Цель: охарактеризовать достижения культуры эллинов, созданные на основе объединения научных знаний, практических навыков, художественных приемов.
Хронологические рамки: III в. до н. э.
Новые понятия: обсерватория, музы.
Оборудование: ИКТ, атласы, учебники, тетради, рабочие тетради авт. Годер Г. И.
План урока:
1. Проверка знаний.
2. Изучение нового материала.
- Распад державы Александра Македонского.
- В александрийском порту.
- На улицах и площадях.
- В александрийском Музее.
- Великие александрийские ученые
3. Закрепление.
4. Д/З.
Литература.
Ход урока
Проверка знаний по карточкам.
КАРТОЧКА 1.
Завоевания Александра Македонского.
Установите последовательность событий:
- Битва при Гавгамелах.
- Распад державы Александра Македонского.
- Возвращение Александра в Вавилон.
- Осада Тира, захват Египта.
- Поход в Индию.
- Вторжение в Малую Азию.
КАРТОЧКА 2.
Битва при Гавгамелах
Установите последовательность событий.
- Атака конницы Александра по правому флангу персов с тыла.
- Атака персидских колесниц.
- Бегство Дария с поля боя.
- Столкновение конницы противников.
- Удар конницы Александра в центр и по левому флангу персов.
- Удар персов по левому флангу войск Александра.
Изучение нового материала.
ВСПОМНИМ: за время своего правления Александр Македонский сумел создать великую державу, состоявшую из большого количества крупных и малых государств. В нее входили: Греция, Македония, п-ов Малая Азия, Финикия, Египет, Сирия и другие территории до реки Инд на востоке. (Здесь и далее - работа по карте в атласах и изображение на ИКТ.)
А. Распад державы Александра Македонского (объяснение учителя).
Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток.
После смерти Александра Македонского македонские полководцы стали делить земли, входившие в созданную им державу.
В начале III в. до н. э. на месте державы Александра возникло много государств, главными из которых были:
Египетское,
Македонское,
Сирийское (запись в тетрадях).
Распад державы Александра Македонского.
Крупным торговым и культурным центром для всего Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия (из-за удобного расположения).
(запись в тетрадях)
Б. В александрийском порту (сообщение учащегося).
Множество торговых кораблей из разных стран прибывало в столицу Египта. Александрия была основана в 332 - 331г. до н. э. в дельте Нила. Из-за удобного расположения она стала столицей царства в период правления Птоломеевской династии (323 - 30 гг. до н. э.), а также международным торговым и культурным центром Востока. Прежде всего, мы увидим маяк, который был построен на острове Фарос, связанном с материком с помощью дамбы. Надобность в маяке была велика: близ берегов тянулись мели и подводные скалы, маяк указывал вход в александрийскую гавань. По ночам под куполом, увенчанным статуей Посейдона, пылал огонь. Свет пламени усиливался металлическими зеркалами. Топливо доставляли на осликах по проходящей внутри маяка пологой винтообразной лестнице. Маяк использовали и как военную крепость, с его вершины наблюдали за морским простором. Греки называли его одним из "чудес света".
Фаросский маяк.
Историческая справка: маяк строился в течение 20 лет (299 - 279); его высота около 120 метров; он имел три этажа; третий этаж венчал купол, на котором стояла бронзовая статуя бога Посейдона высотой около 7 м. Маяк был также и крепостью, где располагался большой гарнизон и огромная цистерна с питьевой водой на случай осады.
В Египет привозили: древесину, серебро, пурпурные ткани (шерсть), вино.
Из Египта увозили: зерно, папирус, слоновую кость, льняные ткани, изделия из стекла и др. (запись в тетрадях).
Рассказ учителя.
Рядом с гаванью был расположен царский дворец. В дни празднеств его ворота открывались настежь, охрана пропускала всех. Толпа александрийцев дивилась роскоши парадных помещений, отделанных мрамором, поражалась красотой резной мебели и ковров с вытканными сценами из мифов.
Александрия Египетская. План.
В. На улицах и площадях.
Учащиеся самостоятельно читают текст в учебнике на странице 200 и устно отвечают на вопросы учителя.
1. Как расположены улицы в Александрии?
2. Сколько километров составляла главная улица?
3. Чем была вымощена главная улица?
4. Что происходило на улицах и площадях города?
Дополнение учителя. Дома и дворцы Александрии утопают в тенистых садах.
План города разработал архитектор Дегинократ. Как предполагают в настоящее время, широкие, имеющие твёрдое покрытие, пересекающиеся под прямыми углами улицы Александрии были проложены согласно гигиеническим требованиям (влияние прохладных северных ветров). В "царском квартале" находились дворцы и склепы правителей, Музей.
Г. В александрийском музее.
Рассказ учителя. Запись в тетрадях.
Музей - место, где обитают музы.
Музей был крупнейшим научным центром всего Средиземноморья.
Музы - сестры-богини, покровительницы поэзии, искусств, наук, например: Мельпомена - муза трагедии, Терпсихора - муза танца, Клио - муза истории.
Всего муз в греческой мифологии было девять. Еще: Эрато, Эвтерпа, Каллиопа, Полигимния, Талия, Урания.
Музей занимал в Александрии целый район, где было много больших и малых зданий, окруженных деревьями и цветниками. В Музее жили и работали ученые и поэты. Они съехались сюда из многих стран по приглашению царя Египта Птолемея, желавшего прославить себя и свою столицу. В Музее им предоставляли бесплатное жилье, питание, лаборатории для научных опытов, большую библиотеку для занятий.
Ученые и поэты встречались за обеденным столом, на прогулках; они беседовали, вели научные споры, знакомились с новыми произведениями.
При Музее находились ботанический и зоологический сады, обсерватория и знаменитая Александрийская библиотека.
Обсерватория - здание, оборудованное для наблюдений за небесными светилами.Библиотека . На полках из древесины в специальных футлярах лежали папирусные свитки. Александрийская библиотека их насчитывала до 700 тысяч. К каждому футляру прикреплялась табличка с описанием содержимого. Первые Птолемеи не жалели средств, чтобы сохранить как можно больше литературных памятников Греции, Рима, Египта, Среднего Востока и даже Индии. Свитки переписывались и распространялись, благодаря этому до нашего времени дошли многие произведения античной эпохи.
Александрийская библиотека Из истории древних библиотек.Однажды египетский царь Птолемей попросил у афинян рукописи знаменитых писателей, желая снять с них копии. Боясь за судьбу рукописей Эсхила и Софокла, афиняне потребовали за них огромный залог (около 500 кг серебра). Птолемей дал этот залог, взамен получил рукописи и передал их: на вечное хранение в Александрийскую библиотеку. Царь предпочел потерять свое серебро, прослыть обманщиком, но сохранить у себя драгоценные рукописи.
Была известной и библиотека в городе Пергаме (Малая Азия). Царь Египта, завидовавший ее растущей славе, запретил вывоз папируса в Пергам. Тогда во II веке до н. э. в Пергаме наладили производство тонко выделанной кожи молодых животных, предназначенной для письма. Этот писчий материал получил название пергамент.
Д. Великие александрийские ученые.Поисковая работа: найти в параграфе учебника на странице 201 имена данных ученых и рассказать об их открытиях.
Аристарх Самосский,
Эратосфен,
Евклид.
Закрепление. Тестирование.
ТЕСТ №1 (один ученик делает тест на доске и сам его проверяет и оценивает).После смерти Александра Македонского его держава:
а) распалась на три крупные и множество мелких царств,
б) расширилась из-за присоединения Индии,
в) осталась без изменений.
2. В III в. до н. э. торговым и культурным центром Восточного
Средиземноморья являлась:
а) Александрия Египетская,
б) Антиохия,
в) Ольвия.
3. Найдите лишнее.
В Александрии находились:
а) обсерватория,
б) Парфенон,
в) Музей.
Ответы: 1а, 2а, 3б.
ТЕСТ №2 (карточки для всех учащихся).
ВАРИАНТ 1.
1.Выберите правильный ответ.
После смерти Александра Македонского:
а) возникло несколько государств, в которых царствовали его военачальники
б) продолжился рост территории его державы
в) завоеванные им государства вновь обрели независимость.
2. Назовите принцип, объединяющий эти слова.
Древесина, серебро, пурпурная краска:
а) эти товары вывозили из Египта в другие страны
б) эти товары привозили в Египет из других стран
в) эти товары было запрещено вывозить из Египта.
3. Найдите лишнее.
В Александрии находились:
а) Фаросский маяк, б) Эрехтейон, в) обсерватория.
4. Приведите в соответствие:
а) Эратосфен 1. Геометрия
б) Аристарх Самосский 2. География
в) Евклид 3. Астрономия.
5. В IVв. До н. э. торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья
Являлась:
а) Александрия Египетская
б) Антиохия
в) Ольвия. ( Ответы: 1а; 2б; 3б; 4-а2, б3, в1; 5а.)
ВАРИАНТ 2.
1.Выберите правильный ответ.
Наследники Александра Македонского:
а) из друзей и соратников превратились в злейших врагах
б) сохранили единство державы, им созданной
в) приложили все усилия, чтобы держава не распалась
2. Назовите принцип, объединяющий эти слова.
Зерно, льняные ткани, изделия из стекла:
а) эти товары привозили в Египет из других стран
б) эти товары вывозили из Египта в другие страны
в) эти товары было запрещено вывозить из Египта.
3. Найдите лишнее.
В Александрии находились:
а) Музей, б) Парфенон, в) библиотека.
4. Приведите в соответствие:
а) Евклид 1. Геометрия
б) Эсхил 2. Астрономия
в) Аристарх Самосский 3. Литература.
5. Назовите понятие, которому соответствует описание.
Материал для письма, производство которого было налажено во 2 веке до н.э. Его изготавливали из кожи молодых животных:
а) пергамент
б) бумага
в) восковые таблички.
( Ответы: 1а; 2б; 3б; 4-а1,б3,в2; 5а.)
Домашнее задание.
Параграф № 43, задание в рабочей тетради № 48.
Литература:
- Учебник " История древнего мира" 5 класс, авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. М. "Просвещение". 2007.
- Рабочая тетрадь по истории древнего мира "Жизнь первобытных людей. Древний Восток" Выпуск 1. Авт: Г.И.Годер. М. "Просвещение". 2008.
- История древнего мира. Поурочные планы. 5 класс. По учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой. Волгоград. "Учитель". 2007.
- Тесты "История древнего мира".5 класс. Учебно - методическое пособие. Авт: М.Ю.Брандт. М. "Дрофа". 2002.