Программа "Творческое конструирование из бумаги (оригами) 5 – 7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Программа "Творческое конструирование из бумаги /оригами/, как средство дополнительного образования дошкольников" поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

Программа развивает активный творческий поиск, прежде всего, для самих воспитателей, Именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, воспитатель сможет привить интерес к оригами у детей.

Программа рассчитана на три учебных года с детьми от четырех до семи лет, обосновывает определенное количество занятий в год. Раскрывает широкие возможности применения оригами не только на занятиях по конструированию и ручному труду, но и на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, математике.

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения.

Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий и совместной деятельности. Поможет ввести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.

Методические рекомендации

Занимаясь с детьми дошкольного возраста, желательно показывать, как складывается фигурка, передавая "секрет" складывания из рук в руки. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделей, рассказывал: об оригами, чтобы заинтересовать детей.

Работать желательно с большим квадратным листом 16x16 или 20x20, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку. Чем младше дети, тем малочисленней должна быть группа занимающихся одновременно детей.

  • для средней группы 4-6 человек.
  • для старшей группы 6-8 человек.
  • для подготовительной к школе группы 8-10 человек.

Старших детей лучше сразу учить читать схемы складывания моделей Обучение оригами ведется в форме занятий, совместной деятельности воспитателя и детей, индивидуальной работы с отдельным ребенком.

Содержание работы:

Тематический план изучения.

Таблица № 1.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ ФОРМЫ РАБОТЫ КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В ГОД
Отработка моделей Создание творческих работ
1. Методические рекомендации Отработка моделей образцов    
2.. Концептуальные основы конструирования Семинары, консультации, творческие отчеты, ГМО.    
3. Роль оригами в развитии дошкольников Беседы для родителей    
Для средней группы

Для старшей группы

Выставки детских работ 18 18
27 18
Для подготовительной группы 36 18

Средняя группа

Общие задачи на год обучения:

  1. Изготовление квадрата, деление его на две равные части.
  2. Знакомство с геометрическими понятиями, квадрат, прямоугольник, треугольник, угол.
  3. Владение ножницами.
  4. Знакомство с искусством оригами.
  5. Желание работать с бумагой.

Таблица № 2.

Количество занятий в квартал Технические навыки Примерные темы занятий Связь с другими видами деятельности Совместная и индивидуальная работа
I квартал

6 занятий по отработке моделей в первую половину дня

6 занятий по созданию работ

Учить разрезать бумагу по прямой воображаем ой линии

сгибать готовый квадрат пополам, совмещая углы и стороны

Елка, гриб, бабочка

"Кошелек" "Бабочка" "Веер" "Мышка"

Знакомство, с окружающим

•Беседа "Что такое оригами"

•Аппликация

•Рисование

•Развитие речи

Резание: разноцветные ленточки,

Складывание: шапочка, шлем

II квартал

6 занятий

то же

6 занятий

то же

Учить самостоятельно делать
квадрат совмещением смежных сторон

Сгибание боковых острых углов в разных направлениях

Закрепление складки

Рыбка, лягушонок.

"Маска, лисы, собаки, курочки".

•Отработка
моделей

•Развитие речи

•Знакомство с обитателями моря

•Отработка моделей,
аппликация

Контурное вырезывание: цветы, деревья Складывание: украшаем группу оригами

Коллективная работа: "Океан" "Царевна-лягушка"

III квартал

6 занятий

то же

6 занятий

то же

•Формируем
квадрат

•Сгибание сторон к центральной
линии

•Складывание модели пополам

•Корректировка модели ножницами

Маски "Медведя"

"Волка"

"Воздушный змей"

"Самолетик"

"Лодочка с парусами"

•Развитие речи

•Отработка
модели

•Рисование

Вырезывание:

осьминожки

(коллективная аппликация)

Складывание:

атрибуты к подвижным играм

Старшая группа.

Общие задачи на год обучения.

1. Развить умение ориентироваться на листе бумаги. Подвести детей к пониманию и запоминанию необходимых терминов и понятий.

2. Создавать оригами, выполненные многократным складыванием углов

3. Развитие произвольного внимания в процессе обучения.

4. Подводить детей к самостоятельному занятию по складыванию оригами.

Таблица № 3.

Количество занятий в квартал Технические навыки Примерные темы занятий Связь с другими видами деятельности Совместная и индивидуальная работа
I квартал

9 занятий по отработке моделей

6 занятий во второй половине дня

  • сгибать углы
    навстречу друг другу
  • умелая работа ножницами
  • отгибание угла от нижнего сгиба и деление его пополам, оборачивание заготовки левым углом
  • частичное разворачивание угла по отработанным линиям
"Грибок"

“Домик”

“Самолет”

“Вертушка”, “Синица” “Ворона”,

“Кролик”

  • Конструирование
  • Аппликация
  • Математика
  • Ознакомление с окружающим
  • Животный
    мир Антарктиды
Контурное

вырезание:

резание по круговой линии "Солнышко"

Складывание: стаканчик,

бабочка

Коллективная работа:

Птицы,

Транспорт.

II квартал

9 занятий по отработке моделей

6 занятий по созданию коллективных и творческих работ

Сгибание боковых сторон к линии деления.

Учить формировать плавники

Учить вкладывать
внутрь боковые треугольники путем многократного складывания углов

Учить формировать клюв сгибом внутрь, голову сгибом

“шапочка”.

"Акула"

"Скалярия"

"Лебедь"

" Елочка" "Кошелечек"

Ознакомление с окружающим.

Отработка модели.

Аппликация.

Рисование.

Резание аппликативных заготовок, сложенных пополам: листики,

бабочки.

Складывание: "Утка".

Коллективная работа:

Украшаем группу к новому году

III квартал

9 занятий для первой половины дня.

6 занятий во второй половины дня

•Проводить сгибание углов с обоих концов сложенного треугольника, проводить
доработку с помощью
ножниц.

•Закрепление сгиба внутрь: "Шапочка"

•Знакомство со складкой
" Молния".

•Показать практическое применение оригами

" Гвоздика"

" Головастик"

“Бабочка”

1-й вариант,

" Утенок"

" Бабочка

2-й вариант,

" Пилотка"

“Мордочка зайца”

“Пароход”

Коллективная аппликация.

Отработка модели

•Рисование

Беседа

“Мой друг"

(пилотка для друга)

Дополнение к

занятию по математике

Резание:

человечки, цветы.

“Коврик” (из цветных бумажных ленточек).

Складывание:

“Розы”, “Тюльпан”, “Кошелек”

Подготовительная к школе группа.

Общие задачи на год обучения:

I. Оперирование основными понятиями моделирования оригами.

2. Вкладывание внутрь боковых треугольников и сторон.

3. Закрепить складывания "складкой".

4. Создание осознанного интереса к оригами. Развитие самоконтроля и самооценки.

Таблица № 4

Количество занятий в квартал. Технические навыки Примерные темы занятий. Связь с другими видами деятельности Совместная и индивидуальная работа
I квартал

12 занятий по отработке моделей.

1-е половина дня
6 занятий

для создания

коллективных работ.

2-е половина дня

6 занятий

Закрепить приемы складывания, изученные в старшей группе.
Складывание боковых сторон к диагональной линии.

Приступить к ознакомлению с условными обозначениями.

“Бабочка”,

“Большой дом”

“Сова”

“Ворона”

“Салфетка

“Веер”

Ознакомление с природой.

Ознакомление с окружающим.

Аппликация

Беседы об эстетике.

Складывание.

Резание:

вырезаем мелкие детали, готовим материал для аппликации.

Складывание: вспомнить материал по старшей группе.

Панно:

" Бабочки"

Композиция:

"Африка"

II квартал.

12 занятий

То же .

6 занятий

То же.

Продолжить
знакомство с
условными
обозначениями

Загибание
нижних углов
вверх в виде
кармашка.

" Синичка " " Снегирь" " Пингвин" " Собака " "Котенок" "Зайчик" •Развитие речи.

•Беседы о птицах.

•Обработка модели.

•Математика.

•Развитие речи

“Япония – страна чудес”

Резание: вырезаем елочные украшения, цветные цепочки.

Складывание: “Воробей, Елка”.

III квартал •Вкладывание боковых сторон

(многослойный квадрат).

•Знакомство многослойной ромбовидной фигурой.

•Закрепление сгибания углов и сторон.

•Учить работать по не сложным схемам.

“Голубь”

“Цветок”

“Лилия”

“Журавлик”

“Лиса”

“Медведь”

“Белка”

“Краб”

•Ручной труд, беседы, легенды.

•Ознакомление с окружающим.

•Отработка модели.

•Математика, читаем схемы.

 

Индивидуальная работа по вырезыванию мелких деталей без контурных линий.

Складывание:

“Лошадка”

“Жираф”

“Слон”

Коллективные работы.

Поздравления для мам.

Концептуальные основы творческого конструирования

Постановка проблемы:

  • восприятие оригами
  • обучение навыкам изготовления
  • эстетическое и умственное развитие дошкольника на занятиях по творческому конструированию
  • осознание результата.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:

  1. Владение ножницами.
  2. Обработка квадрата.
  3. Создание основ оригами:

а/ складывание квадрата пополам / вдоль, поперек, по диагонали /

б/ складывание сторон от одного угла к центральному сгибу

в/ деление квадрата на четыре части:

  • вкладыванием боковых треугольников внутрь
  • вкладыванием боковых сторон внутрь

г/ складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон

д/ складывание складкой

е/ частичное отгибание и вкладывание углов

4. Аппликативное оформление оригами.

5. Составление творческих композиций.

Оборудование процесса обучения

1. Бумага:

Непосредственно рабочая: Рекомендуемая для фона
цветная настольная Мраморная
глянцевая Шагреневая
писчая, почтовая Обойная
газетная чертежно-рисовальная
калька Картон

2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

4. Салфетки: бумажная, тканевая.

5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.

6. Кисти, пластмассовые палочки.

Роль оригами в развитии дошкольников.

Игры - занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе начального и среднего образования некоторых стран мира. Занятие оригами способствует развитию у детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки.

Оригами может служить средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми в семье, школе, психологических центрах, службах семьи, психореабилитационных центрах, больницах.

Оригами прекрасное психотерапевтическое средство, отвлекающее и переключающее детей во время болезни или других психотравмирующих ситуаций.

В процессе занятий развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей

  • умение слушать воспитателя
  • принимать умственную задачу и находить способ ее решения
  • переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
  • развитие самоконтроля и самооценки
  • осознание собственных познавательных процессов.

Рекомендуемая литература.

  1. 3.А. Богатеева, “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992 год.
  2. З.В. Лиштван, “Конструктивная деятельность в детском саду”, Москва “Просвещение”, 1977 год.
  3. “Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду”, под редакцией В.Б.Косминскои, Москва “Просвещение”, 1985 год.
  4. “Игрушки из бумаги”, издательство “Дельта”, Санкт-Петербург, 1995 год.
  5. “Учимся оригами”, под редакцией Ю.Шумакова, издательство “Лицей”, Ростов на Дону.
  6. Кунихико Касахара, “Оригами”, издательство “Алсия”, Япония.
  7. Ю.Афонькин, “Волшебный сад оригами”, Санкт-Петербург, 1995 год.
  8. Т.И.. Тарабарина “Оригами и развитие речи”, издательство Академия развития, Ярославль,1998 год.
  9. Г.И. Долженко “100 оригами”, Ярославль Академия развития 1999 год.
  10. Журнал “Дошкольное воспитание”, Москва, 2008 г.