Дидактическая цель: Применение теоретических знаний в практической деятельности при ранениях и черепно-мозговой травме.
Вопросы урока:
- Повторить виды ран, виды кровотечения.
- Необходимость асептики и антисептики.
- Правила наложения повязок.
- Возможные осложнения при ранениях.
- Эвакуация пострадавших.
Вид занятия: комбинированный.
Учебно-материальное обеспечение: ТСО (телевизор), карточки с заданиями для групповой работы, памятки, бинты, песочные часы.
Подготовительная работа: Для проведения данного занятия класс разбит на 4 группы, подготовлены таблицы, схемы, плакаты «Виды перевязок», «Виды кровотечения», видеозапись, для иллюстрации рассказа преподавателя.
План урока:
- Вступительная часть – 1 мин.
- Организационный момент (раздача карточек контроля) – 1 мин.
- Выполнение заданий в группах и заполнение карточек контроля – 2 мин.
- Коллективное обсуждение выполненных заданий в группах, углубление и расширение знаний по теме – 34 мин.
- Подведение итогов урока – 2 мин.
Ход урока
Организационный момент
Проверить готовность класса к занятию. На доске афоризм «Дело умных – предвидеть беду, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла». Питтак.
Серьезный, увлекательный,
всем хорошо известный,
урок по ОБЖ вас ждет,
Очень интересный.
Сидя на занятии, забудьте о скуке,
закрепите знания из этой науки,
а в конце урока будете рады:
за блестящие ответы
получите награды.
Ребята, сегодня мы с вами проводим практическое занятие по теме «Оказание первой помощи при ранениях и черепно-мозговой травме». Как вы думаете, для чего мы проводим это практическое занятие? Попробуйте сформулировать цель нашего занятия. Учащиеся самостоятельно формулируют цель, в случае неточности формулировки учитель подводит их к правильному пониманию цели занятия.
Ребята, раздел «Основы медицинских знаний» мы начали изучать с 5 класса и с каждым годом наши знания становились более углубленными и прочными. Сегодня на занятии мы повторим теоретические вопросы и научимся оказывать первую неотложную помощь при самом сложном ранении: черепно-мозговой травме.
Учащимся раздаются карточки с заданиями. За две минуты учащиеся согласно алгоритма ответа дают как можно более полный ответ по предложенной теме.
Поспеши-ка не зевай!
Правильный ответ давай.
Проверка теоретических знаний. Один учащийся из группы в течение одной минуты дает ответы на все вопросы согласно алгоритма ответа (Приложение 1).
- Определение «РАНА».
- Виды ран.
- Виды кровотечений. 1 МП при кровотечениях.
- Определение: асептика и антисептика.
- Перечислите возможные осложнения при ранениях.
- Первая помощь при ранениях.
- Что такое обморок. 1медицинская помощь при обмороках.
- Виды наложения повязок.
- Значение первой неотложной помощи.
После выполнения теоретического задания выполняем наложение повязок:
- для пальца (спиральная повязка).
- на область плеча и плечевого сустава (колосовидную повязку).
- повязка на коленный сустав (спиральная повязка).
- повязка на кисть (крестообразная).
Эти повязки могут сочетаться между собой в зависимости от места и сложности ранения.
Хоть немножко вы устали,
Силу знаний показали.
И еще один шажок –
Как спасем мы жизнь, дружок?
Приступаем к изучению правильного оказания первой неотложной помощи при черепно-мозговой травме. Эта травма считается одной из самых опасных для жизни человека. В подтверждение своих слов я предлагаю вам послушать военного врача травматолога… (видеозапись).
Кто и когда обычно становится жертвой черепно-мозговой травмы? Расхожая фраза «его в детстве уронили» обычно сопровождается характерным жестом у виска. Так сложилось, что эта грустная тема чаще становится поводом не для шуток, нежели для сочувствия. Однако человеку, который на самом деле перенес черепно-мозговую травму, не до смеха. Ведь ее отдаленные последствия могут проявиться не только легким «повреждением ума», но и более серьезными осложнениями. Ведь подобный несчастный случай может произойти с кем угодно и где угодно. Младенцы падают с кроваток и столиков, дети постарше с качелей. Школьники страдают из-за собственных шалостей. Взрослые получают такую травму в автокатастрофах и других несчастных случаях. Для пожилых людей роковым становится скользкий тротуар.
Медицина различает три формы закрытой черепно-мозговой травмы. Сотрясение мозга – самая легкая и распространенная из них. Вообще любая травма, затронувшая головной мозг, - очень серьезное испытание для организма. Поэтому, от быстроты и правильности оказанной помощи, будет зависеть жизнь человека.
При травмах головы может произойти сотрясение и сдавливание головного мозга. Причины сотрясения могут быть различными, а самыми основными являются: ушиб головы, падение, уличные катастрофы. Признаки сотрясения головного мозга: кратковременная потеря сознания в момент повреждения, тошнота, головокружение, шум в ушах, неустойчивая походка.
Какие изменения происходят в головном мозге во время травмы?
Дело в том, что мозг изнутри и снаружи имеет полости, заполненные цереброспинальной жидкостью. После травмы избыточное скопление этой жидкости в полости черепа приводит к повышению внутричерепного давления. В результате происходит сдавливание вещества головного мозга, что вызывает его медленную атрофию. Появляются и сосудистые расстройства – в виде дистонии или недостаточности мозгового кровообращения. Нарушается отток венозной крови из полости черепа.
Какие «сдвиги» в нервной системе может вызвать черепно-мозговая травма?
В последствии у некоторых травматиков развивается невроз с преобладанием депрессивных, эйфорических, истерических и других изменений личности. Человек может стать агрессивным, конфликтным или, наоборот, вялым и безразличным. Ухудшается память, снижается работоспособность. Одно из тяжелых последствий – посттравматическая эпилепсия.
Разумеется, благополучный исход в лечении черепно-мозговой травмы зависит от того, как быстро она будет выявлена. Поэтому надо запомнить основные его симптомы:
- Отключение сознания на несколько секунд или минут, сразу после травмы;
- Тошнота;
- Головная боль, слабость, головокружение;
- Двоение в глазах, светобоязнь;
- Судороги;
- Различная величина зрачков;
- Высунутый язык отклоняется в сторону;
- Ассиметрия лица;
- Нарушение равновесия;
- Онемение рук и ног;
- Амнезия – пострадавший не помнит события, произошедшие идо и после травмы.
Какую помощь пострадавшему можно оказать самостоятельно?
Для оказания первой неотложной помощи необходимо выполнить ряд мероприятий, таких как:
- уложить пострадавшего на спину с несколько запрокинутой головой и верхней частью туловища;
- приложите к голове холодный компресс, чтобы уменьшить нарастание отека мозга;
- при рвоте голову пострадавшего повернуть на бок и удалить рвотные массы изо рта и глотки.
- расстегните одежду, которая мешает дышать;
- при остановке дыхания и сердца проведите искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Помните! При потере сознания не надо выводить пострадавшего из бессознательного состояния, нужно ждать его самостоятельного возвращения. При возвращении сознания пострадавшего необходимо отправить в больницу в лежачем положении.
Прежде чем начать оказывать первую помощь пострадавшему, обязательно спросите у него разрешение на оказание помощи, так как по новому закону Министерства здравоохранения, мы не имеем права оказывать помощь без разрешения пострадавшего. Но зачастую люди при черепно-мозговой травме находятся в шоковом или бессознательном положении. В этом случае важно спокойно, убедить и объяснить пострадавшего о необходимости оказания ему первой помощи.
Если черепно-мозговая травма сопровождается повреждением костей черепа, проникающими осколками инородных тел, обрывками одежды, то ни в коем случае - нельзя удалять их. Это может повести за собой обильное кровотечение, боль пострадавшему и непоправимые последствия для жизни человека. При попадании пыли и грязи в рану в первую очередь - провести антисептические мероприятия. Для этого необходимо накапать несколько капель перекиси водорода в рану и наложить стерильную повязку без добавления порошков и мазей.
При наложении повязок необходимо придерживаться следующих правил:
- Бинтовать в наиболее удобном для пострадавшего положении, наблюдая за его лицом;
- Бинт обычно держат в правой руке, а левой удерживают повязку и расправляют бинт. Бинт ведут слева направо и раскатывают, не отрывая от поверхности тела. Каждый последующий ход бинта должен прикрывать предыдущий на 1/2 или 2/3 его ширины;
- Бинтовать руку при согнутом под небольшим углом в локтевом суставе, а ногу при согнутом под небольшим углом коленном суставе. Бинтовать конечности начинают с периферии и ходы бинта ведут по направлению корню конечности. Неповрежденные кончики пальцев нужно оставлять открытыми, чтобы можно было следить за кровообращением;
- При наложении повязки и по окончании бинтования проверяют, не туго ли лежит повязка, не слишком ли она свободна, не будет ли спадать и разматываться.
При ранении волосистой части головы применяют повязку типа «чепец».
Объяснение правильного наложения повязки:
- Кусок бинта («завязку») длиной около 0,5 м кладут средней частью на теменную область.
- Концы бинта, спущены вниз перед ушными раковинами, удерживают в натянутом состоянии помощник или пострадавший.
- После двух туров вокруг головы через лоб и затылок, бинт доведенный до завязки, обводят вокруг нее и ведут через затылочную область к противоположному концу завязки.
- На другой стороне бинт вновь обводят вокруг завязки и ведут косо, прикрывая лобно-теменную область.
- После наложения повязки один конец бинта привязывают к одному из концов завязки под подбородком.
Наиболее прочная повязка для темени, затылка и нижней челюсти – «уздечка».
Объяснение правильного наложения повязки:
- После закрепленного хода вокруг головы бинт ведут косо по затылку на правую сторону шеи и под подбородок.
- Отсюда делают несколько вертикальных ходов, пока не накроют темя или подбородок, затем бинт ведут на затылок и закрепляют его ходом вокруг головы.
- При бинтовании подбородка к этой повязке делают дополнительные ходы.
- После закрепляющего хода вокруг головы бинт ведут косо в область затылка, по поверхности шеи и делают горизонтальные ходы вокруг подбородка.
- Затем переходят к вертикальным ходам и закрепляют бинт круговым ходом вокруг головы.
А теперь работаем в парах.
Вызов скорой помощи:
- если вы не один, то сразу;
- если один, то только после оказания первой неотложной помощи!
Из рубрики – это интересно! Наука занимающаяся перевязками, называется – БИСМУРГИЯ.
Подведение итогов
Итак, сегодня на практическом занятии мы повторили раздел программы «Основы медицинских знаний» и научились правильно накладывать повязку при черепно-мозговой травме «ЧЕПЕЦ» и «УЗДЕЧКА». Поработали мы очень хорошо, я думаю все знания, полученные на уроках ОБЖ, смогут вам помочь в любой сложной ситуации найти правильное решение для спасения людей. Я знаю, в каждом доме есть место для хранения лекарственных средств и я хочу, чтобы памятки (Приложение 2) с правильным алгоритмом оказания неотложной помощи находились в вашей домашней аптечке.
Домашнее задание
Ответить на вопросы: какие признаки наблюдаются при ушибе и сотрясении головного мозга, общей контузии и в чем заключается первая медицинская помощь при таких травмах?
Вот задание на вниманье.
Ты попробуй угадай.
Приложи свое старание
и ответ скорее дай!
Ребус «03»