей педагогики ИЕиГН СФУ Лукиной А.К., проходит апробацию в 11 классах лицея.

В качестве примера рассмотрим одно из занятий цикла по теме “Диалог личности и субличностей”

Цель занятия: ознакомление с техникой, направленной на развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Задачи:

  • Повторение известных техник, направленных на снижение тревоги в стрессовой ситуации, и знакомство с новой;
  • Обсуждение понятий “личность”, “субличность”.
  • Упражнение “Диалог личности и субличностей”

Содержание занятия

1. Настрой на работу (упражнение “Дыхательная релаксация” – цель: научиться справляться с тревогой, используя дыхание)

Ведущий: Для того, чтобы настроиться на занятие, нам достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании.

Глубокий вдох через нос на счет 1,2,3,4,5,6. Задержка дыхания (2-3 секунды). Сильный, глубокий выдох через рот.

Этот прием можно использовать в те моменты, когда вы почувствуете тревогу, волнение или вам просто не по себе.

2. Разминка (упражнение “Поза и эмоциональное состояние”)

Ведущий: Примите позу (стоя):

– веселого человека;
– расстроенного человека;
– заинтересованного чем-то человека;
– удивленного человека;
– уверенного человека.

Обсуждение упражнения:

Что вы почувствовали принимая разные позы? Какая поза вам больше всего понравилась? Когда вам нужна будет уверенность – примите позу уверенного человека.

3. Вступление

Ведущий: Мы знакомы с такими понятиями как личность и субличность. И если понятие личности нам понятно, тогда вспомним, что мы понимаем под термином “субличность” (для детей эта информация знакома и они вспоминают, что это: Внутренний голос самой личности; Одна из составляющих частиц личности).

Часто происходит так, что субличности с негативными голосами мешают реализации наших планов. Так, например, один голос говорит: “Михаил, ты должен сегодня позаниматься…”. Другой голос возражает: “Еще один вечер потратить на занятие. Ты так давно не отдыхал! Съездил бы лучше к друзьям”. А третий голос утверждает: “Нет, пожалуй, будет лучше никуда не ездить, а просто посмотреть телевизор”.

4. Упражнение “Диалог личности с субличностями”

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет выявить, то, что может вам мешать, когда вы решаетесь на какое-либо дело.

Итак, сосредоточьтесь на голосе личности, которая призывает вас посвятить сегодняшний выходной день на подготовку к экзамену. Вот вы проснулись. Внутренний голос вам сказал: “Сегодня ты хотел целый день просидеть над книгами, готовясь к экзамену”. Вообразите себе эту картину. А теперь подумайте и отметьте на листах, что может помешать вам это сделать. Попробуйте дать имя этой негативной субличности

Учащиеся на раздаточном материале (см. Приложение 1) отмечают те субличности, которые они выбирают применительно к себе.

А теперь давайте попробуем разыграть диалог вашей личности с субличностями. Кто хочет попробовать?

Один из учащихся раздает одноклассникам отмеченные им в списке субличности, назначает роли, дает пояснения. Задача ребят, играющих роли субличностей, помешать, отговорить личность от задуманного дела.

Обсуждение упражнения:

Что тебе позволило победить в себе внутренний голос?

Как можно это сделать?

Каковы ваши ощущения?

Вы можете применить данный прием в других ситуациях?

Примечание: Разыгрывается несколько диалогов разных личностей со своими субличностями. В таком случае обсуждение происходит после всех диалогов.

5. Подведение итогов

Заглушить в себе негативные субличности, быть их хозяином – это ключ к личностному росту и успеху. Будь сильным, уверенным в себе, умей договариваться!