Данный проект может осуществляться учителем физики в интеграции с учителями химии, биологии, литературы, английского языка, информатики и творческими группами учащихся с использованием ИКТ. Проводится в течение двух уроков. В зависимости от ОУ и интеграции учителей, можно проводить общение учащихся или предложить задачи на иностранном языке, провести демонстрации дополнительных опытов и многое другое.
Больший успех достигается тогда, когда ученики в творческих группах находятся в дружеских отношениях и уровень успеваемости их одинаков. Ученикам заранее сообщаются задания творческого и теоретического туров для подготовки и создания мультимедийных презентации или других цифровых образовательных ресурсов, задания по другим турам сообщаются на уроке.
Обобщение материала проводится в игровой форме – в виде Международной научно-практической конференции с участием делегаций России, Канады, Франции, Германии, США, а по необходимости других стран.
Цели урока:
- Развивать познавательный интерес, логическое и аналитическое мышления, умения применять и систематизировать полученные знания при решении задач различной направленности, проводить обобщающий и сравнительный анализ;
- Продолжить формирование основных компетентностей учащихся: умение слушать, говорить, аргументировано вести дискуссию, применять свои знания в нестандартных ситуациях и др.;
- Повышать компетенции учителей;
- Способствовать развитию самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива, навыков общения и работы в группах;
- Воспитывать чувство патриотизма в процессе ознакомления учащихся с достижениями советской и российской науки, а также с перспективами дальнейшего развития этой области знаний.
Задачи урока:
- Обобщение и систематизация знания учащихся по данной теме;
- Создание мультимедийных презентаций, являющихся базой для формирования новых информационных ресурсов;
Делегации представляют свои материалы по турам:
I тур – теоретический;
II тур – творческий;
III тур – «hands on – mind on» - исследовательский;
IV тур – решение задач;
V тур – работа с другими делегациями.
По итогам работы руководителем делегации заполняется данная таблица и совместно с учителем выставляется итоговая оценка за урок каждому ученику.
№ | Состав делегации | I тур | II тур | III тур | IV тур | V тур | Итоговая оценка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 |
Примерами представленных материалов делегациями могут служить следующие задания:
Делегация России
I тур – теоретический:
Электрический ток в жидкостях и его применение. [7]
II тур – творческий:
Создание Гидеоном Спильтом электрического телеграфа на необитаемом острове в романе Ж. Верна «Таинственный остров». [3]
III тур – «hands on – mind on» - исследовательский:
Исследование работы мостика Уинстона.
IV тур – решение задач
№ 1523, 1517, 1615. [1]
V тур – работа с другими делегациями.
Делегация США
I тур – теоретический:
Электрический ток в металлах. Сверхпроводимость. [7]
II тур – творческий:
Электрические исследования в Великой Академии Лапуты в романе Д. Свифта «Путешествия Гулливера». [5]
III тур – «hands on – mind on» - исследовательский:
Исследование параллельного и последовательного соединения.
IV тур – решение задач:
№ 1544, 1527, 1578. [1]
V тур – работа с другими делегациями.
Делегация Канады
I тур – теоретический:
Собственная и примесная проводимость полупроводников. [7]
II тур – творческий:
Применение электрического тока на борту «Наутилуса» в романе Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой». [4]
III тур – «hands on – mind on» - исследовательский:
Исследование зависимости КПД источника постоянного тока от внешней нагрузки.
IV тур – решение задач:
№ 1620, 1608, 1570. [1]
V тур – работа с другими делегациями.
Делегация Франции
I тур – теоретический:
Электрический ток в вакууме и его применение. [7]
II тур – творческий:
Влияние электрических разрядов в атмосфере Земли на героев романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта». [8]
III тур – «hands on – mind on» - исследовательский:
Исследование зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров.
IV тур – решение задач:
№ 804(4), 816, 785. [6]
V тур – работа с другими делегациями.
Делегация Германии
I тур – теоретический:
Электрический ток в газах и его применение. Плазма. [7]
II тур – творческий:
Электричество в жизни рыб. [2]
III тур – «hands on – mind on» - исследовательский:
Исследование зависимости сопротивления различных веществ от температуры.
IV тур – решение задач:
№ 783, 804(а), 818. [6]
V тур – работа с другими делегациями.
Результаты урока:
- Каждый ученик, представляя материалы одного из туров, чувствует свою ответственность перед всей группой, что является большой мотивацией получения более высокой оценки;
- Все дети получают оценки на уроке;
- За данный урок учащиеся решают и объясняют решение пятнадцати задач;
- Руководитель делегации выбирается группой или назначается учителем, но в любом случае, он проявляет организаторские способности и от его действий зависит успех всех;
- В роли руководителя в течение учебного года побывает каждый из учащихся;
- Ученики приобщаются к чтению классиков мировой художественной и научно-популярной литературы;
- С помощью учащихся пополняется библиотека электронных наглядных пособий.
- Время требует изменения методов подготовки и проведения классных мероприятий, качества и формы их представления. Можно приводить много доводов «за» и «против» таких уроков.
Давайте экспериментировать, использовать новые технологии, давайте учиться и учить.
Литература
- Г.Н.Степанова Сборник задач по физике. Для 10 – 11кл. ОУ. М., «Просвещение», 2004
- А.В.Лаздин, В.Р.Протасов Электричество в жизни рыб. М., «Наука», 1977
- Ж.Верн Таинственный остров.
- Ж.Верн Двадцать тысяч лье под водой.
- Д.Свифт Путешествие Гулливера.
- А.П. Рымкевич, П.А. Рымкевич Сборник задач по физике. М., «Просвещение», 2003
- Физика – 10; Физика – 11, различных УМК
- Ж.Верн Дети капитана Гранта