Урок с использованием ИКТ "В древней Александрии Египетской"

Разделы: История и обществознание


Цель: охарактеризовать достижения культуры эллинов, созданные на основе объединения научных знаний, практических навыков, художественных приемов.

Хронологические рамки: III в. до н. э.

Новые понятия: обсерватория, музы.

Оборудование: ИКТ, атласы, учебники, тетради, рабочие тетради авт. Годер Г. И.

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Изучение нового материала.

  • Распад державы Александра Македонского.
  • В александрийском порту.
  • На улицах и площадях.
  • В александрийском Музее.
  • Великие александрийские ученые

3. Закрепление.

4. Д/З.

Литература.

Ход урока

Проверка знаний по карточкам.

КАРТОЧКА 1.

Завоевания Александра Македонского.

Установите последовательность событий:

  1. Битва при Гавгамелах.
  2. Распад державы Александра Македонского.
  3. Возвращение Александра в Вавилон.
  4. Осада Тира, захват Египта.
  5. Поход в Индию.
  6. Вторжение в Малую Азию.

КАРТОЧКА 2.

Битва при Гавгамелах

Установите последовательность событий.

  1. Атака конницы Александра по правому флангу персов с тыла.
  2. Атака персидских колесниц.
  3. Бегство Дария с поля боя.
  4. Столкновение конницы противников.
  5. Удар конницы Александра в центр и по левому флангу персов.
  6. Удар персов по левому флангу войск Александра.

Изучение нового материала.

ВСПОМНИМ: за время своего правления Александр Македонский сумел создать великую державу, состоявшую из большого количества крупных и малых государств. В нее входили: Греция, Македония, п-ов Малая Азия, Финикия, Египет, Сирия и другие территории до реки Инд на востоке. (Здесь и далее - работа по карте в атласах и изображение на ИКТ.)

А. Распад державы Александра Македонского (объяснение учителя).

Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток.

После смерти Александра Македонского македонские полководцы стали делить земли, входившие в созданную им державу.

В начале III в. до н. э. на месте державы Александра возникло много государств, главными из которых были:

Египетское,

Македонское,

Сирийское (запись в тетрадях).

Распад державы Александра Македонского.

Крупным торговым и культурным центром для всего Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия (из-за удобного расположения).

(запись в тетрадях)

Б. В александрийском порту (сообщение учащегося).

Множество торговых кораблей из разных стран прибывало в столицу Египта. Александрия была основана в 332 - 331г. до н. э. в дельте Нила. Из-за удобного  расположения она стала столицей царства в период правления Птоломеевской династии (323 - 30 гг. до н. э.), а также международным торговым и культурным центром Востока. Прежде всего, мы увидим маяк, который был построен на острове Фарос, связанном с материком с помощью дамбы. Надобность в маяке была велика: близ берегов тянулись мели и подводные скалы, маяк указывал вход в александрийскую гавань. По ночам под куполом, увенчанным статуей Посейдона, пылал огонь. Свет пламени усиливался металлическими зеркалами. Топливо доставляли на осликах по проходящей внутри маяка пологой винтообразной лестнице. Маяк использовали и как военную крепость, с его вершины наблюдали за морским простором. Греки называли его одним из "чудес света".

Фаросский маяк.

Историческая справка: маяк строился в течение 20 лет (299 - 279); его высота около 120 метров; он имел три этажа; третий этаж венчал купол, на котором стояла бронзовая статуя бога Посейдона высотой около 7 м. Маяк был также и крепостью, где располагался большой гарнизон и огромная цистерна с питьевой водой на случай осады.

В Египет привозили: древесину, серебро, пурпурные ткани (шерсть), вино.

Из Египта увозили: зерно, папирус, слоновую кость, льняные ткани, изделия из стекла и др. (запись в тетрадях).

Рассказ учителя.

Рядом с гаванью был расположен царский дворец. В дни празднеств его ворота открывались настежь, охрана пропускала всех. Толпа александрийцев дивилась роскоши парадных помещений, отделанных мрамором, поражалась красотой резной мебели и ковров с вытканными сценами из мифов.

Александрия Египетская. План.

В. На улицах и площадях.

Учащиеся самостоятельно читают текст в учебнике на странице 200 и устно отвечают на вопросы учителя.

1. Как расположены улицы в Александрии?

2. Сколько километров составляла главная улица?

3. Чем была вымощена главная улица?

4. Что происходило на улицах и площадях города?

Дополнение учителя. Дома и дворцы Александрии утопают в тенистых садах.

План города разработал архитектор Дегинократ. Как предполагают в настоящее время, широкие, имеющие твёрдое покрытие, пересекающиеся под прямыми углами улицы Александрии были проложены согласно гигиеническим требованиям (влияние прохладных северных ветров). В "царском квартале" находились дворцы и склепы правителей, Музей.

Г. В александрийском музее.

Рассказ учителя. Запись в тетрадях.

Музей - место, где обитают музы.

Музей был крупнейшим научным центром всего Средиземноморья.

Музы - сестры-богини, покровительницы поэзии, искусств, наук, например: Мельпомена - муза трагедии, Терпсихора - муза танца, Клио - муза истории.

Всего муз в греческой мифологии было девять. Еще: Эрато, Эвтерпа, Каллиопа, Полигимния, Талия, Урания.

Музей занимал в Александрии целый район, где было много больших и малых зданий, окруженных деревьями и цветниками. В Музее жили и работали ученые и поэты. Они съехались сюда из многих стран по приглашению царя Египта Птолемея, желавшего прославить себя и свою столицу. В Музее им предоставляли бесплатное жилье, питание, лаборатории для научных опытов, большую библиотеку для занятий.

Ученые и поэты встречались за обеденным столом, на прогулках; они беседовали, вели научные споры, знакомились с новыми произведениями.

При Музее находились ботанический и зоологический сады, обсерватория и знаменитая Александрийская библиотека.

Обсерватория - здание, оборудованное для наблюдений за небесными светилами.

Библиотека . На полках из древесины в специальных футлярах лежали папирусные свитки. Александрийская библиотека их насчитывала до 700 тысяч. К каждому футляру прикреплялась табличка с описанием содержимого. Первые Птолемеи не жалели средств, чтобы сохранить как можно больше литературных памятников Греции, Рима, Египта, Среднего Востока и даже Индии. Свитки переписывались и распространялись, благодаря этому до нашего времени дошли многие произведения античной эпохи.

Александрийская библиотека

Из истории древних библиотек.

Однажды египетский царь Птолемей попросил у афинян рукописи знаменитых писателей, желая снять с них копии. Боясь за судьбу рукописей Эсхила и Софокла, афиняне потребовали за них огромный залог (около 500 кг серебра). Птолемей дал этот залог, взамен получил рукописи и передал их: на вечное хранение в Александрийскую библиотеку. Царь предпочел потерять свое серебро, прослыть обманщиком, но сохранить у себя драгоценные рукописи.

Была известной и библиотека в городе Пергаме (Малая Азия). Царь Египта, завидовавший ее растущей славе, запретил вывоз папируса в Пергам. Тогда во II веке до н. э. в Пергаме наладили производство тонко выделанной кожи молодых животных, предназначенной для письма. Этот писчий материал получил название пергамент.

Д. Великие александрийские ученые.

Поисковая работа: найти в параграфе учебника на странице 201 имена данных ученых и рассказать об их открытиях.

Аристарх Самосский,

Эратосфен,

Евклид.

Закрепление. Тестирование.

ТЕСТ №1 (один ученик делает тест на доске и сам его проверяет и оценивает).

После смерти Александра Македонского его держава:

а) распалась на три крупные и множество мелких царств,

б) расширилась из-за присоединения Индии,

в) осталась без изменений.

2. В III в. до н. э. торговым и культурным центром Восточного

Средиземноморья являлась:

а) Александрия Египетская,

б) Антиохия,

в) Ольвия.

3. Найдите лишнее.

В Александрии находились:

а) обсерватория,

б) Парфенон,

в) Музей.

Ответы: 1а, 2а, 3б.

ТЕСТ №2 (карточки для всех учащихся).

ВАРИАНТ 1.

1.Выберите правильный ответ.

После смерти Александра Македонского:

а) возникло несколько государств, в которых царствовали его военачальники

б) продолжился рост территории его державы

в) завоеванные им государства вновь обрели независимость.

2. Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Древесина, серебро, пурпурная краска:

а) эти товары вывозили из Египта в другие страны

б) эти товары привозили в Египет из других стран

в) эти товары было запрещено вывозить из Египта.

3. Найдите лишнее.

В Александрии находились:

а) Фаросский маяк, б) Эрехтейон, в) обсерватория.

4. Приведите в соответствие:

а) Эратосфен 1. Геометрия

б) Аристарх Самосский 2. География

в) Евклид 3. Астрономия.

5. В IVв. До н. э. торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья

Являлась:

а) Александрия Египетская

б) Антиохия

в) Ольвия. ( Ответы: 1а; 2б; 3б; 4-а2, б3, в1; 5а.)

ВАРИАНТ 2.

1.Выберите правильный ответ.

Наследники Александра Македонского:

а) из друзей и соратников превратились в злейших врагах

б) сохранили единство державы, им созданной

в) приложили все усилия, чтобы держава не распалась

2. Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Зерно, льняные ткани, изделия из стекла:

а) эти товары привозили в Египет из других стран

б) эти товары вывозили из Египта в другие страны

в) эти товары было запрещено вывозить из Египта.

3. Найдите лишнее.

В Александрии находились:

а) Музей, б) Парфенон, в) библиотека.

4. Приведите в соответствие:

а) Евклид 1. Геометрия

б) Эсхил 2. Астрономия

в) Аристарх Самосский 3. Литература.

5. Назовите понятие, которому соответствует описание.

Материал для письма, производство которого было налажено во 2 веке до н.э. Его изготавливали из кожи молодых животных:

а) пергамент

б) бумага

в) восковые таблички.

( Ответы: 1а; 2б; 3б; 4-а1,б3,в2; 5а.)

Домашнее задание.

Параграф № 43, задание в рабочей тетради № 48.

Литература:

  1. Учебник " История древнего мира" 5 класс, авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. М. "Просвещение". 2007.
  2. Рабочая тетрадь по истории древнего мира "Жизнь первобытных людей. Древний Восток" Выпуск 1. Авт: Г.И.Годер. М. "Просвещение". 2008.
  3. История древнего мира. Поурочные планы. 5 класс. По учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой. Волгоград. "Учитель". 2007.
  4. Тесты "История древнего мира".5 класс. Учебно - методическое пособие. Авт: М.Ю.Брандт. М. "Дрофа". 2002.