Пояснительная записка.
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Программа "Творческое конструирование из бумаги /оригами/, как средство дополнительного образования дошкольников" поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Программа развивает активный творческий поиск, прежде всего, для самих воспитателей, Именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, воспитатель сможет привить интерес к оригами у детей.
Программа рассчитана на три учебных года с детьми от четырех до семи лет, обосновывает определенное количество занятий в год. Раскрывает широкие возможности применения оригами не только на занятиях по конструированию и ручному труду, но и на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, математике.
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения.
Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий и совместной деятельности. Поможет ввести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.
Методические рекомендации
Занимаясь с детьми дошкольного возраста, желательно показывать, как складывается фигурка, передавая "секрет" складывания из рук в руки. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделей, рассказывал: об оригами, чтобы заинтересовать детей.
Работать желательно с большим квадратным листом 16x16 или 20x20, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку. Чем младше дети, тем малочисленней должна быть группа занимающихся одновременно детей.
- для средней группы 4-6 человек.
- для старшей группы 6-8 человек.
- для подготовительной к школе группы 8-10 человек.
Старших детей лучше сразу учить читать схемы складывания моделей Обучение оригами ведется в форме занятий, совместной деятельности воспитателя и детей, индивидуальной работы с отдельным ребенком.
Содержание работы:
Тематический план изучения.
Таблица № 1.
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | ФОРМЫ РАБОТЫ | КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В ГОД | |
Отработка моделей | Создание творческих работ | ||
1. Методические рекомендации | Отработка моделей образцов | ||
2.. Концептуальные основы конструирования | Семинары, консультации, творческие отчеты, ГМО. | ||
3. Роль оригами в развитии дошкольников | Беседы для родителей | ||
Для средней группы Для старшей группы |
Выставки детских работ | 18 | 18 |
27 | 18 | ||
Для подготовительной группы | 36 | 18 |
Средняя группа
Общие задачи на год обучения:
- Изготовление квадрата, деление его на две равные части.
- Знакомство с геометрическими понятиями, квадрат, прямоугольник, треугольник, угол.
- Владение ножницами.
- Знакомство с искусством оригами.
- Желание работать с бумагой.
Таблица № 2.
Количество занятий в квартал | Технические навыки | Примерные темы занятий | Связь с другими видами деятельности | Совместная и индивидуальная работа |
I квартал 6 занятий по отработке моделей в первую половину дня 6 занятий по созданию работ |
Учить разрезать бумагу по прямой
воображаем ой линии сгибать готовый квадрат пополам, совмещая углы и стороны |
Елка, гриб, бабочка "Кошелек" "Бабочка" "Веер" "Мышка" |
Знакомство, с окружающим •Беседа "Что такое оригами" •Аппликация •Рисование •Развитие речи |
Резание: разноцветные ленточки, Складывание: шапочка, шлем |
II квартал 6 занятий то же 6 занятий то же |
Учить самостоятельно делать квадрат совмещением смежных сторон Сгибание боковых острых углов в разных направлениях Закрепление складки |
Рыбка, лягушонок. "Маска, лисы, собаки, курочки". |
•Отработка моделей •Развитие речи •Знакомство с обитателями моря •Отработка моделей, |
Контурное вырезывание: цветы, деревья
Складывание: украшаем группу оригами Коллективная работа: "Океан" "Царевна-лягушка" |
III квартал 6 занятий то же 6 занятий то же |
•Формируем квадрат •Сгибание сторон к центральной •Складывание модели пополам •Корректировка модели ножницами |
Маски "Медведя" "Волка" "Воздушный змей" "Самолетик" "Лодочка с парусами" |
•Развитие речи •Отработка •Рисование |
Вырезывание: осьминожки (коллективная аппликация) Складывание: атрибуты к подвижным играм |
Старшая группа.
Общие задачи на год обучения.
1. Развить умение ориентироваться на листе бумаги. Подвести детей к пониманию и запоминанию необходимых терминов и понятий.
2. Создавать оригами, выполненные многократным складыванием углов
3. Развитие произвольного внимания в процессе обучения.
4. Подводить детей к самостоятельному занятию по складыванию оригами.
Таблица № 3.
Количество занятий в квартал | Технические навыки | Примерные темы занятий | Связь с другими видами деятельности | Совместная и индивидуальная работа |
I квартал 9 занятий по отработке моделей 6 занятий во второй половине дня |
|
"Грибок" “Домик” “Самолет” “Вертушка”, “Синица” “Ворона”, “Кролик” |
|
Контурное вырезание: резание по круговой линии "Солнышко" Складывание: стаканчик, бабочка Коллективная работа: Птицы, Транспорт. |
II квартал 9 занятий по отработке моделей 6 занятий по созданию коллективных и творческих работ |
Сгибание боковых сторон к линии
деления. Учить формировать плавники Учить вкладывать Учить формировать клюв сгибом внутрь, голову сгибом “шапочка”. |
"Акула" "Скалярия" "Лебедь" " Елочка" "Кошелечек" |
Ознакомление с окружающим. Отработка модели. Аппликация. Рисование. |
Резание аппликативных заготовок,
сложенных пополам: листики, бабочки. Складывание: "Утка". Коллективная работа: Украшаем группу к новому году |
III квартал 9 занятий для первой половины дня. 6 занятий во второй половины дня |
•Проводить сгибание углов с обоих
концов сложенного треугольника, проводить доработку с помощью ножниц. •Закрепление сгиба внутрь: "Шапочка" •Знакомство со складкой •Показать практическое применение оригами |
" Гвоздика" " Головастик" “Бабочка” 1-й вариант, " Утенок" " Бабочка 2-й вариант, " Пилотка" “Мордочка зайца” “Пароход” |
Коллективная аппликация. Отработка модели •Рисование Беседа “Мой друг" (пилотка для друга) Дополнение к занятию по математике |
Резание: человечки, цветы. “Коврик” (из цветных бумажных ленточек). Складывание: “Розы”, “Тюльпан”, “Кошелек” |
Подготовительная к школе группа.
Общие задачи на год обучения:
I. Оперирование основными понятиями моделирования оригами.
2. Вкладывание внутрь боковых треугольников и сторон.
3. Закрепить складывания "складкой".
4. Создание осознанного интереса к оригами. Развитие самоконтроля и самооценки.
Таблица № 4
Количество занятий в квартал. | Технические навыки | Примерные темы занятий. | Связь с другими видами деятельности | Совместная и индивидуальная работа |
I квартал 12 занятий по отработке моделей. 1-е половина дня для создания коллективных работ. 2-е половина дня 6 занятий |
Закрепить приемы складывания,
изученные в старшей группе. Складывание боковых сторон к диагональной линии. Приступить к ознакомлению с условными обозначениями. |
“Бабочка”, “Большой дом” “Сова” “Ворона” “Салфетка “Веер” |
Ознакомление с природой. Ознакомление с окружающим. Аппликация Беседы об эстетике. Складывание. |
Резание: вырезаем мелкие детали, готовим материал для аппликации. Складывание: вспомнить материал по старшей группе. Панно: " Бабочки" Композиция: "Африка" |
II квартал. 12 занятий То же . 6 занятий То же. |
Продолжить знакомство с условными обозначениями Загибание |
" Синичка " " Снегирь" " Пингвин" " Собака " "Котенок" "Зайчик" | •Развитие речи. •Беседы о птицах. •Обработка модели. •Математика. •Развитие речи “Япония – страна чудес” |
Резание: вырезаем елочные украшения,
цветные цепочки. Складывание: “Воробей, Елка”. |
III квартал | •Вкладывание боковых сторон (многослойный квадрат). •Знакомство многослойной ромбовидной фигурой. •Закрепление сгибания углов и сторон. •Учить работать по не сложным схемам. |
“Голубь” “Цветок” “Лилия” “Журавлик” “Лиса” “Медведь” “Белка” “Краб” |
•Ручной труд, беседы, легенды. •Ознакомление с окружающим. •Отработка модели. •Математика, читаем схемы.
|
Индивидуальная работа по вырезыванию
мелких деталей без контурных линий. Складывание: “Лошадка” “Жираф” “Слон” Коллективные работы. Поздравления для мам. |
Концептуальные основы творческого конструирования
Постановка проблемы:
- восприятие оригами
- обучение навыкам изготовления
- эстетическое и умственное развитие дошкольника на занятиях по творческому конструированию
- осознание результата.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
- Владение ножницами.
- Обработка квадрата.
- Создание основ оригами:
а/ складывание квадрата пополам / вдоль, поперек, по диагонали /
б/ складывание сторон от одного угла к центральному сгибу
в/ деление квадрата на четыре части:
- вкладыванием боковых треугольников внутрь
- вкладыванием боковых сторон внутрь
г/ складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон
д/ складывание складкой
е/ частичное отгибание и вкладывание углов
4. Аппликативное оформление оригами.
5. Составление творческих композиций.
Оборудование процесса обучения
1. Бумага:
Непосредственно рабочая: | Рекомендуемая для фона |
цветная настольная | Мраморная |
глянцевая | Шагреневая |
писчая, почтовая | Обойная |
газетная | чертежно-рисовальная |
калька | Картон |
2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
4. Салфетки: бумажная, тканевая.
5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.
6. Кисти, пластмассовые палочки.
Роль оригами в развитии дошкольников.
Игры - занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе начального и среднего образования некоторых стран мира. Занятие оригами способствует развитию у детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки.
Оригами может служить средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми в семье, школе, психологических центрах, службах семьи, психореабилитационных центрах, больницах.
Оригами прекрасное психотерапевтическое средство, отвлекающее и переключающее детей во время болезни или других психотравмирующих ситуаций.
В процессе занятий развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей
- умение слушать воспитателя
- принимать умственную задачу и находить способ ее решения
- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
- развитие самоконтроля и самооценки
- осознание собственных познавательных процессов.
Рекомендуемая литература.
- 3.А. Богатеева, “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992 год.
- З.В. Лиштван, “Конструктивная деятельность в детском саду”, Москва “Просвещение”, 1977 год.
- “Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду”, под редакцией В.Б.Косминскои, Москва “Просвещение”, 1985 год.
- “Игрушки из бумаги”, издательство “Дельта”, Санкт-Петербург, 1995 год.
- “Учимся оригами”, под редакцией Ю.Шумакова, издательство “Лицей”, Ростов на Дону.
- Кунихико Касахара, “Оригами”, издательство “Алсия”, Япония.
- Ю.Афонькин, “Волшебный сад оригами”, Санкт-Петербург, 1995 год.
- Т.И.. Тарабарина “Оригами и развитие речи”, издательство Академия развития, Ярославль,1998 год.
- Г.И. Долженко “100 оригами”, Ярославль Академия развития 1999 год.
- Журнал “Дошкольное воспитание”, Москва, 2008 г.