Начало праздника (дети стоят на сцене)
Ученик.
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший, первый класс!
Ученик.
Теперь мы знаем буквы, слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Песня
(дети садятся)
Сценка. Леший, Баба-яга, Внучка.
Леший:
Ты что, Яга, довольная такая?
Последний раз была такой ты в мае.
Быть может, ступу починила ты?
Баба-яга (счастливо):
Нет, лучше.
Ко мне сегодня приезжает Внучка.
Она большая, ходит в первый класс.
Ох, умной вырастет она теперь у нас!
Леший:
Да, бабка, школа - это сила.
Ты, вот, небось, нигде и не училась?
Баба-яга (вздыхает):
Не довелось мне, Леший, постигать науку.
Ни разу не брала я ручку в руку
И книгу тоже я ни разу не брала,
И даже нету у меня в избе стола.
Леший:
Я, как и ты, в лесу родился.
Здесь вырос, здесь живу, а школ тут нет.
Хоть мне пятьсот, наверно, лет,
Но букв я до сих пор не знаю.
Баба-яга (махнув рукой, огорченно):
Ну что ж, судьба у нас такая.
Выбегает Внучка.
Внучка:
Ой, Бабушка, привет. А это Леший?
А Водяной с Кикиморою где же?
Баба-яга (ворчливо):
Ты с Лешим поздоровайся сначала.
Эх, в школе вас воспитывают мало!
Внучка:
Доброе утро, дядя Леший.
Леший:
Здравствуй!
Внучка:
Какой сегодня день прекрасный!
А я сегодня утром книжку прочитала.
Баба-яга:
Никак ты буквы все уже узнала?
Внучка:
Я алфавит теперь прекрасно знаю.
Леший:
Ты погляди, ученая какая!
Внучка (показывает букварь):
Мне в этом мой букварь помог.
Хотите, с вами проведу урок.
Баба-яга (удивленно):
Неужто ты научишь нас читать?
Леший (с надеждой):
И тоже алфавит мы будем знать?
Внучка:
Конечно, разве это сложно?
Баба-яга:
Но мы стары для этого, возможно?
Внучка:
Ну, что ты, бабушка, букварь открой скорей!
Баба-яга (не решается дотронуться до букваря):
Мне что-то боязно.
Леший:
Слышь, бабка не робей.
Баба-яга открывает букварь.
Баба-яга (тычет пальцем в страницу):
Ого, какой арбуз лежит!
И апельсин хорош на вид.
А что это за буква тут стоит?
Внучка:
С нее все эти начинаются слова.
Леший (рисует пальцем в воздухе букву):
Я понял, это буква А!
Внучка:
Да, это буква А!
Баба-яга:
Ну, Леший, ты умен! А я:
(плачет) Не научусь я никогда.
Внучка:
Да что ты, бабушка, какая ерунда!
Я вас обоих быстро научу.
Чтоб грамотными были вы, хочу.
Сценка с Кляксой.
Выходит Азбука и ученики.
Азбука.
Я - Азбука, учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо -
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
(плачет)
Ученик.
Что случилось с Азбукой?
Мы её не узнаём.
Все страницы пусты,
Лишь измазаны листы.
Азбука.
Всю ночь спала я плохо,
Предчувствовала какую-то подвоху.
Проснулась тут письмо лежит,
А на нем печать стоит!
Ученик.
Дай мне, я прочитаю -
Что написано узнаю! (читает)
Я - клякса жирная, большая,
Я очень черная и злая!
Выходит Клякса.
Клякса.
Я очень черная и злая,
К вам в класс проникла этой ночью,
Решила праздник вам испорчу.
Все буквы в узелок связала,
Все буквы заколдовала!
Помочь им только тот сумеет,
Кто трудности преодолеет,
Кто грамотность свою покажет
И все ошибки разберет.
Есть смельчаки средь вас?
Все: Да!
Клякса.
Ой, сразу все-то не шумите!
А лучше в деле покажите!
Вот кто сумеет отгадать:
Как тридцать трех подружек звать?
Ученик.
Буквы, значки, как бойцы на параде,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется алфавит. (все)
Песня - алфавит (мотив "Сулико")
Продолжение сценки с Кляксой.
Ученик.
Загадку мы твою отгадали,
Верни все буквы в азбуку,
Ты же обещала:
Клякса.
Подумаешь великий труд -
Обещанного 3 года ждут.
Ученик.
Ребят, ты, Клякса, не дразни,
Из сердца злобу прогони.
Наш праздник нам не омрачай,
Скорее буквы отдавай!
Клякса.
Да! Да! Возьмите буквы ваши!
Они сейчас вам дружно все стихи расскажут.
Выступление гласных (все, кроме я)
Ученик.
Гласные, стройся!
Выходят гласные. (а, е, ё. и, о, у, ы, э, ю. я)
Буква А.
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
Астра, азбука, айва
Начинаются на а.
И кончаются на а
Астра, азбука, айва.
Буква Е.
Е на грядке пригодилась -
Вместо грабель потрудилась.
Буква Ё.
Е и Ё - родные сестер,
Различать сестер непросто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Буква И.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква? И!
Буква О.
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
В старом дереве дупло,
Ну, совсем, как буква О.
Буква У.
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Буква Ы.
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы -
Все мы знать ее должны.
Буква Ю.
Чтобы о не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось:
Получилась: буква Ю
Буква Ю.
- А где же буква Я?
Сценка с буквой Я.
Выходит Я.
Буква Я.
Я - главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду. (топает ногами)
Не хочу водиться с вами,
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Буквы. Хорошо! Идем на спор!
Буква А.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку -
Правда, стало быть твоя.
Буква Я.
Чтобы я, да не сумела?
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Ученик.
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела -
Написать она сумела только: я-я-я-я-я-я-я-я-я!
Ученик.
О от смеха покатилась!
А за голову схватилась!
Буква Я сперва крепилась,
А потом как заревет!
Буква Я
Я, ребята, виновата,
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята.
Даже сзади буквы Ю.
Буква Ю.
Что ж - решил весь алфавит,
Если хочет - пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе.
Песня "В лесу родилась елочка:" (дети поют гласные буквы)
Выступление согласных (парных б-п, д-т, з-с, ж-ш, в-ф, г-к)
Ученик.
Парные согласные, стройся! (выходят парами)
Буква Б.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Буква П.
На хоккее, на футболе,
Буква П - ворота в поле.
Буква В.
Вот буква В
Видна вдали - красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Буква Ф.
Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву Ф.
Буква Г.
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Буква К.
Это Ж, а это - К:
Целый жук
И полжука.
Буква Д.
Вот стоит дымок пуская,
Буква Д - труба печная.
Буква Т.
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Буква Ж.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Буква Ш.
Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Буква З.
З - не просто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.
Буква С.
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Выступление согласных (непарных) й,л,м,н,р,х,ц,ч, щ
Ученик.
Непарные согласные, стройся! (выходят)
Буква Й.
Букву Й зовут "И кратким".
Й как И, в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать и И,
Сверху галочку пиши.
Буква Л.
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.
Буква М.
Взявшись за руки
Мы встали
И на М похожи стали.
Буква Н.
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенку.
Буква Р.
Дрожу от страха
До сих пор! - воскликнуло полено.
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
Буква Х.
Х - забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка,
Ветра вольного подружка.
Буква Ц,
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Буква Ч.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Буква Щ.
На расческу Щ похожа,
Три зубца всего.
Ну что же?
Песня
Выступление мягкого и твердого знаков.
Ученик.
Мягкий и твердый знаки, где вы? (выходят)
Мягкий знак.
Буква Р превернулсь,
Мягким знаком обернулась.
Твердый знак.
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик - твердый знак,
Чтобы не облиться.
Исполнение частушек.
Мы собрали мам и пап,
Но не для потехи,
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Не хочу я больше слушать,
Буквы разные учить,
А хочу на телефоне
Я барбариков включить.
Вот сижу, смотрю я телек,
Выступает президент.
Он, наверно, непременно
Буквы знает с пяти лет.
Ну и буквы - вот мученье!
Как их выучить навек?
Бабушка мочалки вяжет -
Вот счастливый человек!
Ой, родители вы наши
Вы купите нам ревит,
И тогда мы обещаем -
Не забудем алфавит! (вместе)
Выступление Азбуки и Букваря.
Азбука.
Стали буквы в четкий строй
Строй как строй, да не простой -
Он зовется азбукой.
Букварь - мой младшенький братишка,
Он - незаменимая детская книжка.
Он помогает буквы изучать
И тоже учит всех детей читать.
Букварь.
Давайте. Ребята, поиграем в игру "Для меня!"
Букварь: Кто-то где-то сделал парту. Для кого?
Дети: Для меня!
Букварь:
начертили глее-то карту. Для кого?
Для меня!
Доски грифельные красят.
Все, что в школе, все, что в классе. Для кого?
Для меня!
Там звонки на переменке.
Ставят счеты возле стенки. Для кого?
Для меня!
Там учитель ждет ответа. От кого?
От меня!
Значит, нужно так учиться,
Значит, нужно так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться. За кого?
За меня!
Песня
Выступление Родной речи.
(выходит Родная речь, Азбука и Букварь не уходят)
Азбука.
Вот и кончилась наша пора
И расставаться нам надо когда-никогда.
Мы вас многому здесь научили
И ключи ко всем книжкам вручили.
Букварь.
Теперь вас будет учить
Младшая наша сестра.
Познакомится с ней вам пора.
Много у ней разных стихов, интересных рассказов,
Удивительных сказок.
Родная речь.
Я - добрый друг и спутник твой.
Будь школьник бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплет не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в бумагу оберни,
Где взял меня - туда верни.
Запомни я - твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Выходят ученики. Стихи.
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Ученик.
Ну, а сейчас выходят персонажи в ряд !
Начинаем сказочный парад!
Парад сказочных героев.
(выходят все сразу)
Доктор Айболит.
Всех на свете я добрей,
Я лечу больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил я из болота.
Я известен, знаменит,
Я ведь доктор: Айболит (вместе)
Красная Шапочка.
Бабушка меня очень любила
Шапочку красную мне подарила
Что-то я имя забыла своё.
Ну, отгадайте, как звали меня?
Красная Шапочка(вместе)
Крокодил Гена.
Всех люблю я неизменно,
Кто б ко мне не приходил.
Догадались? Я же Гена,
Я же Гена: крокодил (вместе)
Выступление библиотекаря
Ученик.
К нам пришел на праздник этот
Очень важный человек.
Он работает там,
Где все книжки живут,
Ведь не зря его библиотекарем зовут.
Библиотекарь поздравляет ребят с праздником и приглашает их в библиотеку.
Выступление Бабы-яги, Лешего и Внучки. Выходят Азбука и Букварь
Баба-яга.
Эй, Леший, как интересно все было это!
Не надо нам и сладкую конфету!
Ну, Внучка, ты удивила нас
Все буквы мы увидели сейчас
И думаем обучение продолжить тот же час.
Внучка.
Ведь каждый ученик прекрасно знает:
Учеба очень интересный труд,
Нам силу, радость знания несут.
Без книг, без знаний не видать нам счастья,
А от невежества приходят все напасти.
Ученик.
Букварь и Азбука -
Наши первые книжки.
Но, увы, подросли ребятишки.
Ученик.
Теперь мы умеем читать
И будем дальше знанья получать.
Ученик.
Беру Букварь и Азбуку
В последний раз,
Несу я их в просторный класс.
Ученик.
И Азбуке, и Букварю
Я говорю: Благодарю! (вместе)
Ученик.
Закончился праздник,
Закончилась встреча
Настал расставания час.
Мы все чуть устали,
Но нас согревали улыбки
И блеск ваших глаз.
Песня (заключительная).
Используемая литература.
- Внеклассные мероприятия 3 класс. Авторы-составители: Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко и др.
- Сценки-минутки на школьном уроке. Авторы: О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова.
- Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Автор-составитель: Н.А. Касаткина.
- Праздники в начальной школе. Автор-составитель: С.В. Савинова.
- Внеклассное мероприятие по теме: "Прощание с Азбукой". Автор: В.А. Березина.
- Внеклассные мероприятия по обучению грамоте в 1 классе. Праздник "Прощание с букварем". Автор: С.В. Савченко.
- Праздник "Прощание с Азбукой". Автор: Н. М. Смирнова.
- Праздник "Прощание с Азбукой". Автор: С.В. Судина.