Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда он впервые вошел в школьную жизнь. В настоящее время проблема методического сопровождения предметной подготовки к ЕГЭ в целом достаточно хорошо освещена, тогда как психологический компонент данной подготовки все еще остается малоразработанной областью психолого-педагогической теории и практики. Вместе с тем ряд задач подготовки к ЕГЭ, таких, как высокий уровень тревоги у учащихся, родителей и педагогов, специфические особенности процедуры ЕГЭ, вполне может решаться силами психологической службы школы и способствовать более успешной сдаче этого экзамена.
Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Все эти трудности мы предлагаем преодолеть через:
1) повышение сопротивляемости стрессу в результате:
а) ознакомления с основными способами снижения
тревоги в стрессовой ситуации;
б) возрастания уверенности в себе, в своих силах;
2) развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
Эти задачи могут быть решены с помощью предлагаемой нами программы по формированию психологической готовности к ЕГЭ.
Программа рассчитана на работу с одиннадцатиклассниками в учебных группах по 10–12 человек. При проведении занятий необходимо соблюдать принципы добровольности. Тогда на занятие придут те, кто действительно нуждается в поддержке и помощи психолога, а случайных людей не будет.
Работа предполагает 7 часов во время учебного процесса в первом полугодии и трехчасовое погружение во время весенних каникул. Данное временное распределение обусловлено тем, что фактически старшеклассники сдают ЕГЭ в течение года дважды (пробный и реальный экзамены). Погружение в весеннее время обусловлено близостью ЕГЭ. Кроме этого, участники располагают неким запасом свободного времени, что является очень важным и влияет на качество усвоения материала и овладения приемами и техниками.
Большая часть описанных методов в программе — достаточно известные психологические игры, упражнения, методики, основанные на принципах трансактного анализа с гештальтупражнениями и позитивной психотерапии, модифицированные для решения поставленных задач (Д. Рейнуотер, Т.А. Харрис, М.Джеймс, А.С.Прутченков) .
Результатом реализации данной программы можно считать:
а) овладение старшеклассниками приемами и
техниками стрессоустойчивости, приемами
релаксации;
б) приобретение внутренней уверенности в
собственных силах.
Критериями оценки изменений старшеклассников будут результаты, полученные с помощью наблюдений за учащимися в подобных ситуациях (тест по предметам, собеседование) и общего мониторинга, предусмотренного данной программой.
Данная программа была представлена на утверждение методическому совету лицея, а также на рецензию кандидату философских наук, профессору ИЕиГН СФУ, заведующей кафедрой общей педагогики ИЕиГН СФУ Лукиной А.К., проходит апробацию в 11 классах лицея.
В качестве примера рассмотрим одно из занятий цикла по теме “Диалог личности и субличностей”
Цель занятия: ознакомление с техникой, направленной на развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
Задачи:
- Повторение известных техник, направленных на снижение тревоги в стрессовой ситуации, и знакомство с новой;
- Обсуждение понятий “личность”, “субличность”.
- Упражнение “Диалог личности и субличностей”
Содержание занятия
1. Настрой на работу (упражнение “Дыхательная релаксация” – цель: научиться справляться с тревогой, используя дыхание)Ведущий: Для того, чтобы настроиться на занятие, нам достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании.
Глубокий вдох через нос на счет 1,2,3,4,5,6. Задержка дыхания (2-3 секунды). Сильный, глубокий выдох через рот.
Этот прием можно использовать в те моменты, когда вы почувствуете тревогу, волнение или вам просто не по себе.
2. Разминка (упражнение “Поза и эмоциональное состояние”)Ведущий: Примите позу (стоя):
– веселого человека;
– расстроенного человека;
– заинтересованного чем-то человека;
– удивленного человека;
– уверенного человека.
Обсуждение упражнения:
Что вы почувствовали принимая разные позы? Какая поза вам больше всего понравилась? Когда вам нужна будет уверенность – примите позу уверенного человека.
3. ВступлениеВедущий: Мы знакомы с такими понятиями как личность и субличность. И если понятие личности нам понятно, тогда вспомним, что мы понимаем под термином “субличность” (для детей эта информация знакома и они вспоминают, что это: Внутренний голос самой личности; Одна из составляющих частиц личности).
Часто происходит так, что субличности с негативными голосами мешают реализации наших планов. Так, например, один голос говорит: “Михаил, ты должен сегодня позаниматься…”. Другой голос возражает: “Еще один вечер потратить на занятие. Ты так давно не отдыхал! Съездил бы лучше к друзьям”. А третий голос утверждает: “Нет, пожалуй, будет лучше никуда не ездить, а просто посмотреть телевизор”.
4. Упражнение “Диалог личности с субличностями”Ведущий: Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет выявить, то, что может вам мешать, когда вы решаетесь на какое-либо дело.
Итак, сосредоточьтесь на голосе личности, которая призывает вас посвятить сегодняшний выходной день на подготовку к экзамену. Вот вы проснулись. Внутренний голос вам сказал: “Сегодня ты хотел целый день просидеть над книгами, готовясь к экзамену”. Вообразите себе эту картину. А теперь подумайте и отметьте на листах, что может помешать вам это сделать. Попробуйте дать имя этой негативной субличности
Учащиеся на раздаточном материале (см. Приложение 1) отмечают те субличности, которые они выбирают применительно к себе.
А теперь давайте попробуем разыграть диалог вашей личности с субличностями. Кто хочет попробовать?
Один из учащихся раздает одноклассникам отмеченные им в списке субличности, назначает роли, дает пояснения. Задача ребят, играющих роли субличностей, помешать, отговорить личность от задуманного дела.
Обсуждение упражнения:
Что тебе позволило победить в себе внутренний голос?
Как можно это сделать?
Каковы ваши ощущения?
Вы можете применить данный прием в других ситуациях?
Примечание: Разыгрывается несколько диалогов разных личностей со своими субличностями. В таком случае обсуждение происходит после всех диалогов.
5. Подведение итогов
Заглушить в себе негативные субличности, быть их хозяином – это ключ к личностному росту и успеху. Будь сильным, уверенным в себе, умей договариваться!